Статьи

Балетный конкурс глазами балерины

Элеонора Шайдуллина

05.07.2025

В балетных школах учебный год подошел к концу, экзамены сданы, впереди каникулы. Летом можно строить планы, ставить новые цели, а еще можно оглянуться, чтобы оценить проделанную работу. Сегодня мы публикуем необычный материал о студентке второго курса Московской государственной академии хореографии Элеоноре Шайдуллиной, за которой мы наблюдали на протяжении соревновательной недели на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов, где она по итогу состязания заняла первое место в младшей группе.

Готовиться к конкурсу Элеонора с педагогом начали после Нового года: «Я посоветовалась с Анной Анатольевной, и мы вместе приняли решение, что можно попробовать». Успешно пройдя первый тур по видео, Эля отправилась в Йошкар-Олу на очный второй тур. Об особенностях сцены Театра оперы и балета имени Эрика Сапаева Эля узнала еще до приезда — у сцены театра нет поката, поэтому ей важно было перестроить свою ось. После жеребьевки начались репетиции, которые длились до позднего вечера. В день приезда все пошло совсем не так, как хотелось бы. Сказывались переезд и недостаток времени на отдых: «Мы вышли на сцену все замученные, начали проходить номера ко второму туру. Было нервно, поскольку это первый столь ответственный этап в моей жизни». Перед выходом на новую сцену прежде всего нужно осмотреть пол, линолеум. В некоторых местах на сцене были ямки, куда вставать ни в коем случае нельзя, так как можно неудачно сойти с движения, подвернуть ногу: «Посередине сцены был люк, который доставил нам неудобство. Было страшно вставать на середину сцены, но все равно приходилось. Например, в вариации Медоры третья часть, прямая, начиналась с центра и тура a la second. И я делала этот тур прямо на люке, понимая, что мне нужно быть максимально стабильной, очень крепко держать стопы».

К конкурсу Элеонору готовила ее педагог Анна Анатольевна Антоничева, прима-балерина Большого театра, народная артистка России. Класс Элеоноры она ведет с сентября этого учебного года, и, кажется, за это время между ними успел сложиться крепкий тандем педагог—ученик. Было интересно наблюдать за их взаимодействием во время классов, на репетициях, за кулисами. В этой паре царят сосредоточенность, доверие, приглушенные тональности голоса, немногословные, но точные и эффективные замечания. «Анна Анатольевна не показывает свое волнение. Она понимает, что я сама переживаю, если она будет добавлять к этому состоянию еще и свой страх за меня, то я буду только сильнее нервничать. Она всегда сдержана, знает, что сказать, чтобы меня успокоить», — добавляет Элеонора.

На счету у Эли несколько балетных состязаний. В прошлом году она выступала на Международном молодежном конкурсе балета «Гран-при надежд» в Москве. «Там я была слабее — соревнование давалось гораздо труднее», — признается она. Участие во Всероссийском конкурсе — новый опыт, куда серьезнее конкуренция, обширная программа. «На прошлом конкурсе мы соревновались со вторым курсом, с девочками из параллельного класса, у нас была дружеская обстановка, потому что мы учимся в одной академии, представляем ее. Мы поддерживали друг друга, старались говорить добрые слова напутствия перед выходом, желали удачи, кулачки друг за друга за кулисами держали», — вспоминает Эля. В этом году шестеро студентов от МГАХ поехали на конкурс из разных классов, практически не зная друг друга, смутно догадываясь, что каждый из себя представляет. К финалу конкурса, конечно, ребята сдружились. Ожидая результаты, никто не знал, как все обернется, но все вместе радовались, что три тура позади и можно выдохнуть, успокоиться, что бы ни было дальше.

Но вернемся к распорядку дня в Йошкар-Оле, который зависел от того, какие номера вытащили участники на жеребьевке. У первых номеров репетиции начинались очень рано, конкурсанты были на ногах примерно с шести утра, среди них была и Эля, так как она вытянула 13-й номер. Когда пришла ее очередь, номеров оставалось два: 13-й и самый последний — 43-й. «И я рада, что такой номер вытянула. Я не считаю 13 плохим числом, не верю в то, что оно значит что-то ужасное. Это счастливое число, символизирующее успех, придающее уникальность. В итоге оно принесло мне удачу!» — говорит Элеонора.

Номера залов и точное время репетиций, а также остальное расписание на день конкурсанты узнавали накануне от команды организаторов. Каждый день в театре начинался с разогрева. Кто-то ходил на общий класс, а Эля чаще всего делала урок со своим педагогом в небольшой комнатке за сценой или в углу балетного зала, чего было вполне достаточно, чтобы привести тело в форму. Затем, в зависимости от расписания, наступало время репетиций в зале или на сцене.

Педагог Элеоноры Анна Антоничева

Для второго тура была выбрана вариация третьей одалиски из балета «Корсар». Чтобы придать партии правильный эмоциональный контекст, Эля работала с сюжетом: «Передо мной стояла цель — привлечь внимание Сеида-паши и показать, что из трех одалисок я самая главная, самая красивая, нужно было очаровать его». Вторым выступлением Эли в тот день была вариация испанки из балета «Пахита»: яркая вариация с акцентами в музыке и движениях.

Участники из младшей группы, помимо классических вариаций, во втором туре показывали народный номер. Эля танцевала партию персидки из «Половецких плясок». Помимо того, что на конкурсе в этом году данный номер танцевался единственный раз, эта партия очень шла исполнительнице. «Я влюблена в этот образ, восхищена им, всегда хотела прочувствовать его», — говорит она. Показывала нюансы и отрабатывала детали исполнения Эля в том числе с хореографом Ксенией Ойвенталь из фонда «Сохранение творческого наследия Касьяна Голейзовского». Костюм шили на заказ, украшали большим количеством деталей, от чего он получился довольно тяжелым. А еще, как сказала Эля, бубен в ее танце нес сакральный смысл — он символизировал солнце, поэтому нужно было предельно аккуратно обращаться с ним в танце. На третий тур прошло большинство конкурсантов младшей группы, среди них и наша героиня.

Партия персидки из «Половецких плясок»
Вариация третьей одалиски из балета «Корсар»

После второго тура в Йошкар-Олу приехала творческая группа МГАХ, чтобы дать концерт, в котором Эля тоже должна была принимать участие. Перед началом репетиции в день концерта 22 апреля на сцене были заранее подготовлены станки для балета «Класс-концерт» Асафа Мессерера. Пользуясь пространством свободной сцены, Эля пробовала элементы из вариации Медоры, которую готовила к показу на концерте и третьем туре конкурса, и по несчастливой случайности сильно ударила о металлический станок левую стопу: «Мне было очень больно, я боялась, что нога будет меня беспокоить, ушиб начнет ныть, не дай бог травма». На ногу было больно наступить, не говоря уже о том, чтобы встать на пуант.

Свою сольную партию из «Класс-концерта» Элеонора благополучно прошла, но вариацию Медоры из программы концерта было решено убрать, чтобы снизить нагрузку на ушибленную ногу: «После прогона я пулей побежала держать лед, чтобы снять отек как можно скорее. Очень ценю поддержку Светланы Юрьевны Захаровой, которая сказала мне, чтобы я ни в коем случае не волновалась, главное конкурс и достойное на нем выступление. Она сказала: «Все, что ни делается, — все к лучшему». И я поверила ее словам, они стали успокоением для меня». После прогона и перед вечерним концертом пришлось лежать ногой вверх, охлаждать ушиб и накладывать разные мази, пить обезболивающее: «Я понимала, что у меня нет варианта не танцевать. Не хотела никого подвести. На адреналине я совершенно забыла про то, что у меня больная стопа, и наслаждалась тем, что танцевала».

«Класс-концерт»

После выступления на концерте МГАХ у Эли был один день, чтобы подготовиться к финальному туру конкурса, на котором предстояло показать классическую вариацию и современный номер. «Вариация Медоры из балета «Корсар» — наиболее значимая вариация для меня, более важная, сложная по технике, по настроению. Нельзя было ошибаться, я хотела исполнить ее как можно чище», — добавляет она.

С мамой, прима-балериной и педагогом театра «Кремлевский балет» Жанной Богородицкой
Вариация Медоры из балета «Корсар»

Современный номер под названием «Вуаля!» с Элей репетировала Софья Гайдукова: «Для этого номера я не продумывала конкретный образ, просто танцевала о себе. Ведь «Вуаля!» означает «Вот она я, вот кто я есть!». Высокий хвост — чуть ли не главный атрибут номера, символизирующий то, что героиня должна была буквально вытягивать себя наверх, идти к своей цели. Танцевала Эля в ярких зеленых носках. Сменить балетки и пуанты на носки было непросто. Нужно было заранее подготовиться, из-за того, что носки новые, они скользят, а если в них уже много танцевали, то, наоборот, задерживаются на полу, не позволяя ногам проскользнуть в нужный момент.

Современный номер «Вуаля!»

Победителей конкурса было решено объявить после третьего тура. Мероприятие сильно задержалось, и конкурсанты провели в ожидании несколько часов в коридорах театра, собрав последние силы в кулак. Оглашение результатов начали с младшей группы. «Честно, я не могла поверить, покатились слезы счастья, я была невероятно рада испытать, наконец, чувство легкости, облегчение, потому что я смогла сделать это, доказала себе, что могу. Хотя предела совершенству, конечно, нет и всегда есть над чем работать и что улучшать, в тот момент я была на седьмом небе от счастья».

 

 

Материал подготовлен Елизаветой Емелькиной
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.