Персона

Екатерина Крысанова

КОГДА «ГОЛОВА ДРУЖИТ С ТЕЛОМ»

17.07.2024

Прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова в апреле получила давно заслуженное почетное звание народной артистки РФ! Представляем профайл Екатерины, написанный историком балетного театра и критиком Виолетой Майниеце.

Фотоистория Алиса Асланова.

Крысанова именно «народная» артистка. Зрители ценят и любят Екатерину, профессионала высочайшего класса, каких немного в первом театре страны.

Свыше двадцати лет на сцене Большого выступает эта уникальная балерина-универсал, каким в идеале сегодня должен быть каждый артист. Она танцует все: и классические, и современные балеты. С азартом участвует в разных экстравагантных экспериментах — ей всегда любопытно попробовать что-то новое. Преодолеть непреодолимое, расширить собственные возможности и горизонты. Она лауреат международных конкурсов, обладательница престижных премий, включая две «Золотые маски» за лучшие женские роли в современных постановках.

Разве могла сложиться иначе жизнь терпеливой, трудолюбивой девочки, которая всегда танцевала: с трех лет она занималась в детских кружках, балетной школе, Московской академии хореографии, которую окончила в 2003 году.

«Мне повезло с родными и педагогами. Я — это мои педагоги», — считает Крысанова. Родные всегда ее поддерживали, рано приучили Катю к самостоятельности в профессии. А педагоги — Галина Крапивина, Нина Сперанская, Татьяна Гальцева — отлично выучили. Все годы работы в Большом Катя занималась и репетировала только со Светланой Адырхаевой — удивительная преданность и постоянство. Трагедией стал для балерины ее уход. И казалось, что одно из первых выступлений этого сезона балерина внутренне посвятила Светлане Дзантемировне. За внешней сдержанностью ощущались такие безмерная скорбь и душевная боль.

Катю помню с Московского конкурса 2001 года, когда Нина Сперанская подошла и сказала: «Обратите внимание, какая хорошая девочка Катя Крысанова!» Действительно, не по годам техничная, цепкая, уверенная. Помню и спектакль МГАХ «Волшебная флейта»: главные партии исполняли две талантливые девушки с большими амбициями и будущим — Катя Крысанова и Наташа Осипова. Танцевали профессионально, соревнуясь за честь быть первой и лучшей.

В Большой Катя пришла в 2003 году. Она прошла тернистый путь от артистки кордебалета до примы (2011). «В театре ты никто, и начинаешь с нуля», — вспоминает балерина. Показательно, что из фей пролога «Спящей красавицы» ей поручили именно фею Смелости — этого качества ей было не занимать. А насмешливая, задиристая Китри в «Дон Кихоте» — портрет юной Кати Крысановой. Подобно Китри, она всегда была открытой и решительной: бралась за все партии, которые предлагали. Их много — не сосчитать. Беспощадная к себе, Катя не уходила из зала, не достигнув намеченной цели. Балет — ее профессия и ее хобби. Другого нет. Разве может быть иначе у балерины, рожденной в год трудолюбивого, упорного Быка да на весеннее равноденствие — 22 марта 1985 года, когда день равен ночи, а свет — тьме. В гороскопы можно не верить. Но карьера Крысановой — тому подтверждение. В репертуаре балерины — светлые, классические героини (Одетта, Аврора, Маша, Раймонда, Сильфида), циничные, расчетливые эгоистки (Эгина в «Спартаке», Аркадина в «Чайке»), страстные, обреченные натуры (Джульетта, Мехменэ Бану в «Легенде о любви»). В Кате такое намешано, что из нее можно лепить нечто необычное.

Когда Крысанова танцует большую классику, точно знаешь: все будет на высочайшем уровне. По темпераменту ей ближе Китри и Одиллия. Зато сдержанное благородство можно показать в партии принцессы Авроры. А бриллиантовую россыпь техники — в Аспиччии («Дочь фараона») и Медоре («Корсар»). Хотя часто кажется, что Кате страсть как хочется похулиганить: взорвать галантные манеры принцесс, разрушить строгие классические каноны. В ней, несомненно, дремлет взрывоопасный вулкан страстей, что угадали самые прозорливые хореографы. Балерине сказочно везло — такие встретились на ее творческом пути.

4 июля 2014 года — великий день в жизни балерины, ее второе рождение. В этот вечер Катя Крысанова станцевала звездную роль — Катарину в «Укрощении строптивой» французского хореографа Жана-Кристофа Майо. Непросто складывался их творческий роман. Постановщик не заметил Катю, не пригласил даже на кастинг, продолжая искать свою героиню в богатых недрах балета Большого. Она его не зацепила — хорошая классическая балерина, да и только! Совсем другой он представлял свою Катарину.

Смелость города берет — по совету своего педагога Адырхаевой, балерина сама напросилась на роль, что, оказалось, особенно ценит избалованный талантами французский хореограф. Пришла к нему и сказала: «Покажите Ваши па, попробую!» С первых движений хореограф понял: перед ним Катарина, о какой он всегда мечтал. Рыжая, в зеленой рубашке, строптивая, не как все. (Балерина любит зеленый — цвет весны, цвет жизни.)

Екатерина Крысанова была рождена для шекспировской Катарины (даже имена у них совпадают), как Плисецкая — для Кармен. Ее героиня — современная эпатажная девушка. Сильная, смелая, задиристая, она презирает серых людей и серые будни гламурного, лживого мира родных и близких. Кэт, эта рыжая кошка, непредсказуемо реагирует на поведение окружающих: провоцирует, дразнит, нарушая все законы хорошего тона. Нападение — лучший способ защиты. Среди пресных женихов она не находит равных себе мужчин. Другое дело Петруччо — грубиян и забияка, презирающий нормы приличия. Он родственная ей душа, вторая половинка. Кэт он мил с первого взгляда. Но сразу покориться, значит, проявить слабость. Достойные друг друга, они находят гармонию в браке по страстной любви, что редкость в современном мире.

«Она завоевала право быть моей Кэт — дикой кошкой, которая нашла своего кота! Без Крысановой нет моего балета. Она незаменима!» — балериной восторгался хореограф. Перетанцевать Екатерину Крысанову в этой партии невозможно. Подтверждение тому — «Золотая маска» за лучшую женскую роль, зрительский восторг на каждом спектакле.

И вторую «Маску» Крысановой присудили за современную роль — Джульетту в «Ромео и Джульетте» Алексея Ратманского.

Трудно найти более несхожие партии, чем Катарина и юная, бесшабашно страстная Джульетта, которая без оглядки любит здесь и сейчас, не думая о том, что будет завтра. Раз и навсегда полюбила Мастера ее взрослая, похожая на ведьму Маргарита («Мастер и Маргарита»). За спасение любимого она запросто дьяволу душу отдаст. Чтобы потом быть вместе с ним в вечной обители, где нет прошлого и будущего. Есть только душевная гармония и нездешний покой…

После эпатажного хулиганства, лавы эротичных эмоций, сильной и одновременно бессильной перед судьбой предстала ее Татьяна в финальном дуэте балета «Онегин». Балерина мечтала о роли, терпеливо ждала встречи с ней.

Жизнь классической балерины — подвиг, осознанная жертва совершенству и людям. Отдавая всю себя на сцене, Екатерина потом с трудом отходит от погружения в роли. Чтобы восстановиться, ей нужны одиночество и душевный комфорт.

Опытная, думающая, современная личность, Екатерина Крысанова знает: сегодня техникой никого не удивишь, даже самой совершенной, как у нее. Публика приходит на балет за эмоцией, за мыслью. Надо, чтобы «голова дружила с телом».

Когда Екатерине Крысановой задают вопрос, о чем она мечтает, звучит лаконичный ответ: «Станцевала все, что хотела». В это верится с трудом. Такая актриса, как она, всегда надеется на новые творческие сюрпризы. Иначе — зачем танцевать?!

 

Белые платья: ALENA AKHMADULLINA

MUAH: Анастасия Еманова
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.