Статьи

Памяти Юрия Владимирова

29.05.2025

Этот май в русском балете стал месяцем больших потерь. Скончался Юрий Григорович, мэтр, человек-эпоха. По какому-то только свыше понятному стечению судеб незадолго до этого не стало его первой Хозяйки Медной горы и первой Мехменэ Бану — Аллы Осипенко. А в один день с хореографом, 19 мая оставил земную жизнь и его первый Иван Грозный — Юрий Владимиров.

Народный артист СССР. Действительно народный, в прямом смысле этого слова. В танце Юрия Владимирова сочетались богатырская мощь и какая-то сказочная полетность, удаль молодого витязя и думы старца, ярмарочное веселье и стихийная неистовость, языческая одержимость и христианское смирение. В общем, все то, что можно обобщить одним понятием — русский дух.

Балет «Иван Грозный»

Мальчик Юра родился в самом начале страшного военного 1942 года в небольшом русском городке. Наверное, есть какая-то предопределенность, особенно в судьбах великих творцов, потому что, несмотря на голодные послевоенные годы, маленький Юра пошел по пути искусства и поступил в Московское хореографическое училище. Окончил его Юрий Владимиров в 1962 году по классу Алексея Николаевича Ермолаева — блестящего танцовщика, большого и глубокого артиста, настоящего (в хорошем смысле) революционера мужского классического танца. Ермолаева называли Богом Ветра по имени одного из исполняемых им героев, ведь, по словам очевидцев, он по-настоящему зависал в воздухе. Алексей Ермолаев, будучи сам танцовщиком, видоизменял вариации, добавлял и усложнял прыжки и вращения, при этом сохраняя образ. Рано травмировавшись, перейдя на партии другого амплуа, Алексей Ермолаев продолжил свои искания в учениках.

Принц из балета «Щелкунчик»

И вот один из подопечных продолжил линию учителя. Уже на выпуске говорили о невероятном прыжке, потрясающей технике, о мужественном танце Юрия Владимирова.

Это подтвердилось на первых, а впоследствии самых почетных, международных конкурсах артистов балета — в Варне в 1966 году и в Москве в 1969 году, где Юрий Владимиров в паре с блистательной Ниной Сорокиной получили Первые премии и Золотые медали.

В 1969 году и взыскательные парижане отметили этот сложившийся дуэт призом «Золотые звезды» как «Лучшую балетную пару» на Международном фестивале танца. Этой награды другие советские артисты больше не получали. А колыбель классического балета — Парижская академия танца — присудила Юрию Владимирову Премию имени Вацлава Нижинского, что вновь выделило его как действительно уникального танцовщика.

Па-де-де Дианы и Актеона из «Эсмеральды», а также па-де-де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа» в исполнении Владимирова и Сорокиной поражали технически сложными элементами, которые были все же станцованы, а не спортивно отработаны. На сохранившихся видеофрагментах мы видим прыжок Актеона-Владимирова на грани человеческих возможностей, а после — элегантное port de bras руками и позу, будто перенесенную на сцену с античных барельефов. Филипп Владимирова не дикий бунтарь, а жаждущий перемен и свободы герой. Он заводит толпу своей энергией и, как ни странно… благородством. Для диагонали прыжков в начале вариации Юрию Владимирову будто даже не хватает сцены Большого театра; переходы между техническими частями красивы и музыкальны; а заканчивается вариация каскадом немыслимых прыжков. Все это было продолжением творческого союза ученика и учителя: артист Владимиров и в театре продолжил работать со своим наставником Алексеем Николаевичем Ермолаевым.

Балет «Спартак»

Дуэт Юрия Владимирова и Нины Сорокиной завоевал еще одну главную награду на Всесоюзном конкурсе новых хореографических номеров в 1969 году. И хоть по значимости этот конкурс стоит ниже вышеперечисленных, здесь нужно акцентировать внимание на словах «новые хореографические номера». Юрий Владимиров был открыт поиску, новым пластическим образам, другому языку танца. В 1964 году Юрий Владимиров и Нина Сорокина стали первыми исполнителями балета «Геологи» в хореографии Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Как впоследствии вспоминали хореографы, они собирались ставить на заслуженных ведущих, уже опытных артистов. Но те оказались заняты в текущем репертуаре. И постановщикам выделили талантливую молодежь. Что положительно сказалось на творческом успехе и хореографов, и артистов. И уже следующую свою работу Касаткина и Василев поставили непосредственно на Владимирова и Сорокину. Это была их версия балета Игоря Стравинского «Весна священная». Как вспоминал Михаил Лавровский в одном из интервью о партии Пастуха-Владимирова: «… он потрясал и зрителей, и нас, своих коллег (посмотреть его из зала всегда приходили танцовщики, не занятые в спектакле), неудержимой импульсивностью, огромной ритмической силой. Его танец был как поток раскаленной лавы, тело его взвивалось в воздух и застывало в сложнейших, неповторимых по рисунку и пластике позах, он поражал внезапностью взлетов и резкостью остановок, масштабностью и силой движения…» И в сохранившихся видео мы действительно наблюдаем какую-то первобытную, дерзновенную энергию в танце Юрия Владимирова.

И вот, казалось бы, сложившееся героико-драматическое амплуа — масштабного героя, парящего, преодолевающего законы гравитации, с большой размашистой амплитудой и движений, и эмоций. Но в 1970 году выходит фильм-балет «Озорные частушки» в хореографической интерпретации Натальи Рыженко. А в 1973 году, тоже в кинозаписи, «Хореографические новеллы» авторства Натальи Касаткиной и Владимира Василева. И мы видим иного героя Юрия Владимирова — легкого, беззаботного, веселого. Как будто главный персонаж русских сказок, то ли летящий на коньке-горбунке, то ли исполнивший мечту по щучьему веленью. При этом абсолютно земной, настоящий, современный.

А Станционный мужик Юрия Владимирова в балете «Анна Каренина»? Казалось бы, роль второго плана. Однако, как и у Толстого, сцены, в которых появляется этот персонаж, являются символическими и связующими в романе, так и в балетном воплощении Станционный мужик Юрия Владимирова — тот самый простой мужик российского народа, от действий которого может повернуться даже история государства. И то самое пресловутое «не бывает маленьких ролей» подтверждается блистательным артистом.

Юрий Владимиров будто шел по большому новому творческому пути, по ходу которого были встречи со многими хореографами того периода. Он был первым исполнителем или одним из премьерных составов в балетах Натальи Касаткиной и Владимира Василева, Олега Виноградова, Натальи Рыженко и Виктора Смирнова-Голованова, Андрея Петрова, Дмитрия Брянцева, Владимира Васильева, Веры Боккадоро, Виолетты Гонсалес.

И конечно, отдельной вехой стоит сотворчество Юрия Владимирова с Юрием Григоровичем. Полетная Голубая Птица в «Спящей красавице», бравый Принц-Щелкунчик, Пастух, а затем и Спартак в одноименном балете. Каждая роль, как говорят его коллеги-современники, исполнялась на разрыв. И вершиной этого союза, конечно, является «Иван Грозный».

В документальном фильме «Балет от первого лица» Юрий Григорович говорит, что «актер должен быть сумасшедшим <...> Он должен хотеть танцевать определенную роль». И приводит пример постановочного процесса «Ивана Грозного». Хореограф начинал готовить главную роль с несколькими артистами, но как-то не видел у них особого желания. А Юрий Владимиров приходил на каждую репетицию уже в образе, который предполагался в спектакле, и в полном обмундировании. И сам Юрий Григорович говорит, что Владимиров «был одержим. И роль вышла совершенно изумительная!» Смотря записи со спектаклей, и в особенности фильм-балет «Иван Грозный» в исполнении Юрия Владимирова, мы видим царя, будто сошедшего с картин Васнецова и Репина или с кинокадров Эйзенштейна. Михаил Лавровский в одном из интервью говорил о Грозном Юрия Владимирова: «Считаю, что более точной трактовки этого многопланового образа не дал никто». И объяснял, почему: «…сила мышц имеет предел, но, правда, не у Владимирова, а сила духа — не имеет предела. Вот у него было это сочетание».

С Юрием Николаевичем Григоровичем

Закончив танцевальную карьеру, Юрий Кузьмич Владимиров остался в театре передавать накопленные знания, опыт и мудрость следующим поколениям. Среди его учеников Дмитрий Гуданов и Иван Васильев.

В интервью нашему журналу к своему 80-летию Юрий Владимиров очень скромно говорил о себе и как об артисте, и как о педагоге. Но поделился своим видением работы с учениками: «Главное — индивидуальность. Когда мы работаем с учеником над той или иной ролью, очень важно, чтобы он не копировал меня, а делал по-своему». Юрий Кузьмич, по отзывам учеников, был очень требовательным педагогом, но при этом поддерживающим дерзновение в работе и творчестве. Он действительно был не просто человеком, показывающим и рассказывающим, как выполнить то или иное движение, а был наставником молодого поколения, оказывал влияние на становление их как артистов, как личностей.

Юрий Григорович дал высокую оценку Владимирову-педагогу: «Он репетирует сегодня балет «Иван Грозный» с молодыми артистами, передает им, и это гарантирует не просто точность движений, но, надеюсь, масштаб образа, заложенный нами на премьере…»

Русская православная церковь заграницей за роль Ивана Грозного отметила Юрия Владимирова орденом «Царя-Мученика». Награда была вручена ему в Большом театре, когда этот спектакль танцевали уже его ученики.

И это событие не было случайным. Не только сила духа, но и сила души у Юрия Владимирова была огромной. Казалось бы, премии, награды, звания, признание всего мира, деньги. Но Юрий Владимиров оказался выше этого. Еще во времена запрета на веру они с Михаилом Лавровским стали прихожанами церкви в Сокольниках. Юрий Владимиров остался в России, на своей любимой родине, хотя его приглашали работать во многие страны. На собственные средства еще в 1997 году он начал возводить храм в подмосковной Мамонтовке. Помогал прихожанам, социальным фондам, ветеранам сцены. На территории построенного храма есть часовенка Царю-Мученику Николаю. И опять же, только по свыше понятному совпадению, Юрий Кузьмич Владимиров ушел из жизни в день рождения Николая II.

На прощании с Юрием Владимировым в Большом театре Борис Акимов озвучил то, что наверняка было в мыслях каждого:

«Правильно говорят, что такие артисты, как Владимиров, не уходят навсегда. Они не уходят, потому что остается их творчество. Пока мы живы, будем помнить и передавать эту память другим поколениям. Дорогой Юра, спасибо тебе и низкий поклон за твое великое искусство, за твой талант…»

Юрий Владимиров — Иван Грозный

 

 

Автор: Вероника Варновская
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.