
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Софьи Головкиной — легендарного ректора Московской академии хореографии.
В нашем таймлайне — ключевые события жизни народной артистки РСФСР, а впоследствии и народной артистки СССР, яркой балерины Большого театра, «королевы фуэте», академика и главного реформатора московской балетной школы.

1915
Родилась в Москве, в рабочей семье. С раннего детства любила танец. В хореографическое училище придет поступать сама.

1925–1933
Педагогами Софьи Головкиной были А.И. Чекрыгин, А.В. Монахов, В.А. Семенов. Известный педагог Московского училища Серафима Холфина, работавшая ассистентом Чекрыгина, так вспоминала о нем: «Большой знаток механики движений классического танца, методики развития профессиональных данных, Александр Иванович добивался у своих учениц виртуозной техники, смелости во вращениях, в сложных движениях».

1933

1934–1947
Одетта-Одиллия, Никия, Раймонда, Китри, Маша, Аврора, Классическая танцовщица, Лиза и другие. Считается одной из лучших исполнительниц партии Раймонды.

1935
Во время постановки балета «Светлый ручей» в Большом театре знакомится с балетмейстером Федором Лопуховым, за которого впоследствии выйдет замуж.

1938
При постановке спектакля «Три толстяка» Игорь Моисеев, начинавший карьеру хореографа, придумал для Головкиной роль Куклы Фуэте. Балерина славилась своим вращением, фуэте стали фирменным знаком Головкиной. Газеты за границей восторгались: «Мадам Головкина делает сто фуэте на почтовой марке!»

1942
Балерине присудили ее первое звание «Заслуженная артистка РСФСР».

1943
Стала первой исполнительницей партии Никии в возобновленном балете «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, Александра Горского и Василия Тихомирова.
В конце ноября 1943 года по приглашению Иосифа Сталина выехала в Тегеран, где танцевала «Раймонду» перед лидерами антигитлеровской коалиции — Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем.

Годы войны
В годы войны Головкина осталась в Москве и все это время вела спектакли в театре. Танцевала много — и свои партии, и чужие, всегда готовая заменить заболевшую балерину. А в перерывах вместе с товарищами по театру дежурила на крышах, гасила «зажигалки», помогала в госпиталях, была донором и даже мыла полы в метро — не хватало людей.

1945
Во второй раз выходит замуж за генерала-лейтенанта, партийного и военного организатора работ по ракетной и космической технике Льва Гайдукова.

1946

1947
Стала первой исполнительницей роли Дианы Мирейль в балете «Пламя Парижа» и за эту работу получила Государственную премию СССР. Среди сонма талантливых балерин Большого балетмейстер Василий Вайнонен именно в ней увидел героиню времен Французской революции. Прекрасная, как фарфоровая севрская статуэтка, актриса, изящно танцующая на версальском балу, преображалась в бунтарку, воспевающую своим танцем идеалы Свободы и Равенства.

1948
Исполняет одну из культовых ролей в своей карьере Царь-девицу в спектакле «Конек-Горбунок».

1948–1955
Продолжается насыщенная творческая жизнь балерины, в репертуаре появляются новые роли: Тао Хоа, Зарема, Хозяйка Медной горы, Сванильда, Параша и другие. «Ее танцу были свойственны темпераментный, жизнеутверждающий стиль исполнения, виртуозная техника, духовная наполненность», — так о танце Головкиной говорил Юрий Григорович.

1951

1959
Софья Головкина была еще в отличной форме, но признавалась, что, исполняя главную партию, нельзя осознавать, что балерины, танцующие вокруг, моложе тебя. «Я решила проститься со сценой, — говорила Софья Николаевна. — Но не с театром. Так началась моя вторая жизнь».

1960
Становится директором Московского государственного хореографического училища, на этой руководящей должности Софья Николаевна пробудет 41 год. Также начинает преподавать классический танец, подготовит 14 выпусков артисток балета. Многие из ее учениц стали настоящими звездами, известными во всем мире: Наталия Бессмертнова, Нина Сорокина, Алла Михальченко, Галина Степаненко, Надежда Грачева, Мария Александрова, Нина Капцова. Полина Семионова.

1961
Выпускает своих первых учениц, среди которых Наталия Бессмертнова и Нина Сорокина.

1962

1963
Открывает двухгодичные курсы по обучению педагогов-стажеров. Встречается с Джорджем Баланчиным и Леонидом Мясиным.

1964
Приглашает на должность художественного руководителя училища Леонида Лавровского.

1967
1 сентября состоялось торжественное открытие нового здания Московского академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской улице. Современное, с просторными репетиционными залами, светлыми учебными классами, общежитием для иногородних учеников и великолепным учебным театром, училище уже не состояло при Большом театре, как было раньше. С переездом на Фрунзенскую оно стало абсолютно независимым, а его директор — полноправной хозяйкой. Софья Николаевна приложила все усилия, чтобы создать балетную школу нового времени: был обновлен преподавательский состав, а с ним — и методика преподавания классического танца, а также введены новые дисциплины.
Она также выступила автором сценария и создателем учебно-методического фильма «Основы классического танца» (I раздел).

1967–1968 учебный год
В ноябре проходят гастроли учащихся академии в Париже и Лондоне. Училищу вручена хрустальная ваза Grand Prix города Парижа.

1968
Приглашает на должность художественного руководителя училища Алексея Ермолаева.
Ставит новую редакцию концертного номера Pas de deux А. Адана.
1970
Осуществляет постановку вариаций на музыку Д. Шостаковича и Н. Черепнина.
Проходят гастроли училища в Испании, Монте-Карло, Франции и Италии.
Училище принимает участие в Международном фестивале танца в Валенсии.
1971
1972

1973
Приглашает на должность художественного руководителя училища Максима Мартиросяна.
Встречается с Джеромом Робинсоном и Джорджем Баланчиным.
Впервые в истории училище участвует в совместных гастролях с Большим театром в США.
Четвертый выпуск, среди учениц Наталия Трубникова, Тамара Иванова и Елена Ахулкова.
1974
Выезжает в США, где встречается с Робертом Джоффри и отбирает номера из репертуара его труппы для показа в СССР.
Становится автором сценария и создателем учебно-методического фильма «Основы классического танца» по сценической практике («Сценическая практика»).
1975
1976
Творческая встреча с Сержем Лифарем и Полом Тейлором.
1977
Вводит в учебную программу новый предмет «Танец модерн» и приглашает для преподавания Эмилию Габриэль.
Становится членом жюри III Международного конкурса артистов балета в Москве.
Училище посещает Пьер Лакотт и артисты труппы «Гранд-опера».

1979
Становится сопредседателем I Международного американского конкурса артистов балета в Джексоне.
Училище посещает Морис Бежар.
Осуществляет постановку балета «Тщетная предосторожность» П. Гертеля совместно с А. Радунским.
1981
Становится членом жюри IV Международного конкурса артистов балета в Москве, а также II Международного французского конкурса артистов балета в Аркашоне.
Приглашает в училище директора балетной школы «Гранд-опера» Клод Бесси для проведения семинара по методике преподавания классического танца.

1982
Организует гастрольную поездку училища на Дальний Восток и в Венгрию.
1983
Приглашает мексиканскую танцовщицу Пилар Риоху для проведения семинара по изучению техники исполнения испанских танцев.
Становится членом жюри Международного конкурса артистов балета в Варне.
Организует гастрольную поездку училища в Швецию.

1984

1985
Открывает в Токио филиал Московского училища, а также проводит гастроли училища по городам Японии.
Становится членом жюри V Международного конкурса артистов балета в Москве.
Награждена орденом Октябрьской Революции.

1987
Организует гастроли училища в Англию, 59 учеников выступают в Лондоне, Манчестере, Бирмингеме и Саутгемптоне.
Присвоено звание профессора.

1988
По инициативе Софьи Головкиной открывается Московский государственный хореографический институт, где также будут готовиться кадры педагогов-хореографов, балетмейстеров и впервые в истории исполнителей высшей квалификации и концертмейстеров балета.
1989
Открывает в США, в штате Колорадо, в городе Вене летние балетные курсы.
Становится членом жюри VI Международного конкурса артистов балета в Москве.
1990
Гастроли школы в США И Японии.

1991
Организовывает гастроли школы в США.
Возобновляет постановку Леонида Лавровского «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева.
1992
Училище впервые едет с гастролями в Грецию.
Выпускает Pas de deux Эсмеральды и Гренгуара в собственной редакции на музыку Ц. Пуни.
Педагог труппы Марты Грэм Линда Кент приглашена в академию для проведения уроков современного танца.
1993
1994
Осуществляет собственную редакцию постановки «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена.

1995
Академия гуманитарных наук присвоила Софье Николаевне Головкиной звание академика.

1996

1997
Организовывает гастроли училища в ЮАР, Германию, Кипр и Японию.
Становится членом жюри VIII Международного конкурса артистов балета в Москве, на котором ее ученица Мария Александрова удостаивается I премии.
На базе училища и института (МАХУ и МГХИ) образуется Московская государственная академия хореографии.

1998
1999
Тринадцатый (иностранный) выпуск, среди учениц Микки Ватанабе.

2000

2002

2004
В возрасте 88 лет ушла из жизни, похоронена на Ваганьковском кладбище.

В 2013 году на здании Московской академии хореографии была открыта мемориальная доска Софьи Головкиной (авторы М. Корси, А. Иванов). С нее с легкой улыбкой смотрит на нас Софья Николаевна — легендарный руководитель Московской балетной школы.
На фотографии внучка Софьи Головкиной — Софья Гайдукова.