На сцене Театра оперы и балета Республики Коми 21 и 22 июня 2025 года состоялась премьера: балетный диптих «Военные письма» и «Дом у дороги» на музыку Валерия Гаврилина. Первая часть рассказывает о женщине, чей муж погиб на войне, а вторая — о солдате, потерявшем и дом, и семью. Хореографом-постановщиком и режиссером выступил Владимир Васильев. О спектаклях рассказывает Катерина Новикова.
Трагическая и важная дата этого года — 80-летие Победы в Великой Отечественной войне — отражается в творческой политике многих художников и коллективов. Историки театра говорят, что в свое время, когда кончилась эта страшная война, в репертуаре российских театров наблюдались две магистральные линии: пьесы, которые прославляли наших героев, и произведения, которые клеймили врага. На фоне мощного и внутренне пустого пафоса официальных речей, принятых цензурой пьес, бравурных песен, совершенно особой интонацией звучали стихи Александра Твардовского. Созданный им герой Василий Теркин стал родным, понятным каждому человеку, не только воинам советской армии. Эта же задушевная, искренняя интонация сохранилась и в написанной в 1946 году поэме «Дом у дороги». Честно говоря, и сегодня трудно читать без слез историю о солдате, вернувшемся после всех выигранных сражений на пепелище собственного дома.
Балет на эту тему задумал много лет назад выдающийся режиссер театра и телевидения, гениальный сочинитель питерских капустников Александр Аркадьевич Белинский. Это он придумал соединить слова Твардовского с музыкой Гаврилина. С Гаврилиным он дружил, часто бывал у него дома, советовался и порой слушал Гаврилина-пианиста, играющего Шопена. В своих книгах Белинский сравнивал Гаврилина с соловьем из сказки Андерсена. В его чистом звуке не было ничего искусственного: в музыке Гаврилина не было пафоса, бессмысленной красочности и плакатной пропаганды. Были скорее лирические размышления о человеке, жизни и судьбе. Именно с ним Белинский придумал несколько балетов, включая такие шедевры, как «Пигмалион» и «Анюта»; заказывал ему музыку к своим спектаклям и фильмам.
Белинский родился в 1928 году. Войну он помнил. Эвакуацию в Киров и спасение отца из ленинградской блокады в 1943-м. Первого сентября 1945 года он пришел учиться к Борису Зону на режиссерский факультет. А уже в 1946-м студентом второго курса отправился по собственному желанию на практику в Кировский театр и сразу был захвачен и потрясен репетициями в Большом зале Ленинградского хореографического училища, где тогда занимались артисты. Александр Аркадьевич застал агитационные балеты «Россия входит в порт» Соловьева-Седого и «Родные поля» Червинского, в котором, по его воспоминаниям, Дудинская широким жете по кругу гасила пожар на пшеничном поле («Записки старого сплетника», Библиополис, СПб, 1996 г. с.109). Видел он и хореографию Леонида Якобсона, которая была способна выразить в танце невыразимое.
С Твардовским Белинский был знаком лично, но идея поставить телевизионный балет пришла к нему уже много лет спустя, когда поэта не было в живых. Правда, Белинский гордился, что дочь Александра Трифоновича, Ольга, написала ему письмо.
Товстоногов как-то сказал, что главное в театре — правда. Не знаю, как следует это точно трактовать, но уверена, что в системе координат Белинского именно этот критерий соединял слова Твардовского, музыку Гаврилина и хореографию Васильева.
Поэму «Дом у дороги» надо было перевести в движения. Белинский предложил Владимиру Викторовичу не только станцевать главного героя, но и сочинить весь пластический образ спектакля. Что его подвигло к этому? По его собственным словам, феноменальная музыкальность Васильева, его умение передать самые глубокие чувства и эмоции языком балета, выразительность и наполненность каждого жеста, его бесконечная фантазия и любовь к импровизации, наконец, хореографический опыт. Телебалет появился в 1984 году. Роль Анны исполнила Ирина Колпакова.
Я начал песню в трудный год,
Когда зимой студеной
Война стояла у ворот
Столицы осажденной.
Но я с тобою был, солдат,
С тобою неизменно —
До той и с той зимы подряд
В одной страде военной.
Твоей судьбой я только жил
И пел ее доныне,
А эту песню отложил,
Прервав на половине.
И как вернуться ты не мог
С войны к жене–солдатке,
Так я не мог
Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.
Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.
На голубом экране строчки поэмы читал автор. В спектакле интонацию задает с первых мгновений голос Владимира Викторовича Васильева. Его же авторства живописные работы, проецируемые на полукруглый экран, становятся декорациями спектакля.


Идея показать этот балет в Сыктывкаре пришла в голову недавно назначенному руководителю театра Алексею Садовскому. Выпускник Белорусского хореографического училища, затем окончивший ГИТИС по специальности «режиссер-балетмейстер», Садовский прекрасно чувствует способности и возможности своей труппы. После премьеры гаврилинского вечера, которая прошла на сцене театра 21 июня в юбилейную дату Твардовского (115 лет со дня рождения поэта) и накануне трагического дня годовщины начала войны, мне удалось поговорить с Алексеем Юрьевичем Садовским. Вот его слова:
«Несколько лет назад наш театр стал называться академическим. Но по штатной численности мы не дотягиваем даже до театра оперы и балета. Минимальная численность балетной труппы должна быть не менее 60 артистов, а у нас всего 36. Поэтому показывать большие балетные полотна с массовыми сценами очень проблематично. Нас выручает гимназия, в которой есть балетное отделение и детская студия при театре. Но для столицы Республики Коми этот вопрос нужно решить кардинально. Состав оркестра увеличить до минимально необходимого 56 (сейчас 42), состав хора также до минимального 48 (сейчас 28) человек.
В год 80-летия Великой Победы мы искали качественный драматургический музыкальный материал. «Дом у дороги» всецело соответствует этим требованиям. Валерий Гаврилин — композитор первого порядка, Твардовский — замечательный поэт, а Владимир Викторович Васильев — выдающийся танцовщик и такой же выдающийся хореограф. С Владимиром Викторовичем мы давно знакомы, и у нас очень хорошие отношения. Мы с постановочной бригадой прилетели в Москву, и все детально обговорили. У Владимира Викторовича сложилось полное понимание, и мы приступили к реализации этого проекта. Все делали своими силами. Сами изготовили костюмы и элементы декорации. Все партии — и ведущие, и кордебалет, исполнялись нашими артистами. В первом составе в главных ролях были заняты заслуженная артистка России Наталья Супрун и Ринат Бикмухаметов.
Начинали разучивать хореографический текст за три месяца до премьеры самостоятельно со своими педагогами-репетиторами Олегом Еромкиным, Равилем Багаутдиновым и Натальей Супрун. На последнем этапе к постановочному процессу подключились замечательный хореограф, руководитель ансамбля «Алтай» из Барнаула Елена Березикова и ее ассистент Александр Березиков. Десять лет назад именно в Барнауле Владимир Викторович сделал свою сценическую версию кинобалета. Работа была плодотворная, и взаимоотношения сложились очень творческие. Артисты всегда понимают, в чем конкретно они участвуют. Не только хореография Васильева, но и музыка Гаврилина воодушевляет творческий коллектив. Оркестр играл оба произведения очень вдохновенно. Совершенно замечательна была работа дирижера Максима Качалова, который очень уверенно и эмоционально провел обе премьеры. А в первой части совершенно исключительно работали хор театра и ведущие солисты оперы Яна Пикулева, Андрей Ковалев, Галина и Алексей Петровы. У нас получился совсем не «датский» формальный спектакль, а серьезный разговор о войне, которая разрушает судьбы, убивает любовь. Отзывы зрителей были восторженные.
И обе премьеры прошли просто великолепно».
Балетная труппа Театра Республики Коми последние годы была косвенно связана и с Большим, поскольку ее последовательно возглавляли прима-балерина Большого Марианна Рыжкина и солист балетной труппы Андрей Меркурьев. Однако мне не доводилось бывать в Сыктывкаре раньше. Будучи зрителем гаврилинского диптиха, я думала о том, что, возможно, один из главных уроков, переданных в Коми Большим театром — это желание выкладываться на сцене на сто процентов и умение существовать в спектакле органично. Я увидела в спектакле то, о чем постоянно слышала от педагогов Большого, то, что Михаил Леонидович Лавровский называет «смысл исполняемого», — он был и в «Военных письмах», и в «Доме у дороги».
И еще я думала о том, что сын простого шофера, прошедшего всю войну, Владимир Васильев увидел впервые своего отца только в пять лет, когда в 1945 тот вернулся домой. Что отец Валерия Гаврилина погиб на той войне. Маленьким мальчиком в Вологде будущий гениальный композитор оказался в детском доме. Потом всю жизнь ездил в Лигово под Питером, возил цветы на братскую могилу, в которой был похоронен его отец. Вспоминал, как в 1945 в их детский дом пришел солдат, вернувшийся с Крыма. Все что у него было — одно красное яблоко — он отдал ребятам, которые раньше ничего подобного и не видели. Каждый откусил, и было вкусно как никогда, и тогда же Гаврилин понял, что высшее счастье — это отдавать и делиться.
Для Твардовского, Белинского, Гаврилина и Васильева Великая Отечественная война была частью их жизни. Для зрителей и артистов в Сыктывкаре это уже чужая память. Время неумолимо. Ветеранов Отечественной почти нет среди нас, исчезают и дети войны. Остаются другие поколения. Как хочется, чтобы для них великая и страшная страница нашей истории не превратилась в зарницу, не стала плакатом, а продолжала бы тревожить их души, заставляя думать о том, что такое человеческая жизнь, настоящая любовь к родным, к дому, к земле на которой живешь. И для всех этих чувств Театр оперы и балета в Коми нашел самую верную, точную и искреннюю интонацию.
«Коси коса, пока роса / роса долой, и мы домой».

Следующие показы состоятся 3 октября (специально для студентов Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина), 23 февраля, 8–9 мая и 21 июня 2026 года.
Фото: Кирилл Шучалин