Одним из центральных событий XXIII Фестиваля Dance Open станут гастроли театра танца «Вуяни» из ЮАР: контемпорари-труппа даст сразу два спектакля «Сион: реквием по «Болеро» Равеля». Ее основатель и худрук Грегори Вуяни Макома, скрестив современный танец и ритуалы, поставил драматическое посвящение людям, единым в своей скорби по миру. Реквием исполнят 38 человек, включая артистов хора и музыкантов. Диджитал-журнал «Балет» поговорил с идеологом театра, за спиной которого — школа P.A.R.T.S. под руководством Анны Терезы Де Кеерсмакер, сотрудничество с такими мэтрами, как Акрам Хан и Сиди Ларби Шеркауи, получение ордена французского правительства «Рыцарь искусств и литературы», а также послание к Международному дню танца в 2020 году.
Вы привозите в Петербург работу «Сион: реквием по «Болеро» Равеля». Ее уже показывали в Москве и Приморье. Но версия, которая включена в программу фестиваля Dance Open, иная: чем она отличается?
Эта версия мощнее: она расширена в музыкальном и танцевальном плане. Мы хотели усилить наше послание надежды и терпимости миру, истерзанному человеческими страданиями. «Сион» — письмо о том, что нам нужно собраться вместе и оплакать ушедшие души. Его необходимо было сделать сильнее — во имя гуманности, которая должна восторжествовать. Нам важно призвать миролюбивых людей продолжать молиться и стремиться к миру на всей планете.
Кажется, что «Сион: реквием…» довольно горькая постановка, но там есть место и свету. Как и почему вы соединяете горечь и свет?
Это не горечь, а, скорее, почитание тех, кто покинул мир не по своей воле. Это процессия, плач, который чтит живых, мертвых и всех, кто ищет мира.
Когда в вашей жизни случился танец, это был выход к свету?
Это был мой способ справиться с собственной травмой, полученной в результате зверств апартеида в Южной Африке — преступления против человечества (официальная политика расовой сегрегации в ЮАР с 1948 по 1994 год. — Прим. ред.). Танец был моим бегством от действительности, и я надеюсь, что мое послание мира поможет другим справиться со своими драмами.
Как вы начали танцевать?
Мне было девять лет, когда я столкнулся с танцем горняков в моем районе Соуэто на юго-западной окраине Йоханнесбурга (во времена апартеида — место для принудительного проживания африканского населения. — Прим. ред.), где я родился. Их танец наполнил меня любопытством, и я захотел понять движение и песню.
Когда вы решились поехать учиться в Европу и зачем?
В 1998 году я проходил прослушивание в P.A.R.T.S., и, когда меня приняли, я был готов поехать в другую часть мира, чтобы учиться и снова удовлетворить свою тягу к неизведанному.
Что самое важное дала вам школа Анны Терезы де Кеерсмакер и P.A.R.T.S.?
Знакомство с невероятными педагогами, хореографами и танцовщиками. Это потрясающее сообщество людей продолжает вдохновлять меня и сегодня: с некоторыми из них я сотрудничал. В P.A.R.T.S. мы избавились от скованности, стали свободными в нашем творчестве и трансформировались в состоявшихся артистов.
Насколько танец западной традиции — классика и контемпорари — популярен в ЮАР? Много ли танцуют в ЮАР в целом? Как организованы школы танца и кто в них преподает?
Южная Африка — танцующая страна. Современный танец продолжает развиваться и больше начинает соотноситься с южноафриканской традицией, чтобы в том числе вдохновлять и подвергать сомнению западные формы.
Язык контемпорари очень органично соединяется с древними языками танца. Один из примеров — Акрам Хан. В своем творчестве вы тоже скрещиваете ритуал и современный танец?
Моя жизнь — это сочетание того, что определяют мои традиции, и того, что определяет мой образ жизни. Связь с корнями означает, кроме прочего, признание истории, которая сформировала мое существо. Поэтому она не может быть отчуждаема, и я в своей работе ее чествую.
Что сейчас танец может дать людям?
Надежду.
Справка:
«Работа «Сион: реквием по «Болеро» Равеля» берет свое начало из двух точек: сюрреалистического романа южноафриканского писателя Закеса Мды «Сион» и мирового хита «Болеро» Мориса Равеля. Так, Макома сталкивает прошлое и настоящее в траурной процессии, чтобы в коллективном танце ответить на вопрос: кто мы такие», — гид по XXIII Фестивалю Dance Open, диджитал-журнал «Балет».