Ролан Пети: «Танцем можно выразить все»

Хореограф Ролан Пети

16.01.2024

Наверное, нет более родного для нас среди всех иностранных хореографов XX века человека, чем француз Ролан Пети. И кажется, что появлялся он у нас не чаще своего коллеги Мориса Бежара и работал практически с теми же звездами, но как будто ему удалось стать своим, а не приезжей иностранной звездой. А может, дело в продолжительности и растянутости его нахождения в истории советского и постсоветского балета. Ведь не только с Майей Михайловной он успел поработать, но и с Николаем Максимовичем тоже. А это совсем разные эпохи.

Чем больше изучаешь его творчество, тем лучше понимаешь, насколько нетипичным для Франции он был: пройдя все «нужные» реперные точки для правильной балетной биографии, он не захотел проторенной дорожки, о которой может мечтать обычный француз. Дорожка эта — постоянный контракт и социальная защищенность — стала слишком тесной для него. И он осознанно в юные годы рвет с теплым местом, в котором до самой пенсии мог бы безмятежно существовать и, может, даже дослужиться до самой желанной должности директора балетной труппы. Нужно добавить, что его юность пришлась на военные годы, и тем отважнее и безрассуднее выглядит эта жажда свободы, новых горизонтов и, вероятно, провала. 

Но вернемся к началу. Эдмон Пети и Роза Репетто впервые стали родителями в 1924 году: 13 января в их семье появился сын Ролан. Наверное, фамилия Репетто вам кажется знакомой, и это неспроста: фирму знаменитых балеток Repetto основала мать Ролана Пети. Вам может показаться очевидной взаимосвязь семейной фирмы и выбора профессии сына, но на самом деле все было ровно наоборот: уже вовсю танцующий Ролан нашел своей матери дело жизни после того, как сам порекомендовал ей уйти от своего отца.  

Роза Репетто была очень активной и старательной, ей вовсе не хотелось быть домохозяйкой, которая так и ждет, как бы понянчиться с внуками. И поначалу Ролан думал, что ей можно было бы открыть книжную лавку/библиотеку наподобие той, что была у Сирила Бомонта в Англии. Но потом понял, что его мать все-таки не Бомонт, она не горит этой идеей настолько, чтобы сделать это место центром притяжения танцующей богемы Парижа. Тут ему и приходит в голову идея с балетной обувью. Сначала профессиональной, для артистов, но, когда в 1956 году вышел фильм «И Бог создал женщину» с Брижит Бардо, для которой Роза придумала модель балеток «Золушка», популярность этой обуви захватила всю Европу. Розе даже пришлось открывать настоящий бутик вместо рабочего ателье на рю де Ля Пэ прямо рядом с Парижской оперой.

Балетки «Репетто» покорили весь мир, в них ходили звезды и главные красавицы кинематографа. И не только красавицы, но, например, Серж Генсбур, который стал амбассадором фирмы, рекламируя везде модель Zizi (угадайте, в честь кого эта модель названа…).

В 1984 году Роза умерла, и фирма перешла было к Ролану, однако тот отказался от управления из-за недостатка времени и желания вести бизнес, который он позже продал.  

Отец Ролана — Эдмон — владел небольшой закусочной, где сын и начал проявлять свой талант к танцу. Как только он слышал игру небольшого оркестра, сразу пускался в пляс. Своим коронным номером в три года считал «Пиццикато» Делиба. Публика ему аплодировала, и он чувствовал себя настоящим артистом. 

Однажды Ролан сказал отцу, что свяжет свою жизнь с танцем и если тот не согласен, то он просто уйдет из дома и станет танцовщиком во что бы то ни стало. Отцу поначалу не нравилась эта идея. А мать поддерживала сына и даже сделала так, чтобы 9-летнего Ролана просмотрели в труппу при «Казино де Пари» (это не казино в прямом смысле слова, а мюзик-холл). Там его посмотрели и вежливо отказали, дежурно пообещав, что обязательно свяжутся, если им понадобится в труппу молодой человек.

Отец от такой новости был в ярости. Он лично отвел Ролана в школу при «Опера́», записал его на медицинское обследование, что предшествовало вступительным экзаменам, и сказал: «Хочешь танцевать, значит, будешь танцевать». Но добавил: «Если ты не будешь лучшим, я заберу отсюда документы сразу же».

В итоге в 15 лет Ролан становится артистом кордебалета «Опера де Пари», где проходит через всю возможную массовку: и оперную, и танцевальную. Но Пети решил не ограничиваться только школой Опера́: он ездил на велосипеде (и вечно опаздывал из-за этого) на занятия балетом к знаменитой мадам Рузанн (она, кстати, с него не брала денег за уроки). Той самой, что станет главным педагогом другого юного француза — Мориса Бежара (который позже запечатлел ее в «Парижском веселье»). К ней ходили и Виолетт Верди (она станет однажды директором труппы «Опера́» и будет французской музой Баланчина), и Лесли Карон — звезда кинематографа. Это было трудное время для Ролана: бесконечные репетиции, спектакли, вводные… Он бегал из театра в театр, просыпаясь в шесть утра, чтобы все успеть. А еще находил время на кино, куда ходил в свободное время и где, собственно, выучил английский язык.

В 1941 году Ирэн Лидова, балетный критик, продюсер и супруга известного фотографа Сержа Лидо (Сергея Лидова), решила познакомить балерину Жанин Шарра с Пети. Шарра в 12 лет снялась в фильме «Умирающий лебедь» вместе с Иветт Шовире, что мгновенно сделало ее знаменитой во Франции. Но на тот момент она уже проводила собственные концерты, хореографию для которых ставила сама. В определенный момент стало ясно, что ей не хватает партнера. Вот Лидова и решила, что Жанин и Ролан могут быть друг другу полезны. Шарра была известна, а о Пети тогда никто не знал. Такой шанс он упустить не мог. Они сразу сработались и решили, что новую программу будут ставить вместе. Удивительно, что их концерт пришел поддержать сам Серж Лифарь, который даже придумал для них небольшое pas de deux.

Лидова позвала своих друзей — Михаила Ларионова, Наталью Гончарову и Жана Маре — помочь с оформлением концертов. Маре очень стеснялся и предоставил им макет с надписью «Этот плохой рисунок нарисован Жаном Маре». Аккомпаниатором первого концерта стал Александр Черепнин.

Тандем Пети и Шарра продержался три года, по прошествии которых Пети стал так же популярен, как и его партнерша. Их совместный спектакль «Орфей и Эвридика», где они уже сами не знали, кто какую хореографию придумал, стал сенсацией Парижа. А Ролан Пети — настоящей звездой. И вот тут ему становится тесно: он не хочет уже довольствоваться небольшими партиями в Опера́, которая очевидно сковывает его разрастающийся дар хореографа, но и уволиться сам не осмеливается. Директор театра Жак Руше, пребывая не в восторге от этих «левых» репетиций Ролана, пишет письмо… его отцу с просьбой как-то решить проблему. В итоге после долгих обоюдных запугиваний увольнением или уходом из труппы Ролан Пети сам порывает с театром. Случилось это ровно на следующий день после освобождения Парижа.

Опять же: Пети самолично отказывается от тепличных условий, да еще и делает это в чудовищно неблагоприятное для Европы время. На дворе 1944 год, у него есть три года опыта работы хореографом вместе с Жанин Шарра, но она решает не продлевать с ним сотрудничество.

И снова он вытягивает счастливый билет благодаря Ирэн Лидо: ее друг, администратор театра Сары Бернар, зная страсть продюсера к танцу, предлагает ей проводить раз в неделю балетные вечера. Они дают сцену, залы и персонал, а Ирэн должна была предоставить сформированный вечер, рекламу и полный зал. Все складывается в пользу Пети: Лидо нужен был талантливый молодой хореограф, а ему — зал и поддержка. Билеты на первый вечер были раскуплены за одно утро, но, конечно, вырученные деньги не покрывали практически никаких расходов. Все они работали ради любви к танцу. Все они — это Жан Бабиле, Ирэн Скорик, Нина Вырубова, Рене Жанмер… И вот, после показа первого настоящего балета Пети «Соловей и роза», в котором блистала Нина Вырубова, пришедшие на этот вечер Борис Кохно и Кристиан Берар предложили Пети поставить спектакль «Бродячие комедианты», денег на который дал... отец Ролана.

2 марта 1945 года на арендованной сцене Театра Елисейских полей была дана программа из спектаклей Ролана Пети: помимо «Комедиантов» показали еще несколько работ, в том числе «Гернику», для которой Пети пошел просить Пикассо сделать костюмы. Пикассо сказал ему тогда: «Надень рубашку, черные штаны и эспадрильи». Так они и танцевали, думая, что это Пикассо сделал им костюмы.

Балет «Комедианты» на музыку Анри Соге рассказывает о жизни труппы бродячих артистов. По факту это изнанка «Парада» Мясина/Пикассо/Сати/Кокто. Интересно, что обе работы были созданы в период окончания больших войн. Только настроение у «Комедиантов» более радостное, без тревожно-безнадежной нотки «Парада». 

Успех «Комедиантов» привел к тому, что Ролану Пети поступило предложение от директора Театра Елисейских полей создать там свою собственную труппу. Так, 12 октября 1945 года появился «Балет Елисейских полей», тем самым открыв и сам театр, который во время войны не работал. Театр брал на себя все административные издержки, а отец Ролана Пети помогал финансово. Художественным руководителем становится либретист «Русского балета Дягилева» Борис Кохно. Ирэн Лидо стала директором труппы, а Пети — хореографом и солистом. Но последнее слово было не за Пети, а за Кохно и директором Театра Елисейских полей Роже Юдом. 

Труппу набрали в основном из тех, кто уже участвовал в «Танцевальных вечерах» Театра Сары Бернар. Но главная звезда — Нина Вырубова — не смогла войти в состав новой труппы. Другая молодая балерина — Рене Жанмер, из которой можно было сделать звезду, в последний момент сбежала к Сержу Лифарю в Монте-Карло.

К сожалению, труппа просуществовала недолго из-за огромного количества долгов, которые Пети уже не мог оплачивать. Единственным способом выйти из этой ситуации было признание себя банкротом. Так он вышел из состава труппы, которая без него просуществовала еще пару лет. 

Но перед тем как Пети ушел из «Балета Елисейских полей» в «Балет Парижа», произошло одно очень важное событие — премьера балета «Юноша и смерть» 1946 года.

Что нам нужно знать про этот балет?

  1. Сценарий принадлежит Жану Кокто, который уже писал до этого оригинальные либретто для балетов — «Голубой экспресс» Брониславы Нижинской и «Парад» Леонида Мясина.
  2. Сюжет достаточно простой. Художник страдает. К нему приходит его девушка. Она его отвергает. Он вешается. Они со Смертью (которая оказывается его девушкой) идут по крышам Парижа в никуда. 
  3. Кокто настаивал на том, чтобы Пети придумал простые движения и отошел полностью от лексики классического языка. Поэтому там можно увидеть и настоящую сигарету, и повседневный жест — проверка работы наручных часов.
  4. Кокто же придумал и то, что сейчас для современного танца является нормой: не привязывать хореографию к музыке, а репетировать под другой аккомпанемент. Пети работал под джазовую импровизацию. Вышло около 16 минут. Позже на премьеру они стали искать музыку примерно такой длины и нашли «Пассакалию» Баха. Хотя идея Кокто была в том, чтобы каждый раз этот спектакль шел под другую музыку.
  5. Первыми исполнителями балета стали Жан Бабиле и Натали Филиппар. 
  6. 1946-й — Вторая мировая война лишь год как закончилась. Денег на декорации нет. Откуда же тогда возникла такая грандиозная конструкция? Сценограф Жорж Вакевич просто взял декорации из фильма «Мартин Руманьяк» (где снимались Марлен Дитрих и Жан Габен), так как они к тому моменту уже были не нужны. 
  7. «Юноша и смерть» — первый французский балет, столкнувшийся с проблемой авторского права. В 1956 году Жан Бабиле решил восстановить работу к сезону в «Олимпии». Пети и компания дали добро. Но продюсер балета Роже Юд, директор Театра Елисейских полей, подал в суд, так как считал, что это он владел правами на хореографию, сценографию и костюмы, так как в 1946 году именно он за них заплатил. Французский суд, правда, посчитал, что его роль не вполне доказана, и провозгласил авторами балета Пети и Кокто.

Когда Пети ушел из «Балетов Елисейских полей», то сразу же стал заниматься созданием новой труппы: той, в которой все будет по его правилам. Ирэн Лидо помогла ему в поисках меценатов, она же и подсказала новое название: «Балет Парижа». Туда ему уже удалось пригласить свою школьную подругу Рене Жанмер, но первые работы, которые он на нее поставил, провалились. К счастью, дебют новой труппы поддержала британская балерина Марго Фонтейн, которой восхищался Пети. Для нее он поставил балет «Девушки ночи» на музыку Франсе, «жестокую притчу» о кошечке Агате (Марго) и юноше (его танцевал сам Пети), влюбленном в нее. Пети пришлось вежливо «отпрашивать» Марго у Нинетт де Валуа, та согласилась ее отпустить с одной лишь просьбой — заботиться о ней. Знала бы она, что на премьере под Марго и Роланом рухнула декорация и они оказались под завалами из гипсокартона и дерева! Оркестр остановился, зрители вскочили со своих мест, а Марго своим тоненьким голосом с милым британским акцентом крикнула из-под декораций: «Продолжайте!»

То, что Пети заполучил к себе в спектакль самую известную балерину своего времени, уже говорило о его укрепляющемся звездном статусе в мире балета. И хотя Фонтейн, к сожалению, не смогла принять участие в следующих сезонах, планку поднять она ему помогла.

Вечером 21 февраля 1949 года зрители лондонского Princess's Theatre ревели от восторга. Ролан Пети говорил позднее, что никогда в жизни у него не было такого успеха, как тогда вечером. С этого дня мир окончательно пал у ног этого французского балетмейстера, но главное — у безумно красивых ног главной его музы Зизи Жанмер. Той самой Рене, что сначала убежала от него к Лифарю, а потом и вовсе провалила первые работы «Балета Парижа». 

Будучи на гастролях в Германии, Пети решил однажды сходить вечером на оперу. Давали «Кармен». Он знал лишь базовый сюжет и какие-то самые известные арии. Больше толком ничего. И тут он слышит увертюру и в рыданиях убегает из театра с четко осознанной мыслью создать балет на эту тему. Он начинает работать, не особо привязываясь к партитуре Бизе (у него даже на одну из арий Кармен стоит танец мальчишки). Работа шла в Германии, потом в Париже. Но премьеру отыграли в Лондоне, на гастролях. 

Princess's Theatre находится на круговом перекрестке, и на следующий день после премьеры толпы людей овивали здание, образовывая громадную очередь за билетами. Так длилось шесть недель. 

Что касается главной исполнительницы: Пети мечтал отдать эту партию Колетт Маршан. Она казалась ему очень сексуальной с этими ее кудряшками и милыми пухлыми щечками. Но Рене Жанмер, которая была солисткой его труппы и с успехом танцевала pas de deux из «Щелкунчика», поставила ультиматум: либо я танцую Кармен, либо ухожу из труппы. Пети не мог ее отпустить в разгаре гастролей, поэтому согласился репетировать с ней, но при одном условии. Она должна подстричься под мальчика и стать таким персонажем без пола: ни роковой девушкой, ни парнем. Просто вихрем, который сметает все на своем пути. 

В день премьеры на спектакль пришла Марго. Пети с ужасом ей признавался, что совершил самую большую ошибку: он создал самый великий свой балет, который Рене провалит. Она ни разу не проходила его до конца и точно не выдержит. Она и не выдерживала. После окончания одной из вариаций зал начал гудеть. Оркестр остановился и не смог продолжать. Секунды длились вечно. Все-таки спектакль продолжился, а в сцене смерти Рене прошептала Ролану: «Я больше не могу». Он так рассвирепел, что влепил ей настоящую пощечину, которую должен был в танце сымитировать. Она вскрикнула, но впоследствии даже оставила это в спектакле. 

Спектакль стал визитной карточкой Пети. От него требовали эту «Кармен» (обязательно с Рене Жанмер, которая берет себе творческий псевдоним Зизи) везде. За всю жизнь они исполнили его более 5000 раз. И если в роли Хосе бывали и другие артисты, кроме Пети, например Михаил Барышников или Эрик Брун, то, конечно, с Зизи не смог сравниться никто. Она проросла в Кармен, стала ею. 

В скором времени она стала и женой Ролана Пети, пообещав быть преданной ему не только в жизни, но и в творчестве.

С другими хореографами она не работала. Два своих главных балета Пети сочинил в самом начале пути, но его работоспособности и всеядности можно было позавидовать. Он был трудоголиком и брался за любые проекты: поставить полнометражный балет в «Опера́» — легко; поставить шоу в варьете — давайте сразу несколько; а танцы в Голливуде — почему бы и нет. В «Опера́», кстати, ему удалось на несколько месяцев стать директором балетной труппы, то есть галочку в своем bucket list он смог проставить. Почти сразу после этого он уезжает в Марсель открывать там свою балетную труппу, получившую немного позже статус национальной. Звездами труппы была балетная пара Доминик Кальфуни и Дени Ганьо — она этуаль Парижской оперы, он — этуаль его труппы. Их сына мы и сейчас имеем счастье видеть на сцене — звезду «Опера де Пари» Матье Ганьо. 

Пети, по его собственным подсчетам, поставил около 180 спектаклей, и каждый раз это давалось ему легко и непринужденно. Он сочинял быстро, буквально за несколько дней, и редко что-то потом менял. В «Кармен» не изменено ни запятой, как сам Ролан потом говорил, а вот «Юноша» часто слегка корректировался под нового исполнителя. А когда Нуреев на гастролях изменил под себя хореографию в балете «Собор Парижской Богоматери», Пети был в ярости и пообещал больше никогда с ним не работать. 

Сюжеты постановок сами падали на него: он читал «Монаха» Мэтью Грегори Льюиса, где одним из героев был горбатый злой персонаж. История ему понравилась, но однажды он проходил мимо книжного, где лежала пирамида романов Виктора Гюго и сверху — томик «Собора Парижской Богоматери». Вот все и сложилось — он нашел свой сюжет. С Марселем Прустом было примерно так же: в длительные гастроли в Гамбург он взял с собой его полное собрание сочинений, чтобы не скучать длинными холодными вечерами и иметь с собой частичку французской культуры. В семитомной вселенной Пруста он находил себя на каждой странице: так и родилась идея балета «Пруст, или Перебои сердца». 

Дочь Валентина однажды дала Пети прослушать диск группы Pink Floyd: ошеломленный, он поехал в Лондон для того, чтобы встретиться с музыкантами и получить разрешение на использование их музыки для своей новой постановки.

Ролан Пети был не просто феноменальным трудоголиком, но и, помимо всего прочего, владел талантом продюсировать и рекламировать свои проекты. Он понимал, что надо записывать на пленку постановки, и старался делать это именно с теми артистами, на которых он ставил. Пети выкупал съемки шоу, где блистала его жена Зизи, и передавал все свои архивы (балетные, варьете и кино) в синематеку Лозанны. Сейчас для того, чтобы ознакомиться с лучшими его произведениями, достаточно пойти в YouTube, где выложены такие работы, как «Клавиго», «Пинк Флойд Балет», «Кармен», «Коппелия» (с самим Роланом в роли Коппелиуса), «Арлезианка», «Пруст, или Перебои сердца», «Юноша и смерть», «Сирано де Бержерак», «Спящая красавица», «4 сезона», «Моя Павлова» и другие. И, наверное, они расскажут о нем лучше тысячи слов.

 

 

Автор: Вита Хлопова

Иллюстратор: Оксана Хренова
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.