XIV Международный фестиваль «Дягилев P.S.» завершился постановкой T.I.M.E. — дебютом китайского Театра танца Си Син в России.
Текст: Янина Гурова
В Петербурге фестиваль «Дягилев P.S.» завершился первым показом китайского Театра танца Си Син отечественной публике. Молодая постановщица заставила говорить о себе Европу после создания (по заказу британского хореографа Уэйна Макгрегора) спектакля When I am facing U для Венецианской биеннале и успешного дебюта на сцене Парижской оперы, где ее Horizon открывал балетный сезон. Спустя месяц Си Син впервые оказывается в России, представляя T.I.M.E. на закрытии одного из авторитетных фестивалей Петербурга.
Си Син известна в родном Китае, где активно изучает современный танец, ведет просветительскую деятельность, заслуженно завоевывает мир как талантливая танцовщица, самобытный хореограф, а с 2014 года еще и как художественный руководитель собственного театра танца, базирующегося в Шанхае.
Хореограф дала зрителю подсказку в виде расшифровки названия: T — температура и телепортация, I — внутреннее я, важные моменты и воображение, M — память и разум, E — энергия и эмоции. Работа Си Син тот редкий случай, когда пояснять происходящее на сцене не нужно. Стройность композиции, внятность хореографического текста, продуманная сценография позволяют зрителю безошибочно уловить замысел: погружение в сон, пробуждение потаенных переживаний героини, калейдоскоп воспоминаний, цикличность возвращения к одному и тому же эпизоду из прошлого, моделирование прожитой ситуации, пробуждение.
Спектакль-медитация T.I.M.E. поставлен на музыку Сильвиана Вонга. Партитура клочковатая: умиротворенные инструментальные мелодии сменяются шумовыми эффектами, звенящей тишиной, вновь пробуждающейся протяжной темой, обрывающейся после кульминации и неожиданно продолжающейся после завершения действия. Музыка отступает на второй план, подчеркивая выразительность и самобытность пластического текста. Си Син редкий хореограф, тонко чувствующий движение, виртуозно работающий с формой и пространством сцены. Мышление автора скульптурное, трехмерное. Незамысловатый набор бытовых предметов — торшер, книга, стулья, кровать, платье, лампа — парит над сценой, подвешенные к колосникам, придавая пространству текстуру и многоплановость. Столы и стулья, остающиеся на полу, хореограф филигранно вплетает в хореографическое полотно, изобретательно используя предмет как дополнение движения. Неожиданные ракурсы, зеркальное отражение в виде подвешенного стула (аккурат над стоящим) — все это вписано в качественную световую партитуру (художник по свету Лоу Ши Хоу).
С первой минуты любопытно следить за происходящим. Яркий желтый абажур торшера обволакивает мягким светом сидящую за столом девушку с книгой. Она засыпает и подает импульс перехода привычного движения в темпе к рапиду, калейдоскопом множащихся пластических групп. Как живые скульптуры, танцовщики разнесены по сценическому пространству. Логичная режиссура помогает зрителю ясно видеть на первом плане героиню, равноудаленно от нее — альтер эго, которое зеркальным отражением вторит каждому движению. Хореограф ловко меняет формы, количество танцовщиков. Десять человек, попеременно сменяясь, создают впечатление бесконечного числа исполнителей. Мешковатые костюмы пастельного цвета подчеркивают динамику игры светотени, текстуры едва уловимой световой дымки и грубого тканого полотна одеяния, здесь же пара ярких точек — красная обложка книги в руках танцовщицы, свисающий с колосников зеленый, едва уловимый плафон настольной лампы.
Световое решение делает сцену безграничной, геометрически простые формы — круг, квадрат — постепенно принимают сложные очертания, накладываются друг на друга, зонируют пространство мелкой клеткой. И все подчеркивает выразительность танца. Си Син не заигрывает с публикой, не цепляется за технически сложные элементы — напротив, выводит артистов из света, скрывая сложные и эффектные комбинации в тени, так что едва уловим абрис фигур. Задействовано все сценическое пространство, к концу спектакля под колосниками окажутся кулисы, обнажив короб сцены как логический финал процесса трансформации. По периметру сцена окажется очерчена желтым прямоугольником, словно выросшим из маленькой точки торшера. Композиция сместится в центр, завершаясь причудливой пластической группой — живой скульптурой, изобретательно собранной хореографом.
Постановка многогранна и при всей абстрактности ассоциируется с взрослением девочки-подростка, чьи потаенные страхи, мечты из будничного хаоса структурируются во сне, завершающемся мягко падающим снегом, под которым утихают тревоги и происходит метаморфоза (T.I.M.E. как китайская альтернатива «Щелкунчику», возведенная в поэтический абсолют).
Хореография Си Син — филигранное сочетание танца классического и современного, не новоизобретенного, вполне узнаваемого в элементах разных техник. Уникальность мышления постановщика — в насыщенности пластического текста, внимании к деталям, где кантилена движений от простого шага импульсом проходит через тело исполнителя и отражается в мельчайшем движении кисти, каждого пальца. Луч света выхватывает исполнителя из круга, преобразуется в квадрат, сжимается, рассеивается, наслаивается, меняет темпоритм происходящего. Едва наметилась финальная точка-поза, по инерции движение подхватывает партнер, и оно продолжается как расходящиеся волны при падении капли на поверхность воды.
Все исполнители остро чувствуют движение, пространство сцены, не спекулируя на трюках, эффектных данных, партнерствуют, сохраняя синхронность, стройность композиции, ее единство. Сработанность артистов и высокая профессиональная подготовка сказываются на восприятии зрителем сложных элементов, изобретательных поддержек как совершенной импровизации. Тягучая, насыщенная хореография формирует плотную танцевальную ткань без единого пробела, находясь все время в развитии. Замысловатый сценический рисунок придает действию текстурность, по мере приближения к кульминации эхом множащиеся танцовщики, мастерски разнесенные в пространстве от первого до последнего плана, визуально придают замкнутой сцене бесконечность. Каждая поддержка выполнена легко, исполнительницы кажутся невесомыми, юноши ловкими, ни одного грубого подхода или спуска, движение плавное, ровное, как изысканная китайская акварель на рисовой бумаге.
75 минут без антракта — медитативное действо воспринимается на одном дыхании. Хореография Си Син может сравниться с танцем тканевых полотен, развевающихся на ветру, набегающей на скалистый берег волной, туманом на рассвете, поднимающимся над водой, или медленно падающим снегом.
Дебют Театра танца Си Син завершился овациями, выразим надежду, что последующие гастроли молодого коллектива будут столь же успешными, а постановки — не менее изобретательными.
Фото: © Дягилев P.S./ Михаил Вильчук