Заметки с конкурса

День 4 – Современный танец

Автор Алиса Асланова

09.06.2022

Кто нашел баланс на современном этапе конкурса и почему хореография, представленная участниками, вызвала столько вопросов, рассуждаем в новых заметках с конкурса.

Завершился второй тур конкурса. Это был крайне насыщенный этап — в старшей группе просмотры длились дольше пяти часов каждый. Второй тур обычно собирает огромное количество зрителей, ведь конкурсанты, помимо классического репертуара, показывают свое мастерство в современной хореографии, о которой мне и хотелось бы поговорить в этих заметках. Вопреки известным фамилиям хореографов, значащимся в постановках старшей группы, в общем восприятии взрослые современный этап провалили.

Причин тому несколько: первая, и самая важная, — неуместность номеров, лишь замаскированных под современный танец, исполнявшихся многими конкурсантами. В этот день от взрослых артистов (и не раз!) мы увидели выступления характерного или откровенно попсового жанра; классику, завуалированную под неоклассику, которая исполнялась с кондовым корпусом без намека на деконструкцию или попытку использовать хотя бы элементарный out of balance; танцы в пуантах с акцентом на «драматизм» и историю; трюки или классические мужские прыжки, дело не дело вставленные в номер просто ради демонстрации технических возможностей артиста. Ввиду всего этого хочется спросить: зачем и почему?

Не покидало ощущение, что современному номеру не было уделено нужное количество времени и репетиций, чтобы проникнуть глубже в хореографию и передать стиль, заложенный хореографом.

Еще одна причина — нежелание экспериментировать. У некоторых конкурсантов, претендующих на лауреатство, были представлены постановки, которые мы уже выучили наизусть за все конкурсы и телевизионные проекты, где эти номера исполнялись. Когда мы смотрим столь престижный и масштабный конкурс, выступить на котором есть возможность только раз в четыре года, ожидаемо хочется увидеть новые грани артистов, раскрывающиеся в новых постановках, а еще лучше в номерах, поставленных специально для конкурса. И тут возникает очередной вопрос: неужели самим артистам не хочется раскрыть в себе весь потенциал пластических возможностей и попробовать что-то необычное, чем показывать номера трехлетней давности или не лучшим образом исполнять номера из обязательной программы?

Дмитрий Уксусников

Современный танец на утренних показах продемонстрировал Дмитрий Уксусников. Студент выпускного курса Академии танца Бориса Эйфмана к исполнению современной хореографии отнесся очень вдумчиво, что неудивительно, ведь у Бориса Эйфмана уделяют большое внимание образованности и наполнению будущих артистов различными школами и направлениями хореографии. Номер «Иуда Искариот» Марии Маркуниной не был поставлен специально на Дмитрия, но был адаптирован под его фактуру, пластику и психофизику.

Хореограф Мария Маркунина рассказала о смыслах, заложенных в номер:

«В глубину номера я закладывала идею изначально существовавшей некой фатальности, которая была уготована Иуде в роли предателя Иисуса. И что этот рок, как невидимая тень, преследует и ведет его от одной лишь мысли до настоящего предательства. Мне хотелось поверх этого наложить его внутреннее сопротивление своей судьбе, где он параллельно самому действию проходит путь раскаяния. Это борьба с самим собой.

Мне не хотелось выставлять Иуду односторонне — осуждаемым предателем. Я вижу в этой истории в первую очередь сломленного искушением и собственной глупостью человека, который, совершив тяжелый поступок, так или иначе хочет найти путь к прощению и покаянию. А с тем и успокоению своей души».

Анастасия Смирнова

Вечером своим выступлением зал тронула Анастасия Смирнова. Минималистичная постановка «Баланс» авторства Александра Зайцева — яркий пример номера, способного раскрыть артиста. Анастасия предстает перед зрителем в новом ракурсе как пластически, так и глубинно. С технической точки зрения тут весь набор контемпорари: начиная от flat step, слайдов и браш, заканчивая уходом «в пол» и партерной техникой. Плюс, грамотная работа с музыкальным материалом, в которой есть место полутонам и телесным паузам, где форте — не значит прыгать и задирать ногу.

Позже я посмотрела этот номер еще раз в записи и заметила, что вживую он на эмоциональных вибрациях ощущался сильнее. Этот нюанс лишь добавил очков Анастасии, значит, артистка сумела наполнить выступление собственным драматизмом, переданным отнюдь не лицом, а телом.

Как создавался «Баланс», я спросила хореографа Александра Зайцева лично: «Номер поставлен на Настю специально для конкурса. Она моя муза. Лепили долго, что-то постоянно переставляли, искали. Но было не нудно, а интересно — и это главное. В номер все время приходили новые движения. На примере хореографа Глена Тетли я пытался Насте объяснить принципы того или иного движения, почему и как они из классической хореографии переходят в современную.

«Баланс» — это про многое: свет, цвет, движение… Акцент в номере на телесность, показать баланс того, что тебе дала природа и что ты с этим можешь сотворить в процессе работы».

Во второй день просмотра второго тура конкурса свои номера показала и младшая группа, которая отнеслась к задаче ответственнее, по крайней мере, каждый из юных участников постарался представить оригинальную постановку на тему современного танца.

Впереди нас ждет третий тур конкурса, а перед артистами стоят новые задачи — обуздать масштабную Историческую сцену Большого театра и продемонстрировать свой танец под живой оркестр.

 

Закулисье

Цитата дня

На цепких ногах, как кошка. Михаил Шарков

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.