Слово главного редактора печатного журнала «Балет» Валерии Уральской
«Балет» No 2 (243) март — апрель 2024 года
Уважаемый читатель, вероятно, Вы обратили внимание на большое количество статей в последних номерах журнала в рубрике «Премьеры» и «Информация». Конец года – это активное время сезона, как и начало нового года. Это время создания новых спектаклей-премьер, а следовательно – статей, написанных критиками, и наших публикаций.
В балетоведении критика – центральная практическая часть профессии. Надо заметить, что до появления собственно рецензии – могут быть опубликованы небольшие статьи рекламного характера и хроника событий. Такие материалы не претендуют ни на оценку нового произведения, ни на его профессиональный анализ. Есть определённые различия и в написании рецензии для газет, интернета, широкого адресата журналов и специализированных изданий. Это предполагает и разную степень оперативности публикаций. От этого зависит и то, кто может выступать в роли рецензентов. Практически своё впечатление о спектаклях могут высказывать писатели, поэты, музыканты, артисты, излагая его в устной и письменной форме. Но в этих случаях это не подменяет собой, собственно, профессиональной рецензии критика балета – хореоведа-балетоведа.
Задачей нашего журнала является именно публикации статей, где оценки, описание спектакля обосновываются анализом авторского произведения. Причём цель эта носит позитивный, доброжелательный характер. Это, прежде всего, касается языка, которым автор статьи выражает свои мысли, и уважительного отношения как к самим творцам, так и к театру, где спектакль осуществляется. Вместе с тем рецензирование не предполагает некой предварительной договорённости с театром или авторами (тем более финансовой) и обещания некоего похвального опуса. Иными словами, доброжелательность по тональности, аналитически убедительный разбор, который может сыграть положительную роль, как для авторов, так и для зрителей. Действует схема: Театр – Критик – Зритель. И тогда на вопрос: кто Вы, критик? Отвечаем: составная часть процесса жизни произведения искусства. Такова и роль журнала – как лица, чувствующего свою ответственность за роль критики в развитии хореографического искусства.
Валерия Уральская