Ballet-Tage Джона Ноймайера

Black Sabbath — The Ballet. Обзор

14.07.2024

Балетный фестиваль Джона Ноймайера всегда открыт гостям: в этом году гастрольная программа была за Королевским балетом Бирмингема, который привез на Ballet-Tage рок-балет Black Sabbath. Трехактный оммаж культовой хеви-метал группе создан по инициативе директора компании Карлоса Акосты и легендарного гитариста Black Sabbath Тони Айомми, стоявшего у истоков создания группы в конце 1960-х годов.

Балет Black Sabbath — новинка Королевского балета Бирмингема этого сезона. Премьера прошла 30 сентября 2023 года. Спектакль уже собрал солд-ауты в Великобритании и продолжает свое мировое турне, усиливая коммерческий успех. Карлос Акоста на посту директора компании планирует добиться для бренда повышенной узнаваемости и укрепить его как полноправного участника британского балетного мира. Идея поставить балет-оммаж одной из самых титулованных и узнаваемых рок-групп в мире (родом, кстати, из Бирмингема) работает в этом смысле как нельзя лучше. Одно упоминание Black Sabbath — гарантия повышенного интереса к продукции не только у публики, но и различных международных импресарио, за чем неизбежно последуют большие блоки показов как в родном Бирмингеме, так и приглашения на гастроли. Безусловно, как отличный профессионал, Акоста видит в проекте не только прибыль, но и шанс для качественного роста танцовщиков, чья физическая и выразительная форма только выиграет от насыщенного графика.

Когда слышишь атрибуцию «рок-балет», представить можно все что угодно, но структура постановки Black Sabbath оказалась проста, лаконична и даже лирична — без пышных спецэффектов и изощренных хореографических и режиссерских приемов. Ее основа — классическая лексика и легкий для исполнения и восприятия текст, который тем не менее очень музыкален и соответствует условному нарративу всего спектакля. Три хореографа, приглашенных для постановки триптиха, взяли возможности компании и не стали от них отступать, вырисовывая сложносочиненные фразы, а сделали акцент на красоте классической линии.

Несмотря на то что балет Black Sabbath абстрактен, он следует логичному развитию событий. Первый акт — Heavy Metal Ballet (с англ. «хеви-метал-балет») открывает культ рок-музыки и обращен к рождению группы Black Sabbath, у истоков идей которой стоял Тони Айомми. Второй — The Band (с англ. «группа») — рассказывает о безумных днях славы. Третий — Everybody is a Fan (с англ. «каждый — фанат») — ведет к апофеозу феномена и явления Black Sabbath.

Вопреки ожиданиям, музыка только частично состоит из оригинальных композиций бэнда, хотя в партитуре использованы знаковые песни Black Sabbath: War Pigs, Iron Man, Solitude, Paranoid, Black Sabbath, Sabbath Bloody Sabbath, Orchid, Planet Caravan и Laguna Sunrise. По большей части это специально написанная симфоническая рок-музыка и оркестровки на хиты. Музыкальным руководителем был приглашен дирижер и композитор Кристофер Остин. Он уже работал над подобным проектом в команде Уэйна Макгрегора. Тогда его попросили аранжировать сочинения группы The White Stripes для балета Chroma. Для оформления Black Sabbath Остин расписал музыку для струнных, арфы, духовых, ударных, драм-машины и электронной гитары. В оркестровой яме в том числе можно было разглядеть скрипки, виолончели, два контрабаса, флейты, кларнет, фагот, гобой и арфу.

Место соло-гитаристу было отдано на самой сцене: Марк Хэйворд как альтер эго Тони Айомми появлялся среди балетных артистов в первом и втором актах. Напряжение этой идеи усиливается контекстом: в результате несчастного случая на бирмингемской фабрике Айомми в юности потерял фаланги двух пальцев, и врачи сказали ему, что он больше никогда не сможет играть на гитаре, но страсть победила все. Именно этому захватывающему чувству и посвящен первый акт в постановке бразильского хореографа Рауля Рейносо. Из мрачной глубины сцены в узкие направленные сверху вниз лучи софитов выходят артисты — в темных купальниках и трико. Разбиваясь на массовые композиции, они в качестве увертюры проделывают па из классического экзерсиса. Само шоу начинается с выходом гитариста. Образ рок-музыканта тоже выдержан в классическом стиле: узкие джинсы, кожаная оверсайз куртка, пышная копна волос. Героям не совладать с собой: они его поднимают на руки и несут будто к алтарю. Но в центре темной сцены остается мрачный образ хеви-металл — хоррор-музыки, которую создавал Айомми. Одетый полностью в черное, символ созвучен Року из «Кармен-сюиты». Цитата вполне имеет место, если вспомнить, что сам Акоста родом с Кубы, родины Альберто Алонсо, хореографа того самого прославленного балета.

А что же первые служители культа Black Sabbath? Нарастает музыкальный объем. Ведомые гитарными рифами балерины и танцовщики выстраивают вокруг гитариста хороводы, падают ниц, выбрасывают вверх натянутые, как струны, руки и даже иногда крестятся. Энергичное ритуальное напряжение сменяется танцем романтичной пары, застигнутой в момент затяжного поцелуя. По полу ползет дым: не то предрассветный туман, не то облака на небесах, в которых можно забыться и предаться любви.

Но вновь один эпизод сменяется другим: коллажная форма первого акта, как и всей постановки, проста и незатейлива, но следует музыкальной динамике, избегая утомительного однообразия. Участники ритуального хоровода становятся черными воронами и сбиваются в стаю: разлет их рук по второй позиции с острыми локтями, согнутые спины, pas de bourré на demi-plié создают саспенс. И не зря: в кульминационный момент на них налетают темные силы в черных одеяниях и опять приносят с собой Рок. Теперь их двое, и у них тоже складывается романтичный дуэт, как и у первой пары. Но туман рассеивается, хоррор-карнавал подходит к концу и рождение легенды Black Sabbath можно отметить массовым танцем с импровизациями, синхронными гранд пируэтами и фуэте. Здесь хореограф использует, конечно, прием Уильяма Форсайта из балета Playlist: стандартный для опытного зрителя, но несущий драйв для многолетних фанатов группы, следующей за ней больше пятидесяти лет.

Во втором акте артисты переоделись в джинсы, жилеты и футболки. Сняли пуанты и мягкие туфли, превратились в рок-банду. Среди грома и грозы слышатся голоса участников Black Sabbath: об обратной стороне славы, денег и рока, о том, с чем им пришлось столкнуться и что пришлось преодолеть. Великие в своем восхождении и пороках, они своей британской речью создают основной аудиоряд композиции. В качестве декорации здесь использована линейная светящаяся электрическим светом конструкция, напоминающая струны гитары. На ее фоне проходят люди — в одиночестве, дуэтах и трио. Но сердце структуры хореографа Касси Абранчес — адажио, сопровождаемое откровениями Шэрон Осборн, жены Оззи Осборна.

На контрасте с акцентными па на стыке классики и языка контемпорари как основного языка второго действия (пируэты и арабески сменяются резкими слайдами в пол, а полетные прыжки — изоляцией) Абранчес поставила мягкий и лиричный дуэт. В нем нашлось место всей полноте любовной лирики отношений Шэрон  и Оззи, в которых преданность женщины оказывается сильнее, чем что бы то ни было. Отчаянные прыжки на спину мужчины и объятия, общие оттяжки и прогибы, кружения и доверительные поддержки — герои притягиваются и отталкиваются, но в конце концов она не в силах отпустить его в бездну, и этот лейтмотив множится уже на несколько одинаковых дуэтов, становясь со словами Шэрон «We loved each other» (с англ. «мы любили друг друга») шире, чем просто частная история. Но гроза прошла, и снова близится кульминация, потому что мощь наследия Black Sabbath в результате всех соединит из разрозненного в целое.

Третий акт для спектакля поставил шведский хореограф Понтус Лидберг, и он оказался схож по своей идее с первой частью: все тот же набор из классического экзерсиса — с разницей в костюмах, декорациях и небольшим смещением в сторону джазовой техники. Главный символ — перевернутая машина, которую оседлал серебристый рогатый черт с крыльями: реверанс в сторону мрачного, но веселого театрального балагана Black Sabbath. Массовые эпизоды сменяются той же лирикой и наоборот: структурный метод, в который так и хотелось добавить чего-то нового, остается на том же месте. Балерины в пачках и с гитарами, заявленные на афише, так и не появились. Интересно могло бы выйти соло танцовщика, который будто разговаривает с инструментом вернувшегося на сцену Марка Хэйворда, но и оно лишено остроты, хотя декорация и сам статус финального акта к тому располагали.

Все меняется с первыми нотами композиции War Pigs, когда к вокалу Оззи Осборна присоединяются голоса артистов спектакля. И тут переоценить общее ликование трудно: танцовщики отдаются танцу, публика — музыке, Гамбургская государственная опера — рок-драйву. Последнее и остается как послевкусие вечера, после которого хочется добежать до дома и сразу поставить виниловую пластинку легендарной группы, вывернув громкость на полную. Многолетние поклонники, наводнившие театр, точно так и сделали, вспомнив лучшие годы, проведенные с их Black Sabbath.

Автор: Ольга Угарова

Фото:  © Йохан Перссон 

 

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.