Кто нашел баланс на современном этапе конкурса и почему хореография, представленная участниками, вызвала столько вопросов, рассуждаем в новых заметках с конкурса.
Завершился второй тур конкурса. Это был крайне насыщенный этап — в старшей группе просмотры длились дольше пяти часов каждый. Второй тур обычно собирает огромное количество зрителей, ведь конкурсанты, помимо классического репертуара, показывают свое мастерство в современной хореографии, о которой мне и хотелось бы поговорить в этих заметках. Вопреки известным фамилиям хореографов, значащимся в постановках старшей группы, в общем восприятии взрослые современный этап провалили.
Причин тому несколько: первая, и самая важная, — неуместность номеров, лишь замаскированных под современный танец, исполнявшихся многими конкурсантами. В этот день от взрослых артистов (и не раз!) мы увидели выступления характерного или откровенно попсового жанра; классику, завуалированную под неоклассику, которая исполнялась с кондовым корпусом без намека на деконструкцию или попытку использовать хотя бы элементарный out of balance; танцы в пуантах с акцентом на «драматизм» и историю; трюки или классические мужские прыжки, дело не дело вставленные в номер просто ради демонстрации технических возможностей артиста. Ввиду всего этого хочется спросить: зачем и почему?
Не покидало ощущение, что современному номеру не было уделено нужное количество времени и репетиций, чтобы проникнуть глубже в хореографию и передать стиль, заложенный хореографом.
Еще одна причина — нежелание экспериментировать. У некоторых конкурсантов, претендующих на лауреатство, были представлены постановки, которые мы уже выучили наизусть за все конкурсы и телевизионные проекты, где эти номера исполнялись. Когда мы смотрим столь престижный и масштабный конкурс, выступить на котором есть возможность только раз в четыре года, ожидаемо хочется увидеть новые грани артистов, раскрывающиеся в новых постановках, а еще лучше в номерах, поставленных специально для конкурса. И тут возникает очередной вопрос: неужели самим артистам не хочется раскрыть в себе весь потенциал пластических возможностей и попробовать что-то необычное, чем показывать номера трехлетней давности или не лучшим образом исполнять номера из обязательной программы?
Современный танец на утренних показах продемонстрировал Дмитрий Уксусников. Студент выпускного курса Академии танца Бориса Эйфмана к исполнению современной хореографии отнесся очень вдумчиво, что неудивительно, ведь у Бориса Эйфмана уделяют большое внимание образованности и наполнению будущих артистов различными школами и направлениями хореографии. Номер «Иуда Искариот» Марии Маркуниной не был поставлен специально на Дмитрия, но был адаптирован под его фактуру, пластику и психофизику.
Хореограф Мария Маркунина рассказала о смыслах, заложенных в номер:
«В глубину номера я закладывала идею изначально существовавшей некой фатальности, которая была уготована Иуде в роли предателя Иисуса. И что этот рок, как невидимая тень, преследует и ведет его от одной лишь мысли до настоящего предательства. Мне хотелось поверх этого наложить его внутреннее сопротивление своей судьбе, где он параллельно самому действию проходит путь раскаяния. Это борьба с самим собой.
Мне не хотелось выставлять Иуду односторонне — осуждаемым предателем. Я вижу в этой истории в первую очередь сломленного искушением и собственной глупостью человека, который, совершив тяжелый поступок, так или иначе хочет найти путь к прощению и покаянию. А с тем и успокоению своей души».
Вечером своим выступлением зал тронула Анастасия Смирнова. Минималистичная постановка «Баланс» авторства Александра Зайцева — яркий пример номера, способного раскрыть артиста. Анастасия предстает перед зрителем в новом ракурсе как пластически, так и глубинно. С технической точки зрения тут весь набор контемпорари: начиная от flat step, слайдов и браш, заканчивая уходом «в пол» и партерной техникой. Плюс, грамотная работа с музыкальным материалом, в которой есть место полутонам и телесным паузам, где форте — не значит прыгать и задирать ногу.
Позже я посмотрела этот номер еще раз в записи и заметила, что вживую он на эмоциональных вибрациях ощущался сильнее. Этот нюанс лишь добавил очков Анастасии, значит, артистка сумела наполнить выступление собственным драматизмом, переданным отнюдь не лицом, а телом.
Как создавался «Баланс», я спросила хореографа Александра Зайцева лично: «Номер поставлен на Настю специально для конкурса. Она моя муза. Лепили долго, что-то постоянно переставляли, искали. Но было не нудно, а интересно — и это главное. В номер все время приходили новые движения. На примере хореографа Глена Тетли я пытался Насте объяснить принципы того или иного движения, почему и как они из классической хореографии переходят в современную.
«Баланс» — это про многое: свет, цвет, движение… Акцент в номере на телесность, показать баланс того, что тебе дала природа и что ты с этим можешь сотворить в процессе работы».
Во второй день просмотра второго тура конкурса свои номера показала и младшая группа, которая отнеслась к задаче ответственнее, по крайней мере, каждый из юных участников постарался представить оригинальную постановку на тему современного танца.






Впереди нас ждет третий тур конкурса, а перед артистами стоят новые задачи — обуздать масштабную Историческую сцену Большого театра и продемонстрировать свой танец под живой оркестр.
Закулисье




Цитата дня
На цепких ногах, как кошка.