Приобщать детей к пространству культуры, расширять их кругозор, давать им ценностные ориентиры просто необходимо.
Интервью: Анна Ельцова
Франц Шуберт не писал балетной музыки, но, когда под сводами Музыкального театра Станиславского зазвучала знаменитая «Форель» и учащиеся Московской академии хореографии начали свой танец, возникло чувство, что немецкий романтик создал ее для балета — настолько музыкально поставила этот номер для своих подопечных Наталия Андреевна Ященкова. Тогда, в апреле 2019 года, на сцене были не только ее ученики третьего класса, но и давно покинувшие стены академии танцовщики, занимающие ведущее положение в труппе Большого театра. Они пришли, чтобы станцевать в честь своего педагога. В тот вечер Н.А. Ященковой вручали приз журнала «Балет» в номинации «Учитель».
Вот уже более 40 лет Наталия Андреевна обучает классическому танцу младшие и средние классы мальчиков, ведет преподавательскую деятельность на отделении высшего образования академии. Увлеченный своим делом, опытнейший, признанный педагог, она работает в должности профессора на кафедре классического и дуэтного танца. У Наталии Андреевны учились Сергей Филин, Владислав Лантратов, Александр Волчков, Артемий Беляков, Клим Ефимов, Георгий Гусев, Егор Геращенко, Юрий и Дмитрий Выскубенко, Илья Рыжаков, Сергей Теплов и многие другие солисты и артисты балета, работающие в нашей стране и за рубежом. Некоторые из них уже сами стали педагогами.
Наталия Андреевна, насколько мне известно, «Форель» далеко не единственная ваша постановка. Вы давно и охотно создаете для своих учеников хореографические номера, которые имеют заслуженный успех на концертах академии. Расскажите о ваших постановках.
Это увлекательно: сочинять и «проявлять» хореографию через учеников, а учеников — через хореографию. Почти для каждого своего класса делаю такие постановки. Началось с «Арагонской хоты» Глинки. Этот номер на протяжении нескольких лет шел в концертах академии на сцене Большого театра, включался в гастрольные поездки за рубеж. Потом для Учебного театра академии сочиняла номера на музыку Баха, Вивальди, Паганини, Штрауса. Шуберта, Прокофьева, Щедрина, Бриттена. Матвиенко. Каждый раз ориентируюсь на состав класса, отталкиваюсь от возможностей учеников. Иногда делаю новую редакцию своих номеров. Детям очень нравится участвовать в постановочной работе — это живой процесс. Они вслушиваются в музыку, импровизируют, предлагают что-то свое. Много и усердно репетируем. Выход на сцену — праздник, который всегда ожидается с большим волнением.
Вся ваша жизнь посвящена искусству танца и Московской академии хореографии. Вы учились в Московском хореографическом училище и спустя некоторое время вновь вернулись сюда в качестве преподавателя. А как вошел в вашу жизнь балет? Каким вспоминается училище вашего детства?
Сколько себя помню, всегда любила танцевать. Когда пошла в первый класс средней школы, сразу записалась в танцевальный кружок. Там сказали, что у меня есть способности. Стала еще ездить заниматься во Дворец пионеров на Ленинских горах. Потом поступила в МАХУ.
Моим первым педагогом стала Людмила Сергеевна Литавкина — представительница балетной династии Литавкиных, известной еще с 1820-х годов. Интеллигентная, воспитанная, всем своим обликом, доброжелательностью Людмила Сергеевна сразу завоевала наши сердца. Она прививала эстетический вкус и академичную манеру исполнения. Затем наш класс перешел к Наталии Викторовне Золотовой, которая давала прежде всего крепкую технику. Наталия Викторовна обучала через конкретные нацеленные методические приемы.
Тогда училище располагалось на Пушечной улице. На лестничном марше встречал большой витраж с изображением балерины, в классах резные кронштейны у станков. Детали обстановки, вся атмосфера старинного здания создавали впечатление волшебности мира балета. Потом мы переехали на «Фрунзенскую». Тут все было современным и сверкающе новым. Много света — окна второго этажа представляли собой сплошную стеклянную стену. Поражала масштабность: 20 балетных залов, настоящий Учебный театр с большой сценой и вместительным зрительным залом.
Преподавание — это призвание. Вас не пугали трудности профессии балетного педагога? Это было осознанное решение?
Безусловно, преподавание — это призвание. Совпали желание, способности, обстоятельства. Решение было осознанным. После училища я почти сразу же поступила на педагогическое отделение балетмейстерского факультета ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Там моим педагогом стала Елена Николаевна Жемчужина — профессионал высокого уровня, которая щедро делилась знаниями, приобретенными ею от своих учителей — А.Я. Вагановой, Е.В. Ширипиной, В.С. Костровицкой. Когда я окончила ГИТИС, именно она рекомендовала меня педагогом в МАХУ. И хорошо, что я рано начала преподавать. Право учить надо доказывать делом, результатами. А для этого нужно много сил, энергии.
К концу первого учебного года я стала совмещать преподавание с работой в должности методиста по теории классического танца. В мои обязанности входило ведение протоколов, обсуждение экзаменов по классическому танцу — в течение десятка лет я наблюдала работу таких мастеров, как И.В. Уксусников, П.А. Пестов, Л.Т. Жданов, Б.Г. Рахманин, А.А. Прокофьев. Во время обсуждений вникала в подробности профессиональной кухни. Это было очень поучительно. Так я приобретала бесценный опыт.
На чем базируется ваш метод преподавания?
Говорить о собственном методе было бы преувеличением. Отечественная методика преподавания разрабатывалась поколениями выдающихся педагогов — это наш хлеб насущный. Главное для меня — это приоритет качества освоения программного материала и выразительность его исполнения. Выразительность и музыкальность неразделимы!
Преподавание классического танца требует погруженности в тему, продуманности каждого урока и всей работы в целом, требовательности к ученикам. Необходимо воспитать в них волю к преодолению трудностей, профессиональную дисциплину. Иначе не получится.
Обязательно каждый год просматриваю экзамены всех классов мальчиков — от первого до выпускного. Кроме того, быть в курсе современных тенденций развития мужского классического танца помогают и занятия со студентами-артистами на отделении высшего образования. Сопоставляю, анализирую, соотношу с работой на своем участке.
Вы неоднократно говорили о важности воспитания будущего артиста балета как цельной, всесторонне развитой личности. Знаю, что вы много времени отдаете внеклассной работе.
Да, делаю это с удовольствием. Так интересно общаться с детьми, не забывайте, с одаренными детьми! Мы ведь учим не «ноги–руки» для танцев. Мы готовим людей творческой профессии — артистов. Приобщать детей к пространству культуры, расширять их кругозор, давать им ценностные ориентиры просто необходимо. Содержательность, внутренняя наполненность особенно ценны в искусстве. И меня радует, когда я вижу, как талантливо, глубоко, осмысленно воплощают образы на сцене наши бывшие ученики — теперь уже прославленные артисты. А пока — самые разнообразные беседы и импровизации по вдохновению. Экскурсы в историю искусства, литературу, поэзию, музыку, живопись, наше старое кино и так далее. На таких внеклассных занятиях старюсь категорически избегать рутины и не превращать их в формальность.
Что отличает нынешнее поколение учеников балетной школы?
Я работаю в академии непрерывно уже много лет, и мне трудно отделять поколения. Это единый и вместе с тем очень разнообразный поток учеников. И каждый ребенок неповторим. Всегда есть способные, реже встречаются талантливые. А что характерно для сегодняшнего времени… Сегодня широко декларируется стремление к успешности. Успешность — это цель. Следует задаться вопросом: успешность, но какая? А как тогда быть с призывом К.С. Станиславского любить искусство в себе, а не себя в искусстве?
Многие дети до поступления в академию были звездами в своих коллективах. Смириться с тем, что надо начинать все с начала, лицом к станку делать скучные упражнения, а не исполнять сразу сольный репертуар, для многих из них достаточно непросто. На осознание, что тщательное повторение этих упражнений — это уже другой уровень, потребуется время. Быть лучше всех — весьма спорный посыл. Если ограниченность профессиональных физических данных не позволяет быть лучше всех, то у ученика есть, как теперь говорят, сильная мотивация, возникает болезненный внутренний психологический конфликт. Или, наоборот, отличные физические данные не дают желаемого результата без ежедневной сознательной работы на уроке.
Хочу сказать, что ученики нашей академии в абсолютном большинстве — целеустремленные, увлеченные своей будущей профессией труженики, среди которых есть по-настоящему талантливые люди.