Рецензия

Под крылом Синей птицы

Детский музыкальный театр им. Н. Сац: вчера и сегодня

05.12.2025

На юго-западе столицы есть необычный театр, на купол которого присела Синяя птица. В пьесе Мориса Метерлинка она символ счастья и исполнения заветной мечты. Именно ее выбрала эмблемой своего театра Наталия Сац. Еще маленькой девочкой она увидела знаменитый мхатовский спектакль «Синяя птица» в постановке К.С. Станиславского, музыку к которому написал ее отец, композитор Илья Сац. Увидела и поклялась поймать эту неуловимую Синюю птицу — мечту! А главной мечтой юной Наташи было создание театра для детей. Человек невероятной энергии и одаренности, она всю жизнь шла к ее осуществлению. Уже с пятнадцати лет Сац начала ставить спектакли для юного зрителя в созданном ею Детском театре Моссовета, для которого часто сама писала пьесы. Наталия Сац стояла и у истоков Центрального детского театра (ныне РАМТ) — с 1921 по 1937 год была его директором и художественным руководителем.

Музыка с детства присутствовала в жизни Наталии Ильиничны. Ее мать, Анна Михайловна, была оперной певицей, отец, Илья Александрович, — композитором и дирижером. В 1917 году Наташа окончила Музыкальный техникум им. А. Скрябина. Опера была ее любовью — одновременно с детскими спектаклями она увлеченно ставила и оперные. Постепенно имя талантливого оперного режиссера из СССР стало известно во всем мире. В 1931 году вместе с выдающимся дирижером Отто Клемперером она поставила оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в Берлине, тетралогию Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Свадьбу Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском театре «Колон». Но главной своей задачей Наталия Ильинична считала приобщение молодого поколения к музыкальному театру. «Как важна музыка, — писала она, — как она поможет пониманию слова, идеи, эмоций, как любят дети движение, танец, яркость красок…»

Далеко не сразу, пройдя через тяжелые испытания, Наталия Сац смогла создать театр своей мечты. 21 ноября 1965 года на сцене Московского театра эстрады состоялась премьера оперы Михаила Красева «Морозко». Эта дата считается днем рождения Московского детского музыкального театра. В первые годы на его сцене шли оперы, хореография вошла в репертуар чуть позже. Первым балетным спектаклем для детей стал «Негритенок и обезьяна» Леонида Половинкина, либретто к которому еще в 1927 году написала сама Наталия Сац. Хореографом-постановщиком стала Ольга Тарасова, чьи спектакли шли на ведущих сценах страны.

Почти двадцать лет главным балетмейстером театра был хореограф Борис Ляпаев. Он стал автором постановок для детей разного возраста: «Комар и самовар», «Алые паруса», «Золушка», «Времена года», «Синяя птица».

Наталия Сац

Наталия Ильинична Сац ушла из жизни в год своего 90-летия, в 1993 году. Осиротевший театр переживал трудные времена — были и поползновения его перепрофилировать, и отобрать здание. К счастью, пройдя сквозь горнило испытаний, Детский музыкальный театр выстоял. В начале нового столетия в его истории началась и новая эпоха: обновились репертуар и составы оперной и балетной трупп. А главное, к руководству пришли креативные люди, задавшие иной вектор развития Детского музыкального театра.

В 1993 году главным балетмейстером стал экс-премьер Музыкального театра им. Станиславского, народный артист России Владимир Кириллов. Он основательно «почистил» труппу, выровнял ее по исполнительскому уровню, пригласил хороших педагогов. Сделал все, чтобы подготовить вверенный ему коллектив к исполнению классических балетов. И первым таким спектаклем стал «Щелкунчик» в авторской версии Бориса Мягкова. Некоторое время спустя Кириллов перенес на сцену Театра им. Сац «Лебединое озеро» в постановке Владимира Бурмейстера — лучшую, по мнению многих, версию легендарного балета, в которой он и сам танцевал много лет.

В 2010 году художественным руководителем и директором Детского музыкального театра стал известный оперный режиссер Георгий Исаакян. «Основная миссия нашего театра — приобщение детей и подростков к вершинным явлениям русской и мировой культуры», — так определял он свои приоритеты. Несмотря на принадлежность к миру оперы, худрук никогда не забывал и о балетной труппе. По его инициативе было налажено сотрудничество с фондом «Русские сезоны ХХI века». Андрис Лиепа возобновил на сцене театра балеты Михаила Фокина. Сам Исаакян считает этот факт «огромной творческой победой». Николай Цискаридзе перенес на сцену театра балет «Щелкунчик» в версии Василия Вайнонена. Важным событием стал приход в 2016 году известного балетмейстера, лауреата «Золотой маски» Кирилла Симонова на пост художественного руководителя балетной труппы. Сложившийся мастер со своим стилем (а на счету Симонова были к тому времени и «Щелкунчик» в Мариинке, в оформлении Михаила Шемякина, и новосибирская «Золушка», удостоившаяся «Золотой маски», и масса других успешных постановок) получил в свое распоряжение хорошо выстроенную профессиональную труппу. За неполные десять лет деятельный хореограф пополнил афишу полноформатным и камерными спектаклями.

На сегодняшний день в репертуаре Детского музыкального театра им. Н. Сац более пятидесяти названий, среди которых классические и современные оперы и балеты. Георгий Исаакян стал создателем фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» — крупнейшего смотра музыкальных театров стран СНГ. В рамках фестиваля Московский детский музыкальный театр им. Н. Сац отметил свой 60-летний юбилей.

Праздничный гала-концерт 6 ноября на сцене Кремлевского дворца стал своего рода рассказом о том, чем живет сегодня балетная труппа театра. Двухчасовое действо без антракта было срежиссировано Кириллом Симоновым с присущей ему динамикой. Открывала его ключевая сцена из балета «Маскарад» на музыку Арама Хачатуряна: квартет главных героев на фоне бала и дуэт-объяснение Арбенина и Нины. Симонов любит переосмысливать литературный материал, придавая ему, на первый взгляд, неожиданный исторический и стилистический колорит. Действие пьесы Лермонтова он перенес в эпоху ар-деко, отчего спектакль окрасился в тона «Великого Гэтсби». Впрочем, страсти остались романтическими, так же как и музыка. Порочная баронесса Штраль (Анастасия Лодде) и Звездич (Тимур Куаталиев) плели интриги на балу, Нина (Елена Князькова) пыталась безуспешно оправдаться перед сгоравшим от ревности Арбениным (Максим Подшиваленко). Персонажи нового «Маскарада» в лаконичных черных костюмах говорят у хореографа на языке неоклассики, акцентируя всплески эмоций акробатическими поддержками. Герои Лермонтова с их страстями оказываются поразительно близки нашему времени.

Тем же режиссерским приемом Симонов воспользовался и при постановке балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» — недавней премьеры театра. Здесь действие перенесено в абстрактный итальянский город середины прошлого века. Герои Шекспира, одетые в стильные костюмы от Татьяны Ногиновой, словно сошли с кадров фильма эпохи неореализма. На концерте Джульетта (Феличия Русу) и  Ромео (Артур Баранов) исполнили сцену свидания на балконе, одарив зрителей бьющими через край эмоциями.

Благодаря цельной режиссуре метод Кирилла Симонова иногда называют «режбалетом» по аналогии с оперным мейнстримом конца  XX века — «режоперой». Чтобы создать цельное произведение ему достаточно просто хорошей музыки. Бессюжетный камерный балет Richard Capriccio родился из музыки Рихарда Штрауса. Под звуки квартета венского неоклассика вдохновенная и страстная Елена Князькова перелетала в головокружительных поддержках от одного партнера к другому. Внутри импрессионистского по сути трио возникала тонкая нить взаимоотношений. «Мужчина и женщина на сцене — уже сюжет», — сказал когда-то Джордж Баланчин.

Наталия Ильинична Сац неизменно подчеркивала важность знакомства детской аудитории с шедеврами классики. Классическое балетное наследие представлено в репертуаре театра тремя балетами Петра Чайковского и романтической «Жизелью» в редакции Кирилла Симонова. Для праздничного гала Симонов выбрал не стандартное свадебное па-де-де, а скрипичное адажио сцены нереид из своей авторской версии «Спящей красавицы». Ведущая классическая пара труппы, Варвара Серова и Иван Титов, исполнила его академично, пленяя тонкостью переживаний и красотой линий.

Классикой Театра Сац стали балеты Михаила Фокина, всегда собирающие аншлаги. За время, что спектакли «Русских сезонов» находятся в репертуаре труппы, ее танцовщики, кажется, изнутри постигли логику балетмейстера. К тому же их артистизм и темперамент как нельзя лучше подходят к фокинским полотнам. В кремлевском гала-концерте они были представлены достаточно широко. Валерий Кравцов эмоционально станцевал монолог Петрушки из одноименного балета, Варвара Серова и Максим Подшиваленко блестяще исполнили дуэт из «Жар-птицы». А в дуэте из балета «Шехеразада» солировали гости вечера («друзья театра», как назвал их ведущий) — прима Большого театра Евгения Образцова и экс-премьер Мариинского театра, ныне худрук балета Большого театра Беларуси Игорь Колб. Для миниатюрной Образцовой партия томной красавицы Зобеиды стала смелым экспериментом.

Настоящим подарком к юбилею театра стала российская премьера номера (на самом деле, это фрагмент балета) Павла Глухова «Смерть и Девушка» на музыку одноименного струнного квартета Франца Шуберта в исполнении еще одной гостьи вечера — экс-примы Мариинского театра Дарьи Павленко и ведущего солиста Театра Сац Тимура Куаталиева. Трагический диалог-поединок развивался по нарастающей: от неслышного присутствия Смерти где-то в стороне от Девушки до ее полной победы над угасающей героиней. Солист Театра Сац, необычайно пластичный и харизматичный Тимур Куаталиев, не уступал именитой Дарье Павленко в мастерстве — это был диалог на равных.

В праздничном концерте невозможно было обойти стороной детские балеты, всегда присутствующие в репертуаре театра. Зрители увидели фрагмент из спектакля «Синяя птица» на музыку Ильи Саца. Создавалась эта музыка для легендарной мхатовской постановки 1908 года, но ныне это балет, поставленный Кириллом Симоновым в честь пятидесятилетнего юбилея театра, праздновавшегося в 2015 году. Персонажи сказки Метерлинка вышли на сцену под известную каждому с детства мелодию «Мы длинной вереницей пойдем за Синей птицей» — своеобразный гимн Детского музыкального театра.

Еще один шедевр Михаила Фокина — знаменитые «Половецкие пляски» в темпераментном исполнении всей балетной труппы и хора театра —триумфально завершили юбилейный вечер в Кремле.

Праздничный концерт прошел, а уже через неделю на Малой сцене театра состоялась премьера спектакля «Ящик с игрушками» на музыку Клода Дебюсси. Это — подарок Кирилла Симонова к юбилею.

В истории Детского музыкального театра «Ящик с игрушками» — неновое название. В 1974 году по инициативе Наталии Сац балетмейстер Ольга Тарасова поставила одноименный балет на музыку Дебюсси. Успешный спектакль шел много лет и запомнился многим. Нынешняя премьера — авторское переосмысление музыки знаменитого французского композитора и оммаж истории театра.

«Ящик с игрушками» был создан Дебюсси в качестве подарка своей дочери Клод-Эмме. Композитор придумал для своей любимицы (а именно так переводится с французского ее прозвище Шушу, созвучное слову «joujou» — «игрушка») прелестный балет про жизнь игрушек. Сам Дебюсси, кажется, верил в их одушевленность. Он писал: «Душа куклы еще более таинственна, чем даже Метерлинк предполагает; ее не так легко зачислить в разряд бессмыслицы, как многие человеческие души». Действительно, в ящике с игрушками разыгрываются совсем недетские страсти: за благосклонность Куклы-красотки борются Полишинель и Солдатик. Поначалу она отдает предпочтение болтливому и легкомысленному Полишинелю. Страдающий Солдатик ссорится с соперником, между ними происходит драка, которая перерастает в настоящий бой армий полишинелей и солдатиков. В ходе сражения Солдатик тяжело ранен, Кукла бросается к нему и видит у него на груди алую розу — дар влюбленного, который она отвергла раньше. Движимая состраданием, Кукла начинает ухаживать за раненым и молиться за него. И вдруг понимает, что любит стойкого Солдатика, а не пустослова Полишинеля. Так Солдатик и Кукла обретают свое счастье. На кукольные сбережения они покупают ферму, где начинают новую жизнь. Проходит двадцать лет. В эпилоге мы видим Солдатика с седой бородой, который все так же прижимает к груди завядшую алую розу, и изрядно пополневшую Куклу, которая теперь не танцует, а поет. Перед домом резвятся их дети: две прелестные дочки и сын. Казалось бы, кукольная история кончилась. Но как только наступит следующая ночь, игрушки вновь оживут и начнется новая сказка.

Изысканная музыка Дебюсси в исполнении оркестра под управлением Артема Макарова и пианистки Дарьи Смирновой помогает артистам рассказать эту незатейливую сказку. Иронизируя над театральными штампами, композитор не удержался от комических цитат из своей и чужой музыки: сражение солдатиков и полишинелей проходит под звуки марша из «Фауста» Шарля Гуно, Кукла дарит солдатику красную розу совсем как Кармен — Хозе, их свадьбу сопровождает «Свадебный марш» Феликса Мендельсона, лейтмотив Полишинеля удивительно напоминает «Петрушку» Стравинского. Впрочем, в балете Дебюсси французский Петрушка-Полишинель утратил ореол страдальца, стал нахальным и бессердечным. Несчастного героя фокинского балета напоминает, скорее, Пьеро — еще одна кукла из ящика, вечно попадающая в нелепые ситуации. Напоминает и хореографически — общей гротескностью танца, хаотическими взмахами тряпичных рук. Молодой Солдатик, борющийся с противником, предельно собран и стремителен в своих прыжках и вращениях, а в сцене семейного счастья на ферме в его танце появляются кантилена и певучесть линий и поз. Создавая партию Куклы, Кирилл Симонов не стал подчеркивать кукольность ее движений, здесь нет «деревянных» корпуса и рук. Героиня изъясняется на языке неоклассики свободно и легко. Вместе с тем она лишена кокетства и жеманства. Кукла — немного абстрактный образ женственности. Да и весь кукольный мир получился отражением мира людей. Отражением философским, рассказанным на языке детской сказки. «Взято из жизни для самой нежизненной кукольной пантомимы», — писал Михаил Фокин о своем «Петрушке». Это же можно сказать и о новом балете Кирилла Симонова. «Ящик с игрушками» будет интересен любой аудитории. Как и любой спектакль вечно юного, хоть и разменявшего седьмой десяток Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац.

 

Автор: Анна Ельцова

Фото: Елена Лапина
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.