Мария Докучаева

Балетный грим

25.07.2024

Что важнее: красота или функциональность? В новой колонке Мария Докучаева разбирает этот фундаментальный вопрос на примере сценического балетного грима, рассказывая, чем же он отличается от обычного макияжа и делится своими beauty-находками!

Начнем с того, что в большинстве своем артисты гримируются на спектакли самостоятельно (исключение составляют характерные партии со специальным гримом и статус ведущего солиста). Красятся все по-разному, отталкиваясь от особенностей внешности, роли, количества свободного времени и креативности. Кажется, что мастерством в создании макияжа балетные обычно овладевают к выпуску из хореографического училища. Первые макияжи для детских партий в спектаклях Большого театра я делала маминой косметикой, руководствуясь интуицией и вырезками из модных журналов. В театре же рука набивается по-настоящему: сценический образ устаканивается, артисты могут повторять один и тот же вариант грима многие годы. Но для меня, театрального новичка и любителя экспериментов с мейкапом, процесс гримирования — медитативная и интересная часть профессии. Я всегда стремлюсь отразить в макияже характер исполняемой партии и нарисовать себе что-нибудь эдакое. В чем же отличие сценического грима от макияжа для жизни?

Как известно, артиста и зрителя (особенно если тот сидит на ярусах или в глубине партера) разделяет большое расстояние — оркестровая яма. К тому же сцену и лица артистов освещают мощные софиты, свет которых убивает объем. Задача правильного грима не только показать, что у балерин есть глаза, нос, губы, но и сыграть на образ. Сцене важна яркость: цвет карандаша для бровей подбирается на несколько тонов темнее, естественные тени на лице — линии скул, подбородка, нос — выразительно подчеркиваются скульптором, подводка глаз активная. Я, например, вывожу еще и нижнюю стрелку и прорисовываю внутренний уголочек глаза. На сцену мы наносим плотный тон и поверх обязательно пудру. Большинство артистов клеят накладные ресницы. Конечно, такой макияж обязан быть стойким. Чтобы ничего не растеклось и не отвалилось даже после самых активных танцев, артисты используют спрей-фиксатор для макияжа. Ловите балетный лайфхак. Для закрепления бровей мы часто используем лак для волос: наносим его на кисточку, а потом расчесываем брови — готово!

В зависимости от исполняемой партии грим претерпевает некоторые изменения, например: в крестьянских танцах нужно нанести побольше румян, а в народных — чардаш, мазурка — принято использовать красную помаду. Мужской грим также обязателен для сцены: артисты-мужчины сами, или с помощью гримеров, тонируют лицо, подчеркивают глаза. Во многих балетах — «Коппелия», «Пахита» — исторический контекст требует наличия усов или бороды, которые либо приклеиваются, либо специально рисуются на лицах танцовщиков.

Существуют партии, требующие особого грима. Так, для Сарацинского танца в балете «Раймонда» тела и лица артистов покрываются синей морилкой. Страшно представить, как ребята отмываются после. Для партий колдуньи Мэдж («Сильфида») и феи Карабос («Спящая красавица») танцовщикам полностью меняют внешность: тут тебе и седой растрепанный парик, и наклеенный орлиный нос, и какая-нибудь противная бородавка на щеке — такую работу, конечно, выполняют гримеры.

Есть мнение, что аккуратность и кропотливость в нанесении театрального макияжа не так уж важны. Ведь расстояние до зрителя съедает не только объемы, но и такие эстетические огрехи, как криво нарисованная стрелка. Действительно, существует дилемма двух разных подходов: «десять минут, главное — наклеить ресницы, мазнуть брови, все, я готова» и «да, я трачу полтора часа на полный макияж, и на моих глазах всегда блестки разных цветов». Приверженцы первого мнения призывают нас, оппозицию, тратить время и деньги на что-то более полезное вместо того, чтобы часами сидеть над идеальной тушевкой. Я же считаю, в балетном спектакле все должно быть идеально, смотришь ли ты его с дистанции 100 метров или с расстояния вытянутой руки. Мне, например, красивый и аккуратный грим придает уверенности в том, что я хорошо выгляжу. А уверенность в себе — залог успеха каждого артиста.

Безусловно, я лишь первый год служу в театре и для меня пока каждый спектакль — событие. Будет забавно через десять лет перечитать эти восторженные строки. А пока я намереваюсь продолжить свои эксперименты, уделяя большое количество времени гриму, — этот процесс настраивает меня на спектакль и дает лишнюю возможность творчески проявить себя.

Делюсь средствами, которые всегда есть в моей косметичке. Они не только функционально подходят для создания сценического макияжа, но и приносят мне большое удовольствие в использовании.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.