Печатный журнал

Продюсер: работа или призвание

26.03.2024

Профессия артиста балета, начиная с юного возраста, многие годы требует больших усилий и поглощает почти все время: спектакли, репетиции и ежедневные тренаж-классы – постоянная нагрузка любого артиста. Но эта же профессия не только рано начинается – она завершается тогда, когда в других профессиях это расцвет и рост карьеры.

И что дальше? И когда необходимо об этом задуматься? Стоит ли оставлять на «потом» решение жизненно важных в будущем вопросов, когда получение творческой пенсии ставит точку на этапе жизни.

По своей природе артисты балета в своём большинстве трудоголики, люди организованные – этого требует профессия, это обеспечивает успех и познание новых путей. Опыт показывает, что часть артистов проявляет интерес к педагогике и репетиторской деятельности в самом театре или с детьми, как в профессиональных учебных заведениях, так и во множественных любительских коллективах. Нередки случаи, когда артисты балета становятся успешными организаторами: заведующими труппой, инспекторами, работниками репертуарных отделов. Есть среди экс-артистов и директора театров, ансамблей и даже – министры культуры. Проявляется – и часто – среди артистов интерес к исследовательской и аналитической профессии балетоведа. Последние годы их имена появились и среди продюсерского цеха – профессии всё более востребованной и престижной.

Отметим также, что любая из этих профессий предполагает получение новых знаний в стенах учебных заведений (вузов). И чем раньше артисты переступят порог высших учебных заведений – педагогических, менеджмента, театроведческих или юридических, – тем легче пройдёт переход от многолетнего привычного служения в театре к новой форме жизнедеятельности.

Сегодня мы представляем наши интервью с двумя представителями балетного цеха, артистами с успешной карьерой премьеров театров. Один из наших героев – экс-премьер театра «Кремлёвский балет», уже известный и один из ведущих продюсеров страны – Айдар Шайдуллин, глава компании «Глобэкс Промоушен». Также мы побеседовали с Игорем Цвирко – премьером балета Большого театра. Сегодня он активно ведёт весь текущий репертуар в театре, участвует в новых премьерных спектаклях, но его имя всё чаще встречается и как автора продюсерских проектов.

В. Уральская

Айдар Шайдуллин

 

Балетная жизнь Айдара Шайдуллина началась в Уфимском хореографическом училище имени Р. Нуреева. Еще учась в колледже, Шайдуллин уже танцевал на сцене Башкирского театра оперы и балета, а по окончании училища в 1995 году стал его артистом и солистом балета. Сезон 1996–1997 Айдар провел в качестве солиста балета Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки, после чего стал частью труппы – премьером театра «Кремлевский балет».

В 2005 году Айдар Шайдуллин получил высшее юридическое образование в Академии труда и социальных отношений. Он – генеральный директор компании «Глобэкс Промоушен» с 2009 года – года ее основания. Изначально компания была задумана как организация, которая бы занималась продвижением проектов в области культуры и искусства на просторах Российской Федерации и за рубежом.

Игорь Цвирко

Родился Игорь Цвирко в г. Одинцово Московской области. В 2007 с отличием окончил Московскую государственную академию хореографии по классу А.И. Бондаренко и был принят в балетную труппу Большого театра. Среди его обширного репертуара яркие партии: Злого гения в «Лебедином озере», графа Альберта в «Жизели», Солора в «Баядерке», Абдерахмана в «Раймонде», Хозе в «Кармен-сюите», Спартака в одноименном балете, Рудольфа Нуреева в «Рудольфе Нурееве». Цвирко – первый исполнитель партий в Большом: Пепинелли в «Марко Спада» (2013), Гортензио в «Укрощение строптивой» (2014), Лаэрта в «Гамлете» (2015), Печорина в «Герое нашего времени» (2015), Беглеца в «Ундине» (2016), Оффенбаха в «Парижском веселье» (2019), Германа в «Пиковой даме» (2023). С 2022 года он – премьер Большого театра. Готовил партии с Михаилом Лавровским, Александром Петуховым. В настоящее время репетирует под руководством Александра Ветрова.

В сезоне 2017/2018 Игорь работал в балетной труппе Венгерской национальной оперы, а в январе 2019-го вернулся в Большой театр.

Среди наград, кроме нашей: лауреат XII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве в номинации «солисты» (2013); Международная балетная премия Dance Open в номинации «Лучший дуэт» (2018).

Мы пообщались с Игорем на темы: как из премьера Большого театра переквалифицироваться в продюсеры; можно ли успешно совмещать работу танцовщика, артистического директора и развивать свой «Igor Tsvirko Production»; занимаясь продюсированием культурных проектов, какие сложности скрывает новая профессия; обсудили его первый продюсерский проект – «Мистерия» и планы на будущее.

 

Подробнее о героях читайте в журнале Балет №2-2024, авторы Н. Мохина, Н. Тесейко, М. Тян.

 

Фото: личный архив Айдара Шайдуллина и Игоря Цвирко
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.