Гиды

XXIII сезон Dance Open. Гид

Автор Ольга Угарова

13.02.2024

Традиционно весна в Петербурге — это время фестиваля Dance Open. В этом году XXIII сезон международного слета балета и танца пройдет с 9 по 19 апреля. На сцене Александринского театра выступят флагманы отечественной сцены с премьерами и компаниями из ЮАР, Аргентины и Китая, а рядом с современным балетом будет соседствовать ритуальный и философский контемпорари — как и всегда, команда смотра во главе с идеологом Екатериной Галановой показывает все грани танца.

«Ярославна», Пермский театр оперы и балета, 9 апреля

Фото: Андрей Чунтомов

Стартует фестиваль с первых гастролей новинки Пермского театра — балета «Ярославна» Бориса Тищенко в постановке Алексея Мирошниченко. По возвращении руководитель балетной труппы, возглавлявший ее с 2009 по 2020 годы, выпустил собственную версию драматичного сочинения Тищенко по мотивам литературного памятника XII века «Слово о полку Игореве». Впервые авангардный балет поставили в 1974 году на сцене Ленинградского академического малого оперного театра. Тогда авторами новаторской постановки стали хореограф Олег Виноградов и режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов. В репертуаре Мариинского театра и сейчас значится современная версия Владимира Варнавы, который, кроме прочего, сделал акцент на личной драме Ярославны и Игоря, в то время как Большой трехактный сюжетный балет Алексея Мирошниченко звучит на языке неоклассики и отправляет нас в мир книжных былинных образов, таких родных и знакомых.

«Павильон Армиды»/«Венгерские танцы»/Sextus Propertius, «Урал Балет», 11 апреля

Sextus Propertius. Фото: Иван Мохнаткин

Один из главных ньюсмейкеров страны, «Урал Балет», привезет из Екатеринбурга программу, только отметившую год. Когда-то ее рабочее название было «Петров/Пимонов/Самодуров» — история про то, как три хореографа (и три выпускника Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой) собрались в отдельно взятом театре и представили свой взгляд на балет сегодня. Но в творческом потоке заглавие преобразилось, и каждый опус отвоевал право на самостоятельное наименование. Максим Петров — ныне худрук труппы — поставил деконструкцию Бенуа-Фокина «Павильон Армиды», следуя идее художника Альоны Пикаловой, скрестив одноактный балет 1907 года с миром искусства XXI века. Антон Пимонов — экс-худрук Пермского балета — возвращается к наследию Иоганнеса Брамса (в его биографии уже есть работа Brahms Party 2019 года) и сочиняет захватывающие композиции на музыку из сборника композитора-романтика «Венгерские танцы». Завершает вечер экстравагантная работа Вячеслава Самодурова, на момент премьеры возглавлявшего «Урал Балет». Sextus Propertius — так называется его спектакль. Одна из элегий древнеримского поэта Секста Проперция вдохновила композитора Алексея Сысоева, который ввел в партитуру струнные, синтезатор, ударные и фонограммы с партиями чтецов, скандирующих текст Проперция и играющих на печатных машинках. Хореография же Самодурова не иллюстрирует причудливый саундтрек, а вступает с ним в диалог — зачастую зубодробительный.

«Сион: Реквием по «Болеро Равеля», театр танца «Вуяни», ЮАР, 13 апреля

Спектакль южноафриканской компании, не так давно отметившей 20-летие, поставил идеолог и создатель труппы Грегори Вуяни Макома. В его хореографическом полотне встречаются заветы самого продвинутого современного танца (его азы Макома постигал в том числе в кузнице легендарной Анн Терезы де Кеерсмакер P.A.R.T.S.) и природное начало, лексика контемпорари и ритуалы, XXI век и зов предков. Коммуникация и связи — вот что лежит в основе театра из ЮАР, недаром ее худрук был приглашен в 2020 году стать автором послания к Международному дню танца. Работа «Сион: Реквием по Болеро Равеля» берет свое начало из двух точек: сюрреалистического романа южноафриканского писателя Закеса Мды «Сион» и мирового хита «Болеро» Мориса Равеля. Так, Макома сталкивает прошлое и настоящее в траурной процессии, чтобы в коллективном танце ответить на вопрос: кто мы такие. Реквием исполнят 38 человек — впервые труппа и хор театра танца «Вуяни» приезжает в Россию в полном составе.

Театр танца «Вуяни»

«Танго после заката», Танцевальная компания Хермана Корнехо, 15 апреля

Обязательная краска палитры Dance Open — страсть и обжигающая ярость жгучего народного танца. Многие сезоны за этот спектр отвечали испанцы с виртуозным фламенко, в прошлом году Петербург влюбился в маламбо аргентинских гаучо, затянутых в кожу, в этом, быть может, сердца будут отданы Херману Корнехо — устоять перед музыкой Астора Пьяццоллы и вихрем танго будет сложно. Танцовщик и хореограф Корнехо — обладатель многочисленных титулов и основатель компании — по-прежнему и сам солирует, чтобы на своем примере продемонстрировать, как можно в классическую канву вплести акробатику, рок-н-ролл и джаз, сохранив подлинную пылкость аргентинского танца.

«Круг небесный» 宿, Театр современного танца Гуандуна, 17 апреля

Фото: Li Jianyang и Lin Xiaoyi

Первый театр современного танца на материковой части Китая в New York Times однажды назвали лидером современной хореографии, отличающимся от остальных. Созданная в 1992 году труппа из Гуанчжоу воплощает в себе силу слияния культур и философий. В стилистике модерна, но внутри гипнотического экзистенциального контекста Востока худрук компании и хореограф Ли Пяньпянь поставила свою работу «Круг небесный» — о пути домой и к духовному пристанищу — не без древнекитайской идеи о построении мира «небо круглое, земля квадратная», ведь где-то там кроется гармония, и с собой в том числе.

Гала-концерт, 19 апреля

Финалом сезона Dance Open-2024 станет обязательный гала-концерт звезд балета и танца. Программа держится в секрете, но список участников, чьи родные города разбросаны буквально по всей планете, обещает еще раз подтвердить международный статус форума.

Театр современного танца Гуандуна. Фото: Tan Wei

Фото обложки: Вадим Штейн

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.