Крупным планом

Юрий Владимиров

Легендарный премьер Большого театра, народный артист СССР, его роли всегда были насыщены не только головокружительными трюками и прыжками, но и наполнены глубокой эмоциональностью.

Автор Алиса Асланова

Фотограф Батыр Аннадурдыев

30.06.2022

Именно он стал первым исполнителем роли Ивана Грозного в одноименном балете Юрия Григоровича. Образ, созданный Юрием Владимировым, стал эталонным для всех последующих поколений артистов.

В этом году Юрий Кузьмич отпраздновал юбилей — 80 лет! По этому случаю нам захотелось сделать особенный материал об этом гениальном артисте, и мы взяли интервью не только у самого мэтра, но и у его знаменитого ученика, заслуженного артиста России Ивана Васильева. Их творческому союзу артиста и наставника больше 15 лет.

С большим трепетом и уважением Иван рассказывает о своем педагоге и работе с ним.

Мы также побывали на репетициях балета «Иван Грозный», где под чутким руководством Юрия Владимирова Иван Васильев репетирует роль царя Ивана IV. Для нас большая честь опубликовать интервью Юрия Кузьмича, в котором он рассказал о своих взглядах на профессию артиста балета и почему больше всего ценит в человеке индивидуальность.

Юрий Владимиров

Юрий Кузьмич, Вы в этом году отметили свой юбилей. Как Вы относитесь к празднованию своего дня рождения?

Я никогда свои дни рождения не праздновал. Так повелось, что для меня это обычный день.

Вы уникальный исполнитель не только в контексте драматического плана — ваша техника танца всегда поражала зрителей своей мощью и виртуозностью.

Это заслуга моего педагога Алексея Николаевича Ермолаева. Он всегда говорил те слова, которые нужны были именно мне. Он потрясающий педагог. Сейчас все эти знания я передаю своему ученику Ивану Васильеву.

Что касается техники, то это большая работа в зале, бесконечные пробы разных прыжков и вращений и стремление сделать что-то новое в спектакле.

Совсем недавно Ваш знаменитый ученик Иван Васильев посвятил Вам свой дебют в спектакле «Весна священная» Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василева. Вы уже много лет плодотворно работаете с Иваном в Большом. Расскажите, пожалуйста, что для Вас важно в человеке, с которым Вы работаете?

Главное — индивидуальность. Когда мы работаем с учеником над той или иной ролью, очень важно, чтобы он не копировал меня, а делал по-своему. Моя задача как педагога заключается в том, чтобы подвести артиста к этому и раскрыть его состояние души и тела. Состояние вообще очень важно. И я очень доволен работой Вани. Он как раз обладает ярко выраженной индивидуальностью, я стараюсь это сохранить в нем.

Чем, на Ваш взгляд, новое поколение отличается от Вашего в отношении к работе, профессии?

Разницы нет. Кто хочет работать, тот работает. Кто-то из артистов стремится к новым вершинам, хочет стать премьером — они работают утром, вечером и в выходные. А кто-то просто числится в театре, и не более того. Поэтому разницы нет — так было всегда.

Вы первый исполнитель партии Ивана Грозного в Большом театре. За столько лет спектакль как-то изменился, подстроился под настоящее время и новое поколение?

Благодаря репетиторам и педагогам спектакль сохраняет масштабность, заложенную постановщиком. Важно сохранять замысел, то, как был поставлен спектакль. 

Что Вы пожелаете молодым артистам?

Иметь желание создать свой язык исполнения.

Иван Васильев

Вы помните, как вы начали работать с Юрием Владимировым. Вы его выбрали своим педагогом, или он вас — своим учеником? Или это случилось независимо от вас?

Конечно, помню. Шел первый год работы в Большом театре, и художественный руководитель труппы дал совет попробовать заниматься с Юрием Кузьмичем, хотя по конкурсу меня уже знал Михаил Леонидович Лавровский, с которым мы провели несколько репетиций. Вообще, мне повезло на заре карьеры выписывать расписание репетиций, состоящее сплошь из фамилий золотого века Большого театра — Владимиров, Лавровский, Васильев. С первой репетиции я влюбился в Юрия Владимирова, в том числе потому, что он не хвалит, а я очень не люблю от педагога похвалу.

Мария Виноградова и Иван Васильев репетируют с Юрием Владимировым

Что вас восхищает в нем как в танцовщике? Что вы от него перенимаете в профессиональном плане?

Владимиров — это мужчина на сцене, он отличается колоссальной мужественностью и честностью в отношении к работе, жизни, людям. Юрий Кузьмич внес неоценимый вклад в мое становление, за что я ему безмерно благодарен, ведь мы начали работать, когда мне было 17 лет — я становился не только артистом, но и взрослым мужчиной.

Какое самое сильное его качество как педагога?

Для меня он лучший педагог, поскольку обладает очень жестким подходом. Он считает, что если делать, то делать лучше всех, на высочайшем уровне. И мне это очень нравится. Он редко хвалит, но если хвалит, то это всегда «нормально» или «неплохо», и это значит, что все сделано правильно.

Самое главное, чему вы научились за столько лет работы с Юрием Владимировым?

Быть мужчиной, стоять на своем, ни от кого не зависеть, быть верным своему мнению. Особенно мне нравится, что Юрий Кузьмич никогда не навязывает свою точку зрения ученикам, например, когда ученик ему доказывает, что ему лучше так, что он так чувствует. Во время подготовки партии Спартака Юрий Кузьмич давал мне возможность убедить его в своей трактовке. И мне это удавалось. Он глыба, он поддержка, и до сих пор, когда мы встречаемся на репетициях, я понимаю, что он дает мне толчок к постижению нового и движению вперед.

Юрий Григорович

«…Во всех партиях Владимиров представал иным типом премьера Большого балета. Бьющая через край энергия, эмоциональное напряжение в танце выражали порыв к самостоятельности, многогранность личности.

Встреча с партией Ивана в «Иване Грозном» суммировала и еще больше раскрывала его многогранность. Герой был заложником исторических обстоятельств и собственного характера. У Владимирова при всей его стихийной, взрывоопасной силе, явленной в роли, Иван представал страдающим деспотом. Мы считали, что и этот внутренний парадокс поможет раскрыть образ, сделать его линейным. Владимиров откликался на все балетмейстерские предложения. Все варианты мизансцен и движений перепробовал и лично перетанцевал, прежде чем Иван вышел таким, каким его увидели на премьере в феврале 1975 года в Большом театре.

Его успех был абсолютным, безоговорочным и в России, и в мире, во все странах, где «Иван Грозный» показывался — в США, Франции, Германии, Великобритании…

Образ оказался настолько правдивым и живым, что навсегда связался с его именем. Все последующие вводы в спектакль соотносились с ним как с первым исполнителем. Он репетирует сегодня балет «Иван Грозный» с молодыми артистами, передает им, и это гарантирует не просто точность движений, но, надеюсь, масштаб образа, заложенный нами на премьере…»

 

18 февраля 2022

Из программки от 9 марта 2022 года к спектаклю «Иван Грозный» в честь 80-летия Юрия Владимирова.

Благодарим Большой театр России за помощь в создании съемки.