Печатный журнал

Nota Bene No 3 (244) 2024 года

18.05.2024

Слово главного редактора печатного журнала «Балет» Валерии Уральской

«Балет» No 3 (244) 2024 года

В этом 2024 году исполняется 60 лет конкурсному движению в области балетного театра. В далеком 1964 году в Болгарии был дан старт конкурсу молодых артистов балета. Эмилл Димитров имел опыт проведения конкурсов музыкантов. Он и предложил провести в курортном городе Варна на берегу Черного моря, на сцене Летнего театра первый международный конкурс. Условия как нельзя привлекали деятелей балетного театра мира и идею автора поддержали французы Серж Лифарь и Андре-Филипп Эрсен (редактор журнала «Ле сезон де ла данс») и Петр Гусев. Они стали его первыми соорганизаторами и идеологами.

Были определены и программа соревнования по двум возрастным группами, и их протекание в течении трех туров. Жюри первого конкурса возглавила бесспорная звезда мирового балета Галина Уланова (в дальнейшем — Юрий Григорович, а последние годы — Владимир Васильев).

Первые конкурсы превратились в праздник города, участников встречали буквально как героев. Во время конкурса съехавшиеся профессионалы балетного искусства устраивали научную конференцию по важным для балетного мира событиям, где обсуждались общие проблемы балетного искусства: ценности наследия, сохранение авторских текстов, развитие техники классического танца, методы педагогики и т.п. Было принято решение, что в год, когда конкурс проводиться не будет (его цикл — раз в два года) в Варне будет работать своеобразная лаборатория, на которой будут предлагаться академические варианты авторских текстов выдающихся хореографов. И что именно эти образцы станут репертуарными на последующем конкурсе.

На первой лаборатории это была хореография Августа Бурнонвиля (консультант Кирстен Ралов), Джорджа Баланчина (представители Фонда Дж. Баланчина) и Мариуса Петипа (консультант Петр Гусев). Так классические номера русского балета стали основой конкурсной программы на многие годы, как на Варнском, так и на многочисленных последующих конкурсах.

Вариации, Па-де-де из балетов М. Петипа отличаются удивительной целостностью и завершенностью формы. Они могут быть отдельными хореографическими миниатюрами, где языком классического танца создается художественный образ. Вместе с тем эта классическая система открыта для развития во времени и каждое поколение исполнителей открывает для себя каноны традиционной школы — с одной стороны — и возможность индивидуальной интерпретации — с другой. Это свойство классики определяет ее жизнь во времени и пространстве мира, но вместе с тем требует строго контроля за сохранением авторского стиля произведения, являющимся «классическим наследием» и в этом качестве охраняемым.

Значительно сложнее в жизнь конкурса вписывается до последнего времени репертуар современной хореографии, но только все вместе позволяет рассматривать роль конкурсов исполнителей в аспекте формирования индивидуальности молодых артистов балета и будущее самого искусства.

Время, соревновательный дух, как нельзя лучше объясняет интерес к конкурсам. Но, пожалуй, самое главное достоинство — это процесс подготовки к конкурсу молодых артистов балета и учащихся образовательных институций в выявлении индивидуальностей каждого. Важно только, чтобы система оценки жюри профессиональных конкурсов утверждала образцы в лице лауреатов, которым, естественно, подражает следующее поколение. В этом роль и ответственность организаторов и профессиональных жюри.

Для зрителей же, особенно на гала-концертах победителей, это — возможность заглянуть в будущее балета разных стран и получить радость от общения с молодостью, задором и вдохновением участников.

С Юбилеем, конкурсы! С Юбилеем конкурсов!

 

Валерия Уральская

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.