Ирина Копачева-Куровская — дирижер нового поколения, чья профессиональная траектория сочетает академическую точность с живым сценическим мышлением. Начав свой путь в 14 лет с хорового дирижирования, она прошла обучение в ведущих музыкальных институциях и сегодня работает ассистентом дирижера Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, участвуя в крупнейших оперных постановках и современных балетных премьерах. Также является приглашенным дирижером Рязанского музыкального театра и Камерного струнного оркестра Владимирской филармонии. Ее карьера развивается на стыке оперного, симфонического и авторского направлений, формируя узнаваемый творческий почерк.
С недавних пор Ирина все глубже погружается в балетный репертуар: в конце прошлого года она дирижировала классической «Сильфидой», что стало новым и важным этапом в ее карьере. Мы провели с ней целый день, наблюдая за ритмом этой профессии и разговаривая о тех тонких настройках дирижерской работы, которые обычно остаются за кулисами, но во многом определяют результат на сцене.
Если ты думаешь о том, что должен что-то доказывать, значит, ты уже внутри допустил сомнения в свой адрес.
9:30 СПОРТ
Как и многим творческим людям, мне трудно заставить себя заниматься спортом дома. Поэтому я хожу с другом на бокс за компанию. Если я беру в рюкзак хотя бы две партитуры (а если еще и клавир) — это та еще нагрузка на спину. Так что спорт мне необходим для поддержания мышечного корсета.
11:00 СВЕРКА С РАСПИСАНИЕМ НА ДЕНЬ
В работе театра есть четкая структура, и для введения нового дирижера в спектакль нужно определенное количество репетиций. Не всегда есть такая возможность. Руководство давно направляло меня к балету, но когда нет четкой задачи, сложно в нее погрузиться. Тем более что всегда есть много другого материала, над которым ты в текущий момент работаешь.
В этом сезоне четкая задача появилась: была назначена оркестровая репетиция со мной. У меня было всего пять дней на подготовку.
12:00 РЕПЕТИЦИЯ БАЛЕТА «СИЛЬФИДА»
Подготовка к классическому спектаклю у дирижера происходит поэтапно. Я сидела на балетных классах, чтобы понять движения, изучить балетную лексику. Важно было ходить на репетиции всех составов, и я спрашивала обо всем, что мне было непонятно — и у педагогов, и у солистов, и у артистов кордебалета. Общалась с концертмейстерами, которые часто давали рабочие советы.
Играть все «в ноги» артисту не работает. Сразу сбивается музыка, и на сцене тоже все валится. Поэтому важно знать хореографию, чтобы в нужный момент совпасть с артистом на музыкальных стыках. На рояльных репетициях педагоги часто мне говорили: «Не смотрите на артиста». Но я для себя поняла: если ты как дирижер ведешь спектакль, предлагая музыку и действуя со знанием партитуры и хореографии, тогда со сценой возникает настоящая связь и рождается спектакль, который даст зрителям то, зачем они пришли — причастность к искусству.
14:00 РЕПЕТИЦИЯ ОПЕРЫ «ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА»
Я считаю, что хороший дирижер должен уметь дирижировать всем. Для меня балетная музыка стоит в одном ряду с оперной и симфонической.
15:30 ПЕРЕРЫВ
Энсел Адамс, фотограф, говорил : «Нет ничего хуже, чем четкое изображение нечеткой концепции». Так вот сегодня термин «искусство» размыт до неузнаваемости. Лично для меня «искусство» — это когда на сцене происходит что-то такое, чему невозможно дать вербальное объяснение, ты чувствуешь это всем телом и можешь уверенно сказать: «Да, сегодня зритель стал на ступень ближе к свету».
Я еще не нашла для себя идеальный рецепт дня, когда у меня спектакль. У меня еще нет такого потока, чтобы я могла определить, что мне нужно для максимального результата. Дни очень разные, в театре жизнь насыщенная — даже в день спектакля могут быть репетиции и срочные дела.
17:00 ДВА ЧАСА ДО СПЕКТАКЛЯ
Для меня важно в день спектакля провести полтора часа с партитурой: еще раз глазами пройтись по всему спектаклю и мысленно проиграть материал по всем моим маркам, остановившись на деталях.
«Сильфида» — «лоскутный» спектакль в музыкальном плане, в нем важно четко выстроить весь материал и привести к кульминации.
Погрузиться в балетный мир было крайне интересно. Такое яркое начало сезона дало мне импульс для новых мыслей. Ты начинаешь читать новые книги, когда изучаешь спектакль и его историю. Плюс анализируешь опыт коллег: как работали над ним другие дирижеры.
18:45 НАСТРОЙ
В стрессовых ситуациях я хорошо собираюсь.
19:00 СПЕКТАКЛЬ
В классе артисты одни, а на сцене часто все идет по-другому. У меня еще нет такого опыта, чтобы считывать, в каком настроении и состоянии сегодня артист и какой темп он возьмет. Даже зная, в каком темпе я дирижировала вчера, сегодня мне это не поможет.
Наверное, это прозвучит неожиданно, но именно в балетных спектаклях я смогла в большей мере реализовать свои музыкальные идеи и поделиться со зрителем своим видением.
«Сильфида» — не первый спектакль, которым я дирижировала. Первым был «Последний сеанс», затем — «Перигелий». Оба этих спектакля — не классические, и полноценная функция дирижера в них по разным причинам снижена. Да, это была большая работа по разучиванию материала, но все же именно работа над «Сильфидой» стала для меня новой вершиной на дирижерском поприще.
22:00
ФИНАЛЬНЫЕ ПОКЛОНЫ
Я считаю, что нет никаких различий между женщиной-дирижером и мужчиной-дирижером. Несмотря на то что я сталкивалась в консерватории с предубеждениями по половому признаку (кому нужно идти в дирижеры, а кому нет) и слышала фразы от некоторых индивидуумов: «А что, больше некого брать?» — я для себя выбрала тактику концентрироваться на людях, которые помогали мне идти по выбранному пути. Особенно важна для меня поддержка моего педагога и руководителя Феликса Коробова.
Фоторепортаж: Юлия Федорова Текст: Алиса Асланова