Статьи

Родион Щедрин – 90!

Автор Вероника Варновская

16.12.2022

Сегодня юбилей у одного из крупнейших композиторов XX и вот уже почти четверти XXI веков. Новатора и вместе с тем приверженца традиций, в диалоге с миром, но почитающего свою национальную, русскую, культуру, пишущего музыку в разных жанрах, но навсегда связавшего себя с балетом.

Сегодняшний юбиляр — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР и дважды Государственной премии России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», пианист, композитор, педагог, общественный деятель Родион Щедрин.

Увертюра

«Щедрин большое «Щ» русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях XX века. Щедрин же прыгнул с нами физически в XXI век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ! Еще, Щедрин, еще!»  поэт Андрей Вознесенский.

Несмотря на солидный юбилей, Родион Щедрин не просто известный композитор, почивающий на лаврах былых заслуг. Он и по сей день пишет музыку, которую исполняют лучшие оркестры мира под управлением лучших дирижеров. Его оперы и балеты ставят на лучших сценах мира. Немаловажную роль в музыкальной истории России сыграло то, что такой выдающийся музыкант был главой Союза композиторов. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам, отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — Владимир Спиваков. С 1976 года Щедрин также является членом Баварской академии изящных искусств, а с 1989 года — членом Берлинской академии искусств.

Жизнь Родиона Щедрина, как и его музыка, полифоничная, яркая, порой неожиданная и, как бы ни складывались обстоятельства, всегда неразрывно связанная с Россией. Как во многих музыкальных жанрах, в жизни композитора есть лейтмотив — тема любви. Майя Плисецкая была и верной спутницей, и музой, и соратницей Родиона Щедрина. Была… и есть — в его сердце, в музыке его балетов.

Экспозиция

Родион Щедрин родился в очень музыкальной и религиозной семье. В доме всегда звучала музыка. Еще будучи мальчишками, отец и дяди Родиона устраивали музыкальные концерты, называя себя «Трио Щедриных». Жили они тогда в красивом, таком по-настоящему русском местечке — городе Алексине Тульской губернии, куда часто приезжали отдыхать артисты Малого театра. Там и заметила это трио актриса Малого театра Вера Пашенная. Она была удивлена музыкальными способностями Константина Щедрина и посодействовала его обучению в консерватории. Так что Родион родился в семье профессионального музыканта. При этом его дед и братья отца были священниками. Несмотря на то что 30-е годы XX века в нашей стране, конечно, прошли абсолютно под знаком атеизма, мама Родиона тайно соблюдала церковные традиции, в семье отмечались православные праздники. Наверное, и это в том числе повлияло на творчество уже зрелого композитора. Как пронизаны верой, любовью, чистотой, душевным смятением и молитвенным смирением его произведения «Запечатленный ангел», «Моление», «Стихира к тысячелетию Крещения Руси», «Месса поминовения».

Родион Щедрин в детстве

Но несмотря на то, что первым учителем музыки был его отец и мальчика отдали в Центральную музыкальную школу, маленький Родион не думал о том, чтобы связать свою судьбу с музыкой. Началась Великая Отечественная война, и десятилетний мальчик дважды бежал из дома на фронт. Причем вторая попытка была удачная, чудом семье удалось его вернуть домой. Следуя желанию Родиона, родители подали документы сына в Нахимовское военное училище. Но, как часто говорит в своих интервью Родион Щедрин, хорошо, что в военное время некогда было заниматься документами, — его не успели туда зачислить.

Отца же, Константина Щедрина, приняли преподавателем в только открывшееся хоровое училище, куда и отвели неугомонного мальчишку. Музыкальные способности, как оказалось, у него были, а дисциплина в училище была сродни военной. Да еще и выступали воспитанники хора одетыми в мундирчики, что примирило Родиона с выбранной для него участью.

Постепенно музыка все же завладела мальчиком, он всем своим существом почувствовал, что это его путь: сложный, требующий максимальной самоотдачи. Но дорогу осилит идущий. После хорового училища (а как много произведений будет написано композитором именно для хора!) Родион Щедрин поступил в Московскую консерваторию сразу на два факультета: фортепиано и композиция. Во время обучения Щедрин не просто писал музыку, которую с успехом исполняли. Его Первый фортепианный концерт стал основанием для принятия студента четвертого курса в члены Союза композиторов. Произведения следовали одно за другим, в том числе Щедрину было предложено написать музыку к одной картине намечавшейся новой постановки в Большом театре. Был дан срок две недели… Перевыполнив задачу, через две недели молодой композитор представил худсовету Большого театра партитуру всего первого действия балета «Конек-Горбунок».

Лейтмотив. Тема Любви

Может показаться, что именно при этих обстоятельствах Родион Щедрин увидел Майю Плисецкую и что они познакомились на репетициях в Большом театре (балерина, действительно, была Царь-девицей в премьерном составе). Но… Наверное, как и положено музыканту, сначала Родион Щедрин услышал Майю Плисецкую. Лиля Брик (легендарная женщина, о которой, конечно, не расскажешь одной фразой) для своих гостей придумала творческое развлечение — она записывала голоса друзей дома. И однажды Родиону включили запись довольно известной молодой балерины, поющей музыку балета «Золушка» Прокофьева. Щедрин был поражен: во-первых, балерина поет, во-вторых, такую сложную музыку, в-третьих, так чисто и невероятно красивым тембром.

Конечно, потом они увиделись и познакомились. И это была любовь. На долгие-долгие годы. Родион Щедрин не посмотрел на то, что именно в этот период Майя Плисецкая была невыездная, ее считали шпионкой, за ней круглосуточно следили, и очень многие боялись даже просто заговаривать с балериной, чтобы не навредить своей карьере. Щедрин не побоялся. Он вообще смелый и в жизни, и в творчестве. Ему важно следовать своему сердцу. Да, многих это, конечно, раздражало. Злые языки проходились и по творчеству, и по личной жизни звездных супругов. Но они всегда были вместе и, наверное, поэтому были сильны.

С Майей Плисецкой

Тема с вариациями.

Балет «Конек-Горбунок»

Конечно же, союз Майи Плисецкой и Родиона Щедрина был еще и творческим. Первый балет создавался в пору романтического настроения, того самого нежного периода в любви.

«Музыка к балету «Конек-Горбунок» моя ранняя, очень ранняя работа, — говорил Родион Щедрин по прошествии почти четверти века с первой постановки. — Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную Жар-птицу Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…»

И музыка «Конька-Горбунка» действительно получилась очень светлой, жизнерадостной, воздушной. Здесь, как и в Первом фортепианном концерте, но уже ярче и шире, композитор использовал типичные особенности русской народной музыки — это и лирические задушевные песни, и удалые плясовые, и частушечные напевы. Русский фольклор вообще занимает большое место в творчестве Щедрина, он будто льется из его сердца. Композитор сродни ювелиру берет ценный природный алмаз — исконно народные мелодии, — затем обрабатывает его и вставляет бриллиант в драгоценную оправу, так фольклорные напевы становятся высокой симфонической музыкой. Эта тенденция затем проявилась ярко в других произведениях Щедрина: «Озорных частушках», операх «Не только любовь», «Мертвые души», «Левша».

Народное искусство вызывает желание воссоздать его ни с чем не сравнимый аромат, как-то «соотнестись» с его богатством, передать рождаемые им чувства, которые не сформулируешь словами. Родион Щедрин

Родион Щедрин с Валерием Гергиевым после премьеры балета «Конек-Горбунок». 29 апреля 1981г. Фото  © Мариинский театр / Юлия Ларионова

Премьера балета «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина состоялась в 1960 году в Большом театре. Хореографом и первым исполнителем Царя был Александр Радунский. В роли Ивана — молодой Владимир Васильев. А Царь-девица — Майя Плисецкая. Эта премьерная версия и до сих пор является эталонной, ставится во многих театрах страны с небольшими редакциями.

Музыка балета была настолько образная, выразительная, танцевальная, что различные оригинальные хореографические трактовки следовали одна за другой. И уже в 1963 году в Малом театре оперы и балета в Ленинграде своего «Конька» показал Игорь Бельский. Критики отмечали, что балетмейстер «создал хореографию, как бы непосредственно вырастающую из музыки, звучащую полностью в унисон с партитурой <...> будто образ музыкальный и образ пластический рождались одновременно».

Затем в 1964 и в 1966 годах (в Свердловске и Саратове соответственно) свое воспроизведение музыки Щедрина показала Нина Анисимова.

А в 1981 году Кировский театр доверил постановку балета «Конек-Горбунок» молодому хореографу Дмитрию Брянцеву. Интересная деталь: очень волнуясь, но тем не менее рискнув, Брянцев предложил Щедрину переставить некоторые места в партитуре, а что-то и вовсе… сократить. И неожиданно к тому времени уже маститый композитор Родион Щедрин согласился. Находкой Дмитрия Брянцева была партия самого Конька-Горбунка — очень техничная, силовая, яркая. «Конек-Горбунок» стал счастливым для хореографа. В 1983 году он перенес свою постановку в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и вскоре после премьеры был назначен главным балетмейстером театра.

«Конек-Горбунок» Родиона Щедрина продолжают ставить и в наше время — как в России, так и за рубежом. Где-то ставят оригинальные спектакли, в некоторых театрах (к примеру, НОВАТ в Новосибирске) — в редакции первой постановки Радунского.

В 2009 году «Конек-Горбунок» снова появился на сцене Мариинского театра. Это был новый спектакль, но с отсылкой к прошлому. Родион Щедрин перед этой премьерой говорил: «Конечно, «из сегодня» вижу я в своей юношеской работе многие наивности и несовершенства. Но писалась партитура искренне, честно и увлеченно. Это, полагаю, можно расслышать и ощутить ныне. А полон я чувством предвкушения радости и творческого созидания».

«Кармен-сюита»

Танцевать Кармен мне хотелось всегда. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. Майя Плисецкая

Майя Плисецкая в роли Кармен

В 1966 году в Москву приехал Национальный балет Кубы. Когда Плисецкая увидела хореографию Альберто Алонсо, ее словно «ужалила змея», она поняла, что именно этот пластический язык и есть ее Кармен. И она попросила Алонсо поставить для нее балет. Его уговаривать не пришлось. «Меня привлекла мысль Майи Плисецкой хореографическим языком рассказать историю цыганки Кармен. Не переложить на танец гениальную оперу и новеллу Проспера Мериме, нет! А создать балет на эту страстную, темпераментную музыку, весь решить его сквозь образ Кармен», —  рассказывал хореограф.

А вот с музыкой было сложнее. Балерина обращалась и к Шостаковичу, и к Хачатуряну. Но дальше разговоров дело не шло. Тогда Родион Щедрин взялся за эту работу. Композитор из оперы Бизе создал танцевальную сюиту с новым оркестровым звучанием, и настолько гармоничную, что в дальнейшем складывалось ощущение, что это изначально полностью его сочинение. Почему же Родион Щедрин не написал оригинальную партитуру, безусловно, его талант был способен на это? Сам композитор объяснял так: «Слишком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции <...> Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли решить струнные инструменты, во втором — ударные. <...> Опера и балет — виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен звучать на несколько градусов «горячее» оперного. <...> Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» (из воспоминаний Родиона Щедрина).

Спектакль «Кармен» Алонсо, Бизе-Щедрина и художника Мессерера (оформление спектакля сыграло немаловажную роль) стал этапным в развитии российского балета. Майя Плисецкая осуществила свою мечту, более того, Кармен стала одной из ее лучших ролей. Балет в советское время казался вызывающим: слишком эксцентричная музыка (в аранжировке Родиона Щедрина), слишком смелые костюмы, слишком откровенная сексуальность. Его не хотели выпускать, запрещали, но впоследствии, как вспоминает в своей книге брат Майи Михайловны Азарий Плисецкий, произошла «настоящая карменизация страны». В 1978 году была снята телевизионная версия «Кармен». А в 2005 году Большой театр вернул спектакль на родную сцену, и теперь он в постоянном репертуаре труппы.

В 2010 году с благословения самой Майи Плисецкой и при активном участии всех авторов (хореограф, композитор, художник) балет был перенесен на сцену Мариинского театра. Таким образом, балет, который запрещали, музыка, о которой много спорили, сам образ Кармен, которому пророчили скорую смерть, продолжают уверенно жить в новом веке и с новыми исполнителями.

 

«Анна Каренина»

...не могу понять наших композиторов, обращающихся к переводной литературе. Мы обладаем несметным богатством — литературой, написанной на русском языке. Родион Щедрин

И это не просто слова. Щедрин писал музыку в разных жанрах по произведениям Гоголя, Лескова, Чехова, Толстого, Твардовского, Вознесенского, Набокова, Зощенко. А Пушкина композитор называл «один из моих богов». И, конечно, его балеты связаны с русской литературой. Родион Щедрин написал музыку первого балета по прозе Льва Толстого. Но история создания этого произведения началась с кинематографа. Композитор писал довольно много музыки для кино, причем она становилась сверхпопулярной. Так было еще в ранние годы творчества Щедрина, когда на экраны вышел фильм «Высота», музыка которого, а в особенности «Марш высотников», стала настоящим хитом. В экранизации 1967 года «Анны Карениной» режиссером Александром Зархи роль княгини Бетси Тверской сыграла Майя Плисецкая. А Родион Щедрин написал музыку к фильму.

«… Мысль о хореографическом воплощении толстовского романа стала ясно витать в воздухе… Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Ее можно было танцевать… Будем делать балет. Совершенно по-своему…»  Майя Плисецкая (Из книги «Я, Майя Плисецкая»).

В 1972 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета (или, как назвал сам композитор, лирические сцены) «Анна Каренина». Главной героиней и балетмейстером выступила Майя Плисецкая. У нее были соавторы — Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов. Либретто по роману Льва Толстого написал Борис Львов-Анохин, художником был Валерий Левенталь, костюмы же для самой Майи создал модельер Пьер Карден. Партнерами Плисецкой на премьере были Марис Лиепа, Николай Фадеечев и Юрий Владимиров (Вронский, Каренин и Станционный мужик соответственно). В общем, с таким составом создателей спектакль был обречен на успех.

Композитор Тихон Хренников писал о новом балете Щедрина: «Во всем сочинении мы слышим своеобразный композиторский почерк автора — остро современный, экспрессивный, полный смелых звуковых и динамических контрастов. <...> И вся партитура дает немало примеров высокого мастерства и оригинального мышления, увлекает драматургической цельностью». Сам композитор рассказывал, что вдохновлялся, и даже взял некоторые темы для развития, музыкой Петра Чайковского — современника Льва Толстого, композитора, талант которого по уровню был сродни таланту писателя.

Через три года «Анна Каренина» Плисецкой-Щедрина была экранизирована. Затем спектакль переносили в другие города Советского Союза. Уже в XXI веке хореограф Алексей Ратманский поставил на музыку Родиона Щедрина свою оригинальную версию сначала в Копенгагене, а в 2010 году перенес в Мариинский театр. И этот спектакль до сих пор является украшением репертуара. А образ Анны Карениной, несомненно, ролью-мечтой для балерин.

 

«Чайка»

В начале партитуры балета «Чайка» Родион Щедрин написал: «Майе Плисецкой, всегда».

Это был уже четвертый балет композитора. И, казалось бы, можно было пойти проторенной дорожкой, использовать уже проверенные приемы. Но и Родион Щедрин, и Майя Плисецкая (выступившая уже единственным полноправным балетмейстером) ломали традиционные каноны и будто вторили герою чеховской пьесы Треплеву: «новые формы нужны».

Майя Плисецкая на поклонах после «Чайки».

Щедрин создал оригинальную музыкальную форму: партитура балета состояла из 24 прелюдий, трех интерлюдий и постлюдии. Плисецкая же довольно интересно разработала пластическую пантомиму, добавила танец свободной формы (что-то античное и в то же время бежаровское было в выступлениях Заречной-Плисецкой перед публикой), а классический танец был пронизан драматическим содержанием. Чему, конечно, способствовала и музыка — образная, напряженная, щемящая, невероятно остро передающая внутреннее состояние героев чеховской пьесы. «Моих персонажей должна объединить не симметрия движений, а только музыка, — говорила Майя Михайловна. — Это их внутренний мир, их тайны. Каждый танцует свое, ведет свою линию, рассказывает свою неудачливую судьбу. У Чехова все персонажи по-своему несчастливы. Все влюблены. Но влюблены без взаимности».

Премьера «Чайки» состоялась в Большом театре в 1980 году. Художником-постановщиком был Валерий Левенталь, а костюмы для Майи Плисецкой создал, продолжив творческий союз после «Анны Карениной», модельер Пьер Карден.

Балет шел в репертуаре до 1990 года, были разные составы исполнителей. Свою оригинальную постановку Плисецкая и Щедрин перенесли во Флоренцию в театр «Пергола» (1983) и в Гетеборгский театр (1985).

«Дама с собачкой»

Как раз на премьере «Чайки» в Гетеборге во время интервью с Родионом Щедриным шведский журналист неожиданно спросил, почему до сих пор никто из композиторов не обратился к чеховской «Даме с собачкой». Щедрин задумался… и принялся работать над партитурой этого балета. Да, это был еще один балет Щедрина-Плисецкой. И вновь совершенно другой — компактный, одноактный, рассчитанный на двух танцовщиков. Музыка балета, сродни чеховской прозе, очень глубокая. И по воспоминаниям Майи Плисецкой, именно музыка была мощным толчком для создания хореографически-пластического решения сюжета.

Премьера балета состоялась в Большом театре в 1985 году. Партнером Майи Плисецкой был Борис Ефимов. И уже будто по традиции художником-постановщиком выступил Валерий Левенталь, а за костюмы Майи Плисецкой отвечал Пьер Карден. И важно отметить, премьера создавалась к юбилею балерины. Хореография была построена в основном на дуэтном танце, состоящем из достаточно сложных поддержек. Годом позже спектакль был снят режиссером Борисом Галантером, очень умело показавшим прекрасно созданные романтические образы главных героев. Конечно, о балете много спорили — были и хвалебные рецензии, и возмущенные, но все сходились в одном мнении, что и композитору, и хореографу удалось показать чеховский замысел, грусть и одновременно некую сентиментальность.

С Майей Плисецкой на репетиции.

Таким образом, все балеты Родиона Щедрина были поставлены на сцене Большого театра.

«Дама с собачкой» шла на главной сцене страны до 1989 года. Но на этом ее творческая судьба не закончилась. В 2003 году в Самарском театре оперы и балета балетмейстер Надежда Малыгина поставила свою версию этого балета, написав собственное либретто и переосмыслив музыку Родиона Щедрина. Ее балет — гимн мечте о простом человеческом счастье.

А несколько лет спустя, в 2010 году, специально по случаю 85-летия Майи Плисецкой Алексей Мирошниченко поставил свою версию «Дамы с собачкой» в Нью-Йорке. Премьера The Lady with the little dog прошла в труппе New York City Ballet и произвела очень приятное впечатление на публику.

Кода

Наступил Миллениум. Сменилось тысячелетие, сменился век, а Родион Щедрин продолжил творить. В 2002 году, спустя почти полвека после потрясающего успеха «Озорных частушек» в Америке, новый руководитель Нью-Йоркской филармонии Лорин Маазель заказал Родиону Щедрину сочинение: «Мне бы хотелось, чтобы вы написали что-то русское. Со старинными песнопениями, колокольным звоном. С половцами. Цыганами. Низкий грудной женский голос. Может быть, все на русском языке?» — вспоминает композитор в своих автобиографических записях разговор с Маазелем. Так в 2002 году состоялась мировая премьера оперы «Очарованный странник» по произведению Лескова. А в 2007 году постановка была перенесена в Мариинский театр. Критика писала, что в музыке этой оперы изумляет «бесчисленное множество оттенков тишины истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые могут конструировать музыку не только из нот, но и из пауз».

В 2010 году «Очарованный странник» записан с лейблом Mariinsky, на диске также звучат фрагменты из балета «Конек-Горбунок» и концерт для оркестра «Озорные частушки». Этот диск был трижды номинирован на премию «Грэмми».

Вообще, последнее десятилетие Родион Щедрин является большим другом Мариинского театра, в репертуаре которого многие произведения маэстро. Специально для театра и, в частности, к юбилею Валерия Гергиева и открытию новой сцены была написана опера «Левша» (2013). Также для театра создан замечательный музыкальный спектакль «Рождественская сказка» (2015).

В 2014 году в Мариинский была перенесена опера «Боярыня Морозова», премьера которой состоялась в 2006 году в Московской консерватории. «Это моя давняя мечта, с которой я прожил долгие годы, — говорит композитор. — Это вся история России. Этот кровавый раздор Церкви. Рана подзажила, но все равно немного кровоточит и сегодня».

В 2020 году Мариинский осуществил постановку и оперы «Лолита» по произведению Набокова. Композитор написал эту оперу аж в 1992 году, но осуществили ее постановку лишь несколько раз: довольно сложно найти режиссеров, исполнителей и художников для воплощения музыки и замысла композитора. Мариинскому театру это вполне удалось.

Как раз в эти юбилейные дни в Мариинском проходит фестиваль, такого рода парад алле из произведений Родиона Щедрина, идущих в репертуаре театра. А сегодня, 16 декабря, непосредственно в день рождения композитора, вечер состоит из балетов. В первом отделении в «Кармен-сюите» выйдет блестящая Диана Вишнева. А второе отделение — премьера, еще один балет на музыку Родиона Щедрина: Вячеслав Самодуров осуществил постановку с Театром балета имени Леонида Якобсона специально к юбилею маэстро на музыку его раннего шедевра «Озорные частушки». «Получился балет-аллегро без единого замедления. Поставить спектакль без медленных частей очень сложно, но это провоцирует на поиск. У Щедрина есть главное — юмор, энергия, напор, и танцовщики схватили их», — говорит Самодуров.

И, наверное, это лучший подарок для композитора: произведения играются, вызывают интерес у дирижеров, режиссеров, хореографов. А музыка не устаревает по прошествии десятилетий, что говорит о том, что ее можно смело причислять к неувядающей классике.

Присоединяемся к поздравлениям! Желаем Родиону Щедрину многая лета, жизненного и творческого долголетия. И вновь повторим за Вознесенским: «Еще, Щедрин, еще!»