Мария Ильюшкина окончила Академию русского балета имени Вагановой в 2016 году и тогда же была принята в труппу Мариинского театра. Прочувствовав сцену в составе кордебалета, Мария стала получать сольные партии, и после Феи Сирени в «Спящей красавице» о ней серьезно заговорили балетоманы. Сейчас в репертуаре уже первой солистки Ильюшкиной — Медора, Никия, Раймонда и, конечно, знаковая Одетта-Одиллия. Танец Марии отличается особой наполненностью и элегантностью, что заставляет надеяться, что перед нами — будущее петербургского балета в его классической ипостаси.
Мы поговорили с Марией о ее собственных устремлениях и видении балета.
Я не очень люблю вопрос: «Как вы пришли в балет?» Не так давно услышала, что есть такой феномен нашей памяти: повторяя что-то во второй, третий раз, мы уже пересказываем не само событие, а свой предыдущий рассказ на эту тему — получается какое-то невольное мифотворчество.
И главное, мне кажется, много говорить «о начале своего пути», если не было какого-то уникального случая, не очень интересно.
***
Танцевать я всегда любила, и неважно где: в спортивном зале на тренировке, в детском лагере на дискотеке или дома, импровизируя под музыку. Мне очень нравилось смотреть мультфильмы, где были танцы: танцующие принцессы, красивые костюмы, классическая музыка. Если я смотрела мультик второй и третий раз, то уже начинала танцевать вместе с героями. Все куклы у меня обязательно должны были быть балеринами. Я тогда гимнастикой занималась, и, конечно, кукол учила тому, что мы делали на тренировках: сажала на шпагаты, ставила на мостики, репетировала с ними разные танцевальные дорожки.
***
В третьем классе балетного училища внезапно появилась первая профессиональная осознанность. Это было как раз во время весенних каникул. Я тогда читала автобиографию Натальи Макаровой — первую в своей жизни книгу о балете — и, казалось бы, мало что могла по-настоящему понять. Но точно помню, как в один обычный день, идя по улице, я вдруг по-серьезному задумалась о будущем и о профессии. С тех пор мне стало интересно заниматься в классе. И на каком-то еще самом простом уровне я стала углубляться в балетные спектакли, задумываться над ролями, над технической и академической сторонами танца. Если возвращаться к вопросу «как вы пришли в балет?», вот, наверное, в тот весенний день и пришла.
***
Моя семья не связана ни с балетом, ни с театром, но папа в детстве серьезно занимался спортом. Он мне всегда говорил: «На каждом уроке классики у тебя должны глаза гореть» — и учил ежедневно работать, работать в полную силу. Его слова мне до сих пор помогают.
***
Дисциплина должна быть строгой — в разумных границах, конечно, но все-таки строгой, тогда дальше будет легче. Если во время обучения тебя растят под колпаком, в театре будет очень тяжело. Я считаю, что и в репетиционном зале, чем строже и требовательнее к тебе относятся, тем лучше. Закончилась работа — можно пожалеть артиста, сказать ему что-то приятное, доброе. Но в зале, если ты пришел, — ты работаешь в полную силу, причем не обязательно физически, но с полной самоотдачей и погружением в процесс, если же не можешь с полной самоотдачей — лучше и не приходить.
***
Главное отличие театра от школы — самостоятельность. Ты сам отвечаешь за качество своего исполнения, за то, как ты занимаешься на уроке. Вся ответственность на тебе — Фея Сирени не придет и не сможет взмахом волшебной палочки что-то исправить. Часто приходится самой для себя быть Феей Сирени.
В школе я мечтала станцевать Жизель и Никию. Очень любила «Баядерку», ходила часто на этот балет, смотрела разных исполнителей и, кажется, подсознательно уже начинала понимать, что бы я хотела в этой роли сказать, какие краски найти. А в театре эта партия появилась у меня весьма неожиданно, когда я уже и забыла, что мечтала о ней. Сейчас у меня пропали такие критерии: «любимые партии», «партии мечты». Раньше, когда я пыталась ставить себе цели, это всегда было очень наивно и забавно и ничего не сбывалось. Поэтому сейчас я стараюсь, прежде всего, наверное, видеть ситуацию, проживать ее, в ней работать и делать свой максимум.
***
Техника в балете очень важна, потому что, если у тебя нет крепкой стабильной техники, ты не сможешь передать образ и рассказать историю своего героя зрителю. Еще техника придает уверенности. И при этом балет все-таки эстетическое искусство, поэтому в нем должен быть синтез духовного, художественного и технического. Грамотно исполненное классическое движение уже само по себе очень выразительно, и если его наполнять и как бы проживать, то часто не потребуется дополнительной актерской игры. Но это я сейчас так думаю. Может, со временем мое мнение изменится? Посмотрим.
В искусстве и литературе я больше всего люблю проверенную временем классику. Вдохновение, в основном, черпаю в биографиях, мемуарах, дневниках, письмах — свидетельствах людей разных эпох о том, как они жили. Например, недавно я читала про блокаду Ленинграда. Люди голодали, но обменивали последний хлеб на билет в театр. А обменяла бы я хлеб на билет?
***
В области медиа сейчас такое изобилие! Раньше про артиста за всю жизнь могли снять один-два документальных фильма, а сейчас все время появляется что-то новое: то записи класса, то подготовки к спектаклю, то съемки закулисья. Приятно, что растет интерес к нашему искусству, к бытовым его деталям. Но мне кажется, хорошо, когда медиа чуть приподнимают зрителя над обыденностью.
***
Действительно, язык балета довольно сложен, и, чтобы в нем разбираться, зритель должен быть подготовлен. Баланчин, например, горел идеей о создании театра только для подготовленных зрителей — потому что, к сожалению, не на каждый спектакль можно спонтанно прийти и сразу все понять. Поэтому здорово, если у зрителя есть подспорье в виде статей или познавательных видео о балете, они могут помочь глубже погружаться и наслаждаться искусством.
Когда-то я вела социальные сети, но меня стало беспокоить, что там много клише и шаблонов: фотографии, подписи, реакции. Из-за этого я даже думать начала стереотипами из текстов в постах. Сначала этого и не замечаешь, но со временем меня это стало пугать. Поэтому пока не хочется активно жить в интернет-пространстве. Хотя я подписана на многих друзей, своих балетных коллег, красивые аккаунты про путешествия и флористику — все это очень и очень вдохновляет!
***
Недавно я услышала о том, что, когда в твоей жизни происходит какое-то необычное событие, надо его зафиксировать — записать, как сможешь, — иначе просто пройдешь мимо и потеряешь из виду что-то значимое. Мне очень понравилась эта идея, и теперь я стараюсь чаще обращать внимание на какие-то, на первый взгляд, даже незначительные события, учусь замечать интересное в самых привычных вещах.
В каждом человеке есть целый мир, свой микрокосмос. Если кого-то обсуждать и судить поверхностно, получается, что ты словно бы отрицаешь весь большой волшебный внутренний мир другого. Ты же не знаешь, как человек пришел к тому или иному, почему, допустим, он сегодня злится или радуется. Думаю, нужно ко всем относиться с уважением, стараться помнить, что человек — это не сумма его ошибок. Каждый из нас значим. Самый неприметный прохожий внутри себя несет целую вселенную.
***
Жизнь — это балет? Наверное, если бы вы меня спросили об этом в школе, я бы ответила утвердительно и безо всяких раздумий. Сейчас же мне кажется, что все не так однозначно: нужно жить своим делом, но нельзя позволять, чтобы что-то одно завладевало тобой целиком и полностью. Это опасно. Когда ты болезненно одержим какой-то вещью, она с тобой сыграет злую шутку. Балет — это жизнь, но, вероятно, не единственный смысл жизни, а еще и часть чего-то таинственного необъятного и прекрасного.
Сердечно благодарим Модный Дом TATYANA PARFIONOVA за образы.
Отдельная благодарность Мариинскому театру за содействие в съемочном процессе.
MUAH Яна Борисевич