Рецензия

«Поморские штучки»

08.11.2025

Жажда поиска национального культурного кода затронула практически все социальные группы российского общества, и современный танец не стал исключением. Так, в театре «Провинциальные танцы» заглавным событием минувшего сезона стало пластическое исследование «человека уральского» в спектакле Павла Глухова «Кто мы, откуда, куда мы идем?» по картине Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Этой работой Павел продолжает серию постановок по знаковым полотнам и сюжетам изобразительного искусства. Ольга Цветкова в работе «Под землей», показанной на подземной парковке Дома культуры «ГЭС-2», манифестировала неистребимую, корневую жажду жизни через мужской народный танец, переданный телами современных танцовщиков со всей России. Их психосоматика была прогрета ансамблем «Толока», исполнявшим русскую аутентичную музыку.

Архангельский театр танца «М’Арт» Анастасии Змываловой исследует поэтику Севера, ищет северную идентичность современного танца. В рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив «М’Арт» планирует выпустить два спектакля. Премьера первого, «Поморские штучки» по северным сказкам писателя Дениса Макурина, состоялась в октябре. В феврале 2026 года запланирована премьера спектакля «Художник про/за Север», посвященного творчеству северных художников.

«Поморские штучки» — пластический разговорный спектакль-сказка для семейного просмотра. Он идет на сцене Архангельского театра драмы имени Ломоносова (театр танца «М’Арт» уже несколько лет является его резидентом), а главную роль поморского Домового в нем играет актер Архдрамы Иван Братушев. Музыку архангелогородца Леонида Федорушкова исполняют музыканты группы Green Stone. Домовой ведет активный диалог с расположившимся на сцене живым оркестром, как с античным хором. В руках у оркестрантов — конверты с назначениями для домовых: оказывается, они не сами выбирают себе дома и квартиры. Вот и поморский Домовой мечтал оказаться в Париже или в теплых краях, а вытянул билет своей судьбы на Белое море и поначалу сильно закручинился. Поморская изба в Кимже (реальная деревня в Мезенском районе Архангельской области) — разве это предел мечтаний для молодого амбициозного специалиста?

Он попадает в мастерскую к Стружкам, где поморские столяры режут из дерева идолоподобные столбы в человеческий рост и «мал сувенир» — деревянные игрушки и посуду: лошадок, фигурки, чарки (декорации создала арт-команда «Поморцы»). Поначалу Домовой морщится, никак не прочувствует, почему на Поморье всякий мастер свой труд любит и своей работой гордится: «Плотник дом построит — любуется. Корабел лодку сошьет — в море торопится. Печник печь в доме сложит, дым пустит — люди теплом обогреются». Но постепенно, день за днем, он становится частью большой поморской семьи столяров Ласточкиных, проникаясь красотой русского Севера, его волшебным бестиарием, глубиной традиций деревянного зодчества. Терпеливые Стружки (артисты театра танца «М’Арт») не обижаются на капризы молодого Домового, а просто жизнью своей, явленной в танце, показывают, как на Севере на самом деле тепло, красиво, подлинно.

Пластический код хореографа Анастасии Змываловой отличает легкость, извилистость и логика лесной тропинки, он подобен кружевному плетению быстрой северной речи, в нем проявляется локальная культурная идентичность региона. Бежево-коричневые костюмы Олеси Тараниной сконструированы словно из лепестков мягкого дерева: в меру накрахмаленные, причудливо изрезанные, они напоминают тканый слепок чащи леса. И Домовой сам не замечает, как его уже укутали теплый речитативный говор, легкие движения Стружек (будут холода, и силы еще пригодятся) и дым из печной трубы. Он осваивает искусство быть смирным, добрым, надежным. Попаданец, становится своим на Севере, остается и осваивает искусство управления карбасом — поморским промысловым судном. Шифоновое Белое море с танцующими Русалками окружает его (как окружает зрителей иммерсивный перформанс с таким же бело-голубым шифоном и танцующими в нем девушками в фонтанном фойе театра); и вот уже сети сплетены не только для рыбы: «Куда Одиссей от жены, от детей…» Нордическая шаманская традиция оказывается замешана и выпестована на бесконечном терпении, парадоксальном тепле северных широт, на тюленьем жире, на запахе стружки, на корочке открытых шанежек с морошкой и брусникой, на рыбных пирогах.

Задача овладения наследством, о которой писал теоретик искусства Владимир Паперный, осознана и поставлена театром танца «М’Арт» в полной мере: тем логичнее и интереснее сочетание на сцене традиционных ремесел (резные столбы-идолы с выразительно строгими ликами Праотца и Праматери, большие поленья как обещание новых артефактов) и танцующей Стружки — метафорического пластического продолжения творческого поморского рода, воплощения его культурного кода в современной хореографии.

 

Текст: Екатерина Васенина

Фото: Оксана Скорнякова
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.