Рецензия

XXVI Международный балетный фестиваль в Чебоксарах. Премьеры «ТИТАН’иЯ» и «Болеро»

18.04.2022

В Чебоксарах, столице Чувашии, состоялся XXVI Международный балетный фестиваль. Открывалось большое событие премьерами Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского – работами «ТИТАН’иЯ» и «Болеро».

Ольга Угарова отправилась на слет, чтобы посмотреть новинки и поговорить с хореографами.

Балетный фестиваль в Чебоксарах появился в 1996 году по случаю тридцатилетия чувашской балетной труппы. В 1966 году Ленинградское училище Вагановой выпустило первых артистов из целевого набора Чувашской ССР — впервые они вышли на сцену родного театра в спектакле «Жизель». За 26 лет существования фестиваль принимал таких гостей, как Илзе Лиепа, Надежда Грачева, Жанна Аюпова, Юлия Махалина и, конечно же, Надежда Павлова, которая родилась в Чебоксарах.

В апреле 2022 года фестиваль открылся премьерами Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского. Если у Софьи это первый опыт сотрудничества с чувашским театром, то у Константина — второй: в ноябре прошлого года здесь прошла премьера постановки одноактной оперы «Алеко» Максима Жучина, в которой он выступил балетмейстером. После этого компания предложила поставить новые сочинения для балетной труппы: первое — на музыку Первой симфонии Густава Малера, второе — «Болеро» Мориса Равеля. За работу Софья и Константин взялись уже в дуэте.

 

«ТИТАН’иЯ»

Елена Коцюбира и Фарходжон Камолов – «ТИТАН’иЯ»

Постановку на музыку Малера хореографы озаглавили «ТИТАН’иЯ». Здесь важно написание. Создатели подчеркивают, с одной стороны, свою связь с музыкой австрийского композитора — вторую редакцию своего сочинения он исполнял под названием «Титан: Поэма в форме симфонии», — а с другой — не просто иллюстрируют музыку, а ведут с ней диалог: отстраняются и соединяются. За основу сюжета Софья и Константин взяли комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь», локацией назначили волшебный лес, куда сбегает главный герой, создав своеобразный парафраз на тему классического романтического балета.

Анастасия Матвеева и Фарходжон Камолов – «ТИТАН’иЯ»

Софья Гайдукова:

«Симфония Малера настолько мощная и сильная. Она все говорит сама за себя, найти свою собственную хореографическую склейку— это настоящий вызов. Но мы смирились. Мы очень много работали и с самим музыкальным материалом, и с большим количеством литературы вокруг него, пока у нас и не родилась идея сделать фантазию в стиле балета эпохи романтизма про героя, который уходит в сказочный лес и попадает в мир духов».

Константин Матулевский:

«После того, как мы поработали с музыкой Малера, я понял, почему всем хореографам так сложно с ним. У него всегда заложено очень много своих собственных смыслов, идей, символов и знаков, вплетать свои концепции совсем не просто. Первые две недели пришлось просто привыкать к нему, потому что нам было важно найти некую точку, с которой мы могли бы наблюдать и создавать свои собственные конструкции».

«ТИТАН’иЯ»
Милана Ишуткина – «Болеро»

«Болеро»

Вторая постановка премьерной программы — «Болеро» Равеля. Не меньший вызов, чем работа с Малером. Гипнотическая музыка одурманивала не одного хореографа и всегда становилась театральным хитом.

Константин Матулевский:

«Работая над «Болеро», мы сразу поняли, что надо найти в себе силы отстраниться от всего, что было создано, и от нашей собственной насмотренности. Конечно, ты всегда часть коллективной памяти, и отключиться от нее невероятно сложно, но в данном случае крайне важно. Нас очень волнует сам концепт этой музыки, поэтому мы стремились создать не нарративную линию, а идею, которая будет развиваться. И начали с самого простого — с алфавита: артисты буквально учили азбуку, а потом складывали на ее основе фразы. Здесь тоже было совсем не просто: в конечном итоге в нашей работе все очень зависит от четкого и максимально точного исполнения, иначе все ломается. Но в результате все получилось».

Художественное оформление

«ТИТАН’иЯ» и «Болеро» — две очень разные работы и по своему пластическому языку, и по оформлению. Если первая — это современный балет с эффектными театральными решениями, то вторая — танец contemporary, визуально очень приближенный к зрителю. За костюмы и сценографию отвечал главный художник Чувашского театра оперы и балета Валентин Федоров, за свет — Елена Перельман, художник «Гоголь-центра».

Софья Гайдукова:

«Мы поставили разные работы, потому что вкусы у публики могут отличаться: кому-то близок балет, кому-то— современный танец. Что касается второго, нам хотелось максимально приблизить к зрителю именно «Болеро», и артисты выходят на сцену буквально в повседневной одежде: обычных брюках, юбках, свитшотах и блузах. Но вместе с тем у нас есть общий элемент: совместно с Валентином Федоровым мы придумали использовать большое зеркало в качестве фона, которое в «ТИТАН’иЯ» висит высоко, а в «Болеро» опускается на уровень глаз— таким образом мы связываем несоединимое».

«Болеро»
Юлия Рункина и Евгений Коршунов – «Болеро»

Артисты и репертуар

Программа «ТИТАН’иЯ» и «Болеро» — это результат коллаборации Чувашского театра, Чувашской капеллы и приглашенных хореографов. Кроме того, что работы могут дополнить традиционный классический репертуар современным балетом и современным танцем, зрителям открывают новые имена: в главных партиях в первом отделении вышли Фарходжон Камолов в роли Героя и Анастасия Матвеева в партии лесного духа Пака, в «Болеро» — Юлия Рункина, Евгений Коршунов и Милана Ишуткина.

Софья Гайдукова:

«В «Болеро» мы дали возможность и солистам, и молодым артистам встать на сцене плечом к плечу— на равных,— чтобы и зритель увидел компанию как целостный организм, и для самих ребят гипнотическая музыка Равеля стала моментом единения. Это так редко бывает в театрах!»

Фарходжон Камолов – «ТИТАН’иЯ»
Анастасия Матвеева – «ТИТАН’иЯ»
«Болеро»

Текст Ольга Угарова

Фото Сергей Михайлов