Екатерина Максимова — удивительная фигура в балетном мире. Каждый, кто имел счастье ее знать, отмечал в ней редчайшее сочетание красоты внешней с красотой внутренней, неподдельную скромность и серьезное отношение к любому начинанию, глубинное понимание профессии артиста балета. По окончании артистической карьеры Екатерина Сергеевна начала преподавать, и с ученицами у нее складывались особые взаимоотношения.
Наш автор, педагог ГИТИСа и солистка театра «Кремлевский балет» Вероника Варновская написала трогательное эссе, в котором вспоминает, как пришла в театр, где тогда служила Екатерина Сергеевна, рассказывает о вдохновении личностью непревзойденной балерины, о ее репетициях со своими ученицами, преемственности поколений и о том влиянии, которое Екатерина Максимова оказывала на каждого, с кем пересекался ее путь.
Наверное, многие артисты балета рано или поздно отвечают на вопрос, почему именно балет... Причины бывают разные. Сложно, конечно, сказать наверняка, что ребенок выбирает сам эту профессию. Как минимум, он должен о ней откуда-то узнать. А вот когда узнает... Что у маленькой, еще несформированной личности состоялся такой осознанный и уверенный выбор, да на всю жизнь, должно произойти какое-то очень значимое, оставившее неизгладимый след событие. В бескрайнем жизненном океане должен появиться некий маяк, притягивающий твой корабль и освещающий путь. Таким событием для меня четырехлетней стал балет «Анюта» в Большом театре, главную роль в котором исполняла сама Екатерина Максимова!
После этого спектакля отговорить от балета меня было невозможно. Это был эффект ослепления, вспышки на солнце, северного сияния, цунами, извержения вулкана. Я даже не знаю, с чем можно сравнить по силе впечатление от увиденного мною. Это спустя годы я узнала, что тогда Максимова была уже в солидном для действующей балерины возрасте. Но тем яснее пришло осознание, каким невероятным даром обладала эта Балерина! Каким трудолюбием, силой воли, выдержкой. Сейчас этот спектакль идет на многих российских сценах, и как же сложно выходить в роли Анюты современным танцовщицам — в глазах зрителей невольно всплывают кадры из телебалета, где Екатерина Максимова предстала еще и выдающейся актрисой с глубокими крупными планами. Однажды увидев, невозможно забыть прощальный взгляд Максимовой-Анюты, полный горечи, тоски, воспоминаний и одновременно смирения и принятия…
По окончании МГАХ мой выбор «Кремлевского балета» из разных предложений тоже был неслучайным. Ведь у истоков его создания стояла в том числе Екатерина Максимова. И как ее Золушка в постановке Владимира Васильева для этого театра получала дары от волшебных Фей, а затем сверкала на балу у Принца, так и сама Екатерина Сергеевна стала настоящей Феей-крестной для своих Золушек-учениц и воспитала целую плеяду выдающихся балерин.
У нас в театре так устроены балетные залы, что ты, тихонечко спрятавшись, можешь понаблюдать за репетицией ведущих солистов. И когда у меня, только начавшей свой артистический путь, выдавалась по расписанию свободная минутка, я прокрадывалась подсмотреть (главное, чтобы не заметила Екатерина Сергеевна) и подслушать, что говорит Максимова. Как же интересно было наблюдать на репетициях за этой маленькой худенькой женщиной, словно воробушек забравшейся целиком на стул и тихо, но очень метко, говорящей замечания своим подопечным. И не верилось, что это та самая Анюта из моего детского воспоминания, что это та наивная Жизель, искрометная Китри, игривая Вакханка, нежная Мари, лучезарная Аврора, самоотверженная Джульетта, лукавая Галатея, любящая Фригия... В общем, что это Великая Балерина. И вот она рядом. Ты чувствуешь ее величие, но оно выражается не внешними атрибутами, не пафосом, высокомерием, бахвальством, не перечислением государственных наград (которых в действительности много). Это величие, свечение, оно будто исходит изнутри!
Когда в зал входила Екатерина Сергеевна, ощущалось, как все невольно подтягиваются, притихают.
Интересно то, что ее ученицы — абсолютно разные танцовщицы. И внешне, и по темпераменту, и по техническим способностям. И на сцене под чутким руководством наставницы они оставались индивидуальностями. Особенно показательно это было в двух юбилейных вечерах, которые мы провели для Екатерины Сергеевны: в 2004 году это был спектакль «Дон Кихот», а через пять лет — «Спящая красавица». И в этих балетах разные акты, и даже разные сцены внутри одного акта, были поделены между воспитанницами Максимовой — из «Кремлевского балета» и Большого театра. А на экране перед началом вечеров показывали танцующую Катю — видеозаписи с Екатериной Максимовой, глядя на которые ты поражался, что по прошествии стольких лет ее исполнение не смотрится устаревшим. На экране балерина — идеально сложенная, с прекрасными линиями, великолепной выучкой, красивая, очень выразительная, с блестящей техникой. Екатерина Максимова была безусловной примой Большого театра, а ее дуэт с Владимиром Васильевым был неким символом, как бы сейчас сказали, настоящим брендом. Именно Катю и Володю пригласил Дзеффирелли станцевать на съемке оперы «Травиата». Этот фееричный, техничный, эмоциональный номер был снят с одного дубля и вошел в золотой фонд мирового балета.
За свою творческую жизнь Екатерина Максимова поработала с разными хореографами. Это, конечно, Юрий Григорович, Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Касьян Голейзовский. Впоследствии это Владимир Васильев, поставивший целый ряд спектаклей и хореографию к телебалетам, это Дмитрий Брянцев, вместе с режиссером Александром Белинским создавший для балерины маленькие киношедевры «Галатея» и «Старое танго». Но Екатерина Максимова танцевала не только отечественную хореографию. Несмотря на всю сложность того времени, она поработала и с Морисом Бежаром («Ромео и Юлия»), и с Пьером Лакоттом, поставившим для балерины балет «Натали, или Швейцарская молочница», станцевала Розу в балете Ролана Пети «Голубой ангел» и Татьяну в спектакле «Онегин» Джона Крэнко. И весь этот накопленный опыт, этот драгоценный сундук с дарами она передавала из рук в руки («из ног в ноги») молодой поросли артистов.
Сегодня юбилей со дня рождения Екатерины Максимовой. 85 лет… Из того поколения артистов много долгожителей. Мы могли бы и сегодня чествовать на сцене Екатерину Сергеевну. Но… как говорится у Булгакова, человек смертен и смертен внезапно. Как-то резко и совершенно неожиданно для нас Екатерина Максимова ушла из этого мира. Но, наверное, действительно, человек жив, пока жива о нем память, пока у него есть какое-то продолжение. Балерину Екатерину Максимову помнят и все так же любят зрители. Мы пересматриваем оставшиеся чудесные записи, восхищаемся, сопереживаем ее героиням. Что еще очень важно — Екатерина Сергеевна Максимова продолжает жить в своих ученицах, уже передающих эти знания дальше. В «Кремлевском балете» это Жанна Богородицкая и Александра Тимофеева. Теперь они вручают своим «золушкам» дары, когда-то отданные им Екатериной Сергеевной. Это не только знания о технике исполнения, это еще и маленькие секретики, какие-то ассоциации, яркие метафоры, в самое сердце сказанные слова. И когда слышишь «знаешь, как Максимова говорила?», понимаешь, что тот волшебный маяк продолжает освещать путь. Не только мой, но и следующих поколений.
Екатерина Максимова — звезда, которая никогда не погаснет.