27 декабря 2023 года праздновала свой 85-летний юбилей одна из самых ярких звезд второй половины ХХ века, прима-балерина Кировского театра (ныне – Мариинского) и его балетмейстер-репетитор, народная артистка СССР – Габриэла Трофимовна Комлева.
С наилучшими пожеланиями журнал «Балет» от всей души поздравляет выдающегося деятеля искусства балета и нашего лауреата «Души танца»-2004 в номинации «Мэтр танца» с юбилеем! Долгие лета, дорогая Габриэла Трофимовна!
Масштаб таланта выдающегося мастера, легенды Петербургского балета Габриэлы Трофимовны Комлевой подтверждает время. Начало творческого пути будущей балерины совпало с новым этапом в жизни советского балета: первые большие гастроли наших театров «на Запад», ответные гастроли зарубежных коллективов в Советский Союз, появление плеяды талантливых отечественных хореографов, подаривших миру шедевры, волнующие сердца зрителей по сей день.
И.Д. Бельский первым в «Береге надежды» А.П. Петрова (1959) открыл уникальные возможности только что пришедшей в труппу танцовщицы. Поразили ее чуткость к замыслу балетмейстера и редкий слух – и музыкальный, и пластический: уловить не всегда выразимое словами, внутренний импульс, и прожить это на сцене сердцем.
Образ, созданный дебютанткой в новаторской хореографии, захватывал. Опытнейший критик Д.И. Золотницкий много лет спустя писал: «Она заставляла замереть зал, когда чернела недвижным силуэтом на остове лодки, ожидая невероятного – возврата погибшего в море друга. <...> Начинающая танцовщица превратила партию (второго плана! – прим. авт.) в драматичный центр (по сути «эпицентр» – прим. авт.) событий: и статика барельефа, и динамика пластики воплощали вечнйй порыв человеческой души ввысь, передавали отчаянность такого взлета».
Талант Габриэлы Трофимовны способствовал раскрытию дарований многих молодых балетмейстеров. Событием в культурной жизни страны стала «Горянка» М.М. Кажлаева в постановке О.М. Виноградова (1968) на сюжет аварского поэта Р.Г. Гамзатова. От исполнительницы главной роли – Асият – потребовалось умение окрасить классический танец «горскими» мотивами, в обрисовке сильного характера использовать даже «мужскую» хореографическую лексику.
Наша героиня содействовала творческому взлету замечательного хореографа Б.Я. Эйфмана. В 1975 году он обратился к балету И.Ф. Стравинского «Жар-птица», вступая в спор с легендарными М.М. Фокиным, Ф.В. Лопуховым, Дж. Баланчиным. И не проиграл, поручив Комлевой обе контрастные, взаимоисключающие партии: Жар-птицы и Девицы-красы. Образ карающей, сжигающей все птицы требовал изобретения невиданных приемов танца на пальцах, и многое поначалу казалось невыполнимым. Комлева превзошла и эти трудности, предстала перед зрителем не просто сказочной птицей, а поистине фантастическим созданием, сошедшим со страниц былин.
Другим откровением стал «Романс» Г.В. Свиридова, поставленный Д.А. Брянцевым (1982). За несколько минут хореографу удалось воссоздать историю не одного человека, а целых поколений, более того, огромной страны! Зал цепенел от перенесенных эмоций: «Хореограф и балерина создали шедевр, потрясавший своей обобщающей силой и узнаваемой образностью», – отмечала Розанова, – то была «история страны, представленная как трагическая судьба русских женщин, потерявших мужей на войне или в сталинских лагерях. Фактически это был дуэт героини с воскрешенным ее памятью мужем (Евгений Нефф) – трагическая история их любви и разлуки навек».
Вера Михайловна Красовская была убеждена: «прежде всего, Комлева – танцовщица академической школы. Тот кто хотел проникнуть в тайны академического стиля, должен был идти на «Спящую красавицу» и «Дон Кихота», на «Баядерку» и «Раймонду» с участием Комлевой. <...>
Гениальный Л.В. Якобсон признавал Комлеву уникальной в академическом репертуаре и неоднократно приглашал в свой коллектив исполнять все, основанное на классическом танце.
Творческий путь Габриэлы Трофимовны не окончился на этапе исполнительского мастерства, в ней благодатно отразился талант педагога.
Читайте полный материал автора Павла Масленникова в журнале «Балет» №2-2024.