Екатерина Максимова — удивительная фигура в балетном мире. Каждый, кто имел счастье ее знать, отмечал в ней редчайшее сочетание красоты внешней с красотой внутренней, неподдельную скромность и серьезное отношение к любому начинанию, глубинное понимание профессии артиста балета. По окончании артистической карьеры Екатерина Сергеевна начала преподавать, и с ученицами у нее складывались особые взаимоотношения.
Наш автор, педагог ГИТИСа и солистка театра «Кремлевский балет» Вероника Варновская написала трогательное эссе, в котором вспоминает, как пришла в театр, где тогда служила Екатерина Сергеевна, рассказывает о вдохновении личностью непревзойденной балерины, о ее репетициях со своими ученицами, преемственности поколений и о том влиянии, которое Екатерина Максимова оказывала на каждого, с кем пересекался ее путь.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/2024/feb-24/maximova/59e9fb698182.jpeg)
Наверное, многие артисты балета рано или поздно отвечают на вопрос, почему именно балет... Причины бывают разные. Сложно, конечно, сказать наверняка, что ребенок выбирает сам эту профессию. Как минимум, он должен о ней откуда-то узнать. А вот когда узнает... Что у маленькой, еще несформированной личности состоялся такой осознанный и уверенный выбор, да на всю жизнь, должно произойти какое-то очень значимое, оставившее неизгладимый след событие. В бескрайнем жизненном океане должен появиться некий маяк, притягивающий твой корабль и освещающий путь. Таким событием для меня четырехлетней стал балет «Анюта» в Большом театре, главную роль в котором исполняла сама Екатерина Максимова!
После этого спектакля отговорить от балета меня было невозможно. Это был эффект ослепления, вспышки на солнце, северного сияния, цунами, извержения вулкана. Я даже не знаю, с чем можно сравнить по силе впечатление от увиденного мною. Это спустя годы я узнала, что тогда Максимова была уже в солидном для действующей балерины возрасте. Но тем яснее пришло осознание, каким невероятным даром обладала эта Балерина! Каким трудолюбием, силой воли, выдержкой. Сейчас этот спектакль идет на многих российских сценах, и как же сложно выходить в роли Анюты современным танцовщицам — в глазах зрителей невольно всплывают кадры из телебалета, где Екатерина Максимова предстала еще и выдающейся актрисой с глубокими крупными планами. Однажды увидев, невозможно забыть прощальный взгляд Максимовой-Анюты, полный горечи, тоски, воспоминаний и одновременно смирения и принятия…
По окончании МГАХ мой выбор «Кремлевского балета» из разных предложений тоже был неслучайным. Ведь у истоков его создания стояла в том числе Екатерина Максимова. И как ее Золушка в постановке Владимира Васильева для этого театра получала дары от волшебных Фей, а затем сверкала на балу у Принца, так и сама Екатерина Сергеевна стала настоящей Феей-крестной для своих Золушек-учениц и воспитала целую плеяду выдающихся балерин.
У нас в театре так устроены балетные залы, что ты, тихонечко спрятавшись, можешь понаблюдать за репетицией ведущих солистов. И когда у меня, только начавшей свой артистический путь, выдавалась по расписанию свободная минутка, я прокрадывалась подсмотреть (главное, чтобы не заметила Екатерина Сергеевна) и подслушать, что говорит Максимова. Как же интересно было наблюдать на репетициях за этой маленькой худенькой женщиной, словно воробушек забравшейся целиком на стул и тихо, но очень метко, говорящей замечания своим подопечным. И не верилось, что это та самая Анюта из моего детского воспоминания, что это та наивная Жизель, искрометная Китри, игривая Вакханка, нежная Мари, лучезарная Аврора, самоотверженная Джульетта, лукавая Галатея, любящая Фригия... В общем, что это Великая Балерина. И вот она рядом. Ты чувствуешь ее величие, но оно выражается не внешними атрибутами, не пафосом, высокомерием, бахвальством, не перечислением государственных наград (которых в действительности много). Это величие, свечение, оно будто исходит изнутри!
Когда в зал входила Екатерина Сергеевна, ощущалось, как все невольно подтягиваются, притихают.
Интересно то, что ее ученицы — абсолютно разные танцовщицы. И внешне, и по темпераменту, и по техническим способностям. И на сцене под чутким руководством наставницы они оставались индивидуальностями. Особенно показательно это было в двух юбилейных вечерах, которые мы провели для Екатерины Сергеевны: в 2004 году это был спектакль «Дон Кихот», а через пять лет — «Спящая красавица». И в этих балетах разные акты, и даже разные сцены внутри одного акта, были поделены между воспитанницами Максимовой — из «Кремлевского балета» и Большого театра. А на экране перед началом вечеров показывали танцующую Катю — видеозаписи с Екатериной Максимовой, глядя на которые ты поражался, что по прошествии стольких лет ее исполнение не смотрится устаревшим. На экране балерина — идеально сложенная, с прекрасными линиями, великолепной выучкой, красивая, очень выразительная, с блестящей техникой. Екатерина Максимова была безусловной примой Большого театра, а ее дуэт с Владимиром Васильевым был неким символом, как бы сейчас сказали, настоящим брендом. Именно Катю и Володю пригласил Дзеффирелли станцевать на съемке оперы «Травиата». Этот фееричный, техничный, эмоциональный номер был снят с одного дубля и вошел в золотой фонд мирового балета.
За свою творческую жизнь Екатерина Максимова поработала с разными хореографами. Это, конечно, Юрий Григорович, Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Касьян Голейзовский. Впоследствии это Владимир Васильев, поставивший целый ряд спектаклей и хореографию к телебалетам, это Дмитрий Брянцев, вместе с режиссером Александром Белинским создавший для балерины маленькие киношедевры «Галатея» и «Старое танго». Но Екатерина Максимова танцевала не только отечественную хореографию. Несмотря на всю сложность того времени, она поработала и с Морисом Бежаром («Ромео и Юлия»), и с Пьером Лакоттом, поставившим для балерины балет «Натали, или Швейцарская молочница», станцевала Розу в балете Ролана Пети «Голубой ангел» и Татьяну в спектакле «Онегин» Джона Крэнко. И весь этот накопленный опыт, этот драгоценный сундук с дарами она передавала из рук в руки («из ног в ноги») молодой поросли артистов.
Сегодня юбилей со дня рождения Екатерины Максимовой. 85 лет… Из того поколения артистов много долгожителей. Мы могли бы и сегодня чествовать на сцене Екатерину Сергеевну. Но… как говорится у Булгакова, человек смертен и смертен внезапно. Как-то резко и совершенно неожиданно для нас Екатерина Максимова ушла из этого мира. Но, наверное, действительно, человек жив, пока жива о нем память, пока у него есть какое-то продолжение. Балерину Екатерину Максимову помнят и все так же любят зрители. Мы пересматриваем оставшиеся чудесные записи, восхищаемся, сопереживаем ее героиням. Что еще очень важно — Екатерина Сергеевна Максимова продолжает жить в своих ученицах, уже передающих эти знания дальше. В «Кремлевском балете» это Жанна Богородицкая и Александра Тимофеева. Теперь они вручают своим «золушкам» дары, когда-то отданные им Екатериной Сергеевной. Это не только знания о технике исполнения, это еще и маленькие секретики, какие-то ассоциации, яркие метафоры, в самое сердце сказанные слова. И когда слышишь «знаешь, как Максимова говорила?», понимаешь, что тот волшебный маяк продолжает освещать путь. Не только мой, но и следующих поколений.
Екатерина Максимова — звезда, которая никогда не погаснет.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/2024/feb-24/maximova/013f48d4746f.jpeg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/2024/feb-24/maximova/6f942559cbae.jpeg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/2024/feb-24/maximova/82334b7d0912.jpeg)