Рецензия

Объединение — это работа

Фестиваль «Танцсоюз» собрал в Калуге лучших молодых хореографов.

15.02.2023

Автор: Екатерина Васенина

С 26 по 30 января 2023 года в Инновационном культурном центре Калуги собрался «Танцсоюз» — первый фестиваль поддержки молодых российских современных хореографов, организованный проектом Dancehelp Елены Панасенко и Инновационным культурным центром (ИКЦ) Калуги при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Около 100 российских хореографов в возрасте до 40 лет осенью 2022 года подавали видеозаявки в рамках отборочного тура, из них было выбрано 16 спектаклей для показа на фестивале. После каждого спектакля — обсуждение и питчинг: хореограф делал презентацию спектакля, который хотел бы поставить на труппу калужского Инновационного театра балета (ИТБ) под руководством Ксении Голыжбиной. Главный приз фестиваля — постановка спектакля, который будет идти год в репертуаре ИТБ для калужского зрителя в сезоне 2023–2024. В отборочной комиссии первого «Танцсоюза» — труппа ИТБ (коллектив имеет один голос) и эксперты, практики и теоретики со всей страны: Вадим Никитин, Светлана Улановская, Наталья Курюмова, Александр Любашин, Екатерина Васенина, Лариса Барыкина, Ольга Горобчук, Александр Гурвич.

Таким образом, у «Танцсоюза» сразу несколько важных задач: показать спектакли на новой для многих региональной площадке, поддержать талантливую молодежь и реализовать спектакль, на который в течение года будет покупать билеты калужский зритель. Хореографам, не прошедшим отбор, было предложено приехать на фестиваль на льготных условиях по модели «танцевальный туризм». Хореографы и руководители танцевальных коллективов из Калининграда, Ямала, Уссурийска, Чебоксар, Находки, Хабаровска участвовали в утренних мастер-классах, организованных артистами ИТБ, спорили на обсуждениях, презентовали свои идеи и коллективы в формате «Трибуна хореографа». Представители «РОСКОНЦЕРТА» рассказали на фестивале о предстоящем Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в Йошкар-Оле, а представители Большого театра провели питчинги постановок российских хореографов для фестиваля современной хореографии DANCE INVERSION.

«Это всего лишь вещи», Александр Могилев

Конкурсная программа «Танцсоюза» открылась спектаклем Александра Могилева «Это всего лишь вещи». В название хореограф заложил двоякий смысл: с одной стороны, вещи — тлен, а мы к ним привязываемся. С другой стороны, «это всего лишь вещи», а сколько важного они могут рассказать о человеке.

«Мы не можем избавиться от своего первого выпавшего зуба, от бабушкиного платья, первого купленного на свои деньги телефона, мягкой игрушки, которая спасала от ночных монстров… Вещи становятся частью нас, захламляя пространство — и физическое, и ментальное», — говорит Могилев в описании спектакля. Заваливая сцену 200 килограммами ценной для кого-то одежды и строя в этой куче хореографию, он призывает зрителей освободиться от груза старых вещей и освободить пространство для настоящего и будущего. Могилев сочинил хореографический текст и для танцовщиков русской компании современного танца «ЭТО», и для четырех музыкантов, которые и танцуют, и играют на сцене. Раскачивается увешанный тряпьем круглый светильник, похожий на захламленный глобус. Сам Могилев рассказывает про дорогой для него свитер отца, который помог ему пережить разлуку с домом и в котором он никогда не мерз. Танцовщики набрасывают на артиста все больше вещей, он становится человеком-кучей, но в финале выныривает — голый, свободный, сильный.

«Stay Solo», Елена Чурилова и Ольга Васильева

Созданный при поддержке Дома танца «Каннон Данс» дуэт Елены Чуриловой и Ольги Васильевой «Stay Solo» в первую очередь дарит зрителю эстетическое удовольствие от виртуозности и артистизма танцовщиц, находящихся на пике формы. Половину спектакля артистки повернуты спиной к зрителю, свет приглушен (с любой яркостью свет на «Танцсоюзе» был великолепен благодаря художнику по свету Олегу Страшкину и спонсору Павлу Шевченко, оплатившему аренду дополнительных «голов»). Страх и одиночество в темном космосе современности, самостояние и смелость быть собой в труднейших ситуациях — кажется, обо всем самом главном рассказали спины танцовщиц. Когда наконец они поворачиваются, мы видим минималистичный грим Ольги — клоун и Елены — индеец. «Век всезнания и открытости до пределов, которых нет, изобрел человека массы, в то время как сам индивид забыл, каково это: ошибаться самому и нести за это ответственность», — пишут авторы в программке. Горькая пантомима со сложенными в пистолетики пальцами, разборка с невидимыми во тьме врагами. Клоун и индеец, архетипы сатирического и метафорического искусства, мечутся во тьме, рассказывают о том, что болит.

«Колыбельная для Маяковского» в хореографии Александра Исакова и Виктории Янчевской — об отличии публичного образа от домашней сути. Наверное, и о том, как мало певец революции получал домашнего тепла, которое бы уберегло его, убаюкало, отодвинуло от раннего ухода. «Для народа он сильный, громкий, смелый, решительный. А для любимой/любовницы маленький мальчик с охапкой сомнений и страхов». Виктория Янчевская от имени всех женщин Маяковского долго, раз за разом карабкается на высокого Исакова, садится ему на шею, и каждую он берет на ручки. Его хватает надолго, на многих. Но не навечно. И он умирает. И теперь уже Она, одна, маленькая Лиля Брик берет на руки огромного Щена и несет в вечность. И не подает вида, насколько это тяжело.

«Reservoir», Александра Столярова и Любовь Савчук

«Reservoir» Александры Столяровой и Любови Савчук, наверное, самый откровенный политический спектакль фестиваля. Танцующие девушки почти сразу оказываются за большой черной цепью, разделяющей зрительный зал и сцену. Звучит антивоенная песня Пита Сигера «Где эти цветы?», родившаяся из трех понравившихся певцу строчек романа Шолохова «Тихий Дон»: «Где все цветы? Их девушки собрали. А где все девушки? Они вышли замуж. А где же мужья их? Все они в армии». Одна из двух девушек пытается встроиться в цепь, собранную из длинных воздушных черных шариков-«сосисок». Стать ее частью, просунув в нее голову, руки. Но в итоге наматывает цепь на себя, становясь «звеном гребаной цепи». Другая стоит рядом, держит за руку, поддерживает. Свидетельствует. «Где мой голос? Это важно? Сейчас, позже, никогда? Кто меня слышит? О чем на самом деле мы говорим? Без заботы это не имеет смысла», — говорят Александра Столярова и Любовь Савчук.

«Запах полыни» в хореографии Анастасии Мироновой посвящен непониманию в семье, болезненности разрывов семейного круга. Герои пытаются собраться вокруг круглого стола и найти общий пластический язык. Доминирующий телесный код выбран хореографом неожиданно: это смесь танца модерн, все усилия наружу, со стилевой импровизацией дуэтного кавказского танца, в котором мужчина гарцует и управляет. Осторожно членам семьи удается собраться в конце спектакля вокруг общего семейного стола, на котором наконец возникает свежий букет полевых цветов вместо сыплющего повсюду свои семена пучка полыни, но понятно, что это ненадолго.

«Сейсмозащитные устройства» Екатерины Стегний —сатирический спектакль о потребности современного человека в чувстве безопасности. Готовность обманывать и обманываться ради иллюзии покоя самоиронично высмеивается. «Какие устройства защитят нас от турбулентности сегодняшнего времени? Может, надо изолироваться от «фундамента», применить адаптивные системы безопасности, уводящие от резонанса в период сильных колебаний; или, наоборот, довериться безудержной тряске?» — размышляет Стегний. Герои ее спектакля разговаривают скриптами-инструкциями по самообладанию, и тут же их корежит и плющит. Побег на другую планету (надеваются «скафандры» для перемещения) помогает ненадолго: взрослые дети хотят к родителям, самим справляться тяжело. И вот уже главный консультант инфантильных космонавтов Сири, вернувшись на Землю, ест мамины малосольные огурчики под косморепертуар советской эстрады: хореограф опрокидывает нас в аудиомифы о советском прошлом как времени, в котором, как в доброй сказке, было не так страшно, как сейчас.

«Сейсмозащитные устройства», Екатерина Стегний

«Там, где деревья выше домов» Александры Рудик создавался в копродукции с фестивалем «Территория» для программы «Территория. Кидс». Танцевальная компания bereg teens Саши Рудик, выросшая из проектов «Цеха», входит в топ ярких и стабильных московских школ современного танца с постановочным процессом наряду с проектом Дарьи Плоховой в культурном центре «Зил», театром-студией современного танца Ирины Афониной и школой-студией современной хореографии «ЯрКо» Анастасии Яроцкой. В «Деревьях», наверное,
важнее социально-коммуникативная функция работы с подростками и детьми, чем сугубо художественная. Юные артисты размышляют над поисками своего пути, идентичности, определяют личные границы и понимание свободы. Главный элемент декорации — доски, стройматериал будущей жизни. Их носят на спине поодиночке, раскладывают в две разные кучки «мы против вас». Но строят в итоге общий крепкий дом, читая стихотворение Елены Шварц «Зверь-цветок»: «Предчувствие жизни до смерти живет. Холодный огонь вдоль костей обожжет, когда светлый дождик пройдет в день Петров на изломе лета…» Со многими девочками из bereg teens Рудик занимается современным танцем с трех лет. Это совершенно иное восприятие мира, объемное, выражающееся, скорее, в образе мысли и образе жизни, чем в разовом остром художественном высказывании.

«Ты че, Мать?!» Анны Хакиайнен и Оксаны Воробьевой — пластическое сказание о встрече подземного мира и мира людей, нави и яви. «За спиной у каждого из нас есть огромная сила, о которой мы часто забываем или даже не догадываемся. Это сила нашего Рода», — говорят танцовщицы из Барнаула. Создать ироничное, страшноватое и весело-гротескное произведение Хакиайнен и Воробьевой помогли домристки Елена Степанова и Ольга Терехова, одна из которых мать одной из танцовщиц.

Мем «Ты шапку надела?» воплощен дочерью в надетой набекрень ушанке, тяжелая вдовья жизнь — туго затянутым солдатским ремнем на матери. Связь рода — через домру, она проводник: поцелуй в музыкальный инструмент как поцелуй в пупок, напоминающий о родовой связи. Приложив кругленькие домры к ушам, можно услышать, как в наушниках, гул голосов своего рода. Звучат струнные импровизации «Дубинушки», позывные Кремля и посмертная причетная речь: «Ой, насыпал сырой земли по саму грудь…»

Встреча нави и яви происходит сразу и в мире людей, и в нави, альтернативной вселенной славянского неоязычества. Обнявшись, схватив друг друга за бока, чувствуя ледяной ветер и скорость, русские бабоньки почти на метле летят в открытый космос своего будущего, подпоясавшись солдатским ремнем, между жизнью и смертью. Удивление и угроза, ласка и ужас — большой спектр эмоций включило в себя вокальное междометие «Ты че, Мать?»

Фестиваль «Танцсоюз» оказался интересным опытом, потому что на его сцене встретились в спектаклях и на паблик-токах преподаватели и ученики кафедр и факультетов современного танца российских вузов, одних только бакалавров программы «Искусство современного танца» петербургской консерватории приехало 40 человек, их помощь в проведении танцквеста и в постановке «Тумана» была важна. Начальник цеха постановочного освещения МАМТа Олег Страшкин в формате спектакля провел мастер-класс «Световая партитура музыкального спектакля», на котором свое мастерство деликатно и изысканно показали артисты ИТБ. Первый «Танцсоюз» прошел слаженно и насыщенно. Желаем продолжения!

 

Список спектаклей, показанных на «Танцсоюзе»-2023:

«Это всего лишь вещи», хореограф Александр Могилев, Москва

«Феникс», хореограф Ася Белая, Москва

«Stay Solo», хореография и исполнение Ольги Васильевой и Елены Чуриловой, Санкт-Петербург

«Колыбельная для Маяковского», хореография Александра Исакова и Виктории Янчевской, Москва

«Reservoir», хореография Александры Столяровой и Любови Савчук, Екатеринбург

«Тонкие линии», хореограф Евгения Сизмина, Санкт-Петербург

«Запах полыни», хореограф Анастасия Миронова, Екатеринбург

«Сейсмозащитные устройства», хореограф Екатерина Стегний, Москва

«LOOP», хореограф Елизавета Тарабанова, Санкт-Петербург

«Белое на черном», хореограф Руслан Летунов, Москва-Тамбов

«Там, где деревья выше домов», хореограф Александра Рудик, Москва

«Вместе поодиночке», хореограф Виктория Арчая, Москва

«Ты че, Мать?!», хореография и исполнение Анны Хакиайнен и Оксаны Воробьевой, Москва-Барнаул

«Право доступа», хореограф Илья Манылов, Екатеринбург-Москва

«Хрупкие связи», хореограф Софья Горлова, Екатеринбург

«Туман», хореограф Иван Сачков, Санкт-Петербург

 

 

Фото Татьяны Матвеевой предоставлены фестивалем «Танцсоюз».

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.