Балет научил меня не горевать по ушедшему, не просто мечтать о будущем, а принимать то, что в данный момент у тебя на руках.
Сейчас буду учить вас жизни. Я теперь чертов гуру, а если серьезно, то, кажется, сегодня именно тот момент, чтобы поделиться своими секретиками психостабильности. Вернее, я просто расскажу о жизни артиста балета.
Наша профессия признана одной из самых трудных и стрессовых. Да вы и сами могли бы догадаться, что нирваны тут ждать не стоит. Секрет не в отсутствии стресса, а в отношении к нему.
Жизнь артиста балета проходит примерно те же стадии, как и жизнь многих. Опираясь на сегодняшние реалии, мы примерно можем предсказать свое будущее. Не надо быть гением, чтобы с богатыми родителями попасть в престижный колледж, или, наоборот, надо быть чертовым гением, чтобы без связей и бабок пробиться наверх.
В балете как бы так, да не так. Оглянувшись назад, я понял, что моя жизнь состоит из сплошных обломов. Рассчитываешь на что-то, и облом.
Круглый отличник должен быть успешным в школе? Облом — не в балетной. В десять лет система координат моментально перестраивается. Не только мозг теперь решает, но и ноги. Кто-то, заканчивая одиннадцатый класс, еще не определился с профессией, тут же с малолетства в профессии со всей ее взрослой дисциплиной и иерархией.
У меня в планах было остаться служить в знаменитом Пермском балете, и всю свою жизнь я представлял себя в этом прославленном коллективе. Облом — разговор с директором балета развеял мои детские мечты о роли этого театра в моей жизни, а приглашение в МАМТ заставило собрать чемодан и ехать в одиночку покорять столицу. Новые обстоятельства — новая жизнь.
Красный диплом и филигранная выучка — прямой путь в солисты. Облом — практически нереально для провинциала. Мой рост и технические возможности не для столичных сцен, пришлось с нуля искать свои позиции в коллективе, строить карьеру, учиться. Пять лет и несколько сольных партий показали, что это мой предел в рамках балетной России. За новыми танцами пришлось уехать.
Красный диплом ГИТИСа — прекрасная возможность работать педагогом после окончания карьеры артиста. Облом — не в Швейцарии, куда я уехал покорять новые балетные вершины.
Возможность осваивать новую хореографию, наслаждаться общением с друзьями со всего мира в спокойной Швейцарии стоили адовых отношений с самодуром-директором. Казалось бы, это проблема должна была улетучиться с приходом нового директора. Облом — новый директор мнил себя гениальным хореографом и в своей хореографии меня не очень видел.
Переезд в Париж на шею друзей. Год странствий по просмотрам во все балетные компании Европы. Бесперспективное, безденежное, безнадежное положение толкало вернуться на Родину. Облом — оказалось, что Будапешт не только прекрасный город с красивейшим оперным театром, но и директор этого театра как раз ищет не молодых, а артистов с опытом.
Сольные партии, прекрасная карьера, удачные вложения спасенных накоплений швейцарской пенсии в скромное жилье, обзаведение собакой — все это признаки долгого счастливого жизненного спокойствия. Облом — уходящая молодость и невечное здоровье. Я точно знаю, что рано или поздно страница перевернется, поэтому строю планы на будущее из предложенного сегодня.
Мир балета очень капризен и неоднозначен. Он предлагает кардинально разные обстоятельства: от максимально комфортных до невыносимых. Этим балет научил меня не горевать по ушедшему, не просто мечтать о будущем, а принимать то, что в данный момент у тебя на руках, и в данных условиях продумывать хоть какой-то план, а лучше несколько. Я благодарен балетной дисциплине, что удерживает меня от рыданий: вспоминая шведский стол в шикарном отеле, но имея только три банки консервов, я знаю, что, по крайней мере, три дня у меня есть, чтобы найти работу.
Кстати, я очень люблю помечтать. Но это другое.