Урал Балет представил «Танц-артель» — вечер, который полностью состоит из постановок молодых хореографов. Об истории этого начинания, нынешнем состоянии и вопросе, зачем театру с сильными худруками-авторами у руля искать новые постановочные таланты, размышляет Тата Боева.
Фото: Иван Мохнаткин
От платформы до артели
«Танц-артель» — проект новый и в то же время давно начатый. Он выходит впервые в виде вечера из четырех дебютных постановок: за исключением одной, все сочинили артисты Урал Балета, пробующие себя в роли хореографов. Но за сезон 2022/23 театр представил несколько гала-концертов. Внешне это были почти обычные сборные вечера: солисты танцуют номера из «Щелкунчика», «Феи кукол» или сюиту «Наяда и рыбак». Однако вместе с ними всегда шли маленькие премьеры от артистов. С осени по несколько мини-балетов выпустили Александр Меркушев, Константин Хлебников и Игорь Булыцын.
Первый гала-концерт прошел в сентябре 2022 года в парке Маяковского и заявлялся скорее как городское мероприятие, выступление артистов под открытым небом, чем как лаборатория новых авторов. Этим гала отличались от давнего (2013 года) начинания — «Dance платформы». Тогда незадолго до этого заступивший на пост худрука Слава Самодуров собрал аналог «Мастерских» Большого театра, где и сам когда-то участвовал как хореограф. Проект, организованный «совсем по-западному» — с системой заявок, экспертами и местами для лучших претендентов, которые получали в распоряжение репетиционные площади и артистов, — долго не прожил. Однако его рациональное зерно — мысль, что необходимо самим заниматься новыми авторами, содействовать им, давать ставить, — пришлось ко двору спустя десять лет.
Уже в 2013-м в связи с «Dance платформой» писали об острой нехватке хореографов, прослеживающейся со времен зрелого СССР. Ретроспективно можно сказать, что тогда, десять лет назад, это было полезной интенцией, но не необходимостью. С необходимостью же — когда на множество театров осталось ограниченное число местных хореографов, коих тут же загрузили работой на ближайшие сезоны, а афиши крупных компаний состоят меньше, чем из десятка имен в разных комбинациях, — российская танцевальная индустрия сталкивается сейчас, в 2022–2023 годах. Поэтому то, что внутри Урал Балета возникли сначала аккуратные, «с подстраховкой», вечера молодых авторов, а вслед и полноценное событие с их участием, выглядит логичным и своевременным.
Название «Танц-артель» отражает два ключевых свойства проекта. Артелью когда-то называли добровольное объединение профессионалов для общей работы. Здесь и правда нет ни одного «чужого». Трое авторов — все те же Меркушев, Хлебников и Булыцын — трудятся в театре как танцовщики и ставят на своих же коллег. Единственный неартист из числа хореографов Максим Петров с нового сезона возглавит балетную труппу. Сам же вечер выглядит как территория проб, где бывают успехи и ошибки, — ситуация вполне рабочая, когда нельзя сразу сделать все идеально. На маленьком балете нестрашно тренировать руку, что так необходимо, чтобы найти свой почерк.

Источник энергии, виды диагоналей и отечественная деталь
Кроме того, «Танц-артель» показывает, что за 12 лет с Самодуровым Урал Балет сложился не только как театр конкретного хореографа с узнаваемыми спектаклями, но и как своеобразная школа, концептуально единое поле. Три собственных автора — Меркушев, Хлебников, Булыцын — работают в постнеоклассике и неуловимо напоминают Самодурова или близких к нему авторов. «Терцет» Александра Меркушева — визуальный привет давним «Cantus Arcticus». «Танцеметрия» Игоря Булыцына на уровне названия отсылает к «Танцемании» в Большом театре, а на уровне хореографии экспериментирует на территории «The Second Detail» Уильяма Форсайта. «Песок» Константина Хлебникова — путешествие в сторону Марко Геке. Особняком стоит «Полдень» Максима Петрова — формальный эксперимент, который показывает, что услышать заново можно даже «Послеполуденный отдых фавна». Логично: с этой школой Урал Балету еще предстоит сродниться.

В первом отделении объединили «Терцет» Меркушева и «Полдень» Петрова — и у этих работ есть общий авторский знаменатель. Компактный и ладный «Терцет» исследует, можно ли менять строгую неоклассическую хореографию, не ломая движения. Меркушев изобретает конструкцию, в которой тройка — Екатерина Кузнецова, Андрей Вешкурцев и Алексей Селиверстов — двигается и «по правилам», и все время чуть нарушает их. Внезапная «плоская» стопа посреди шагов на пальцах, неуловимо «небалетные» руки, легкие сбои в постановке шеи и плеч — так создается ощущение мерцающего — и меняющегося, и нет — танца. А скорость движений превращает этот балет в маленький энерджайзер, объясняя, зачем нужны символы разных энергий на заднике.

Максим Петров в «Полудне» тоже каталогизирует танец, но в обратном направлении. Хореограф собрал разные способы работы с диагональю. В «Полудне» каждому артисту достался «свой» тип диагональных движений — энергичные, церемонные, задорные — с четкими «ядровыми» па. Получилось пять вариаций, которые увенчаны финальным выходом Марии Михеевой, аллюзией на одинокую «лебединую» тему.
«Танцеметрия» Игоря Булыцына завершает вечер. Она и визуально, узнаваемыми белыми костюмами, и хореографически отсылает к «The Second Detail» Форсайта. Булыцын взял за основу два параметра — тело как мера, при помощи которой можно представить пространство и скорость. Вводя танцовщиков эффектным приемом — длинный проем-полоса вспыхивает, высвечивая фигуру с поднятыми прямым углом, на три часа, руками, — хореограф «запускает» на сцену, где артисты прямыми напряженными конечностями буквально сшивают среду. В отличие от мира «The Second Detail», где математическая выверенность трещала под напором «дикой» энергии, мир «Танцеметрии» строится на геометрии, четкости — и Булыцын демонстрирует, что в порядке есть сила.

«Песок» Константина Хлебникова стоит в середине вечера, хотя мог бы его и завершать. «Песок», массовый, с эффектным теплым светом, бессюжетный, но драматичный, с понятной структурой соло, ансамблей, дуэтов, троек и квартетов, — самый «зрительский» сегмент «Танц-артели». Он же самый ускользающий и многословный хореографически. Хлебников строит композицию об одиночке и массе, изящно перемещает внимание на разные группы артистов, ставит эффектные соло для харизматичного Александра Меркушева. И в то же время в памяти остается скорее визуальный шлейф — будто движение утекло в тот самый песок.

Зачем Урал снова создает тепличные условия для хореографов?
Этой фразой — без «снова» — начинался текст о предшественнице «Танц-артели», «Dance платформе». Ответ, кажется, остался тем же: чтобы не превратиться в театр одного хореографа и, как бы идеалистично это ни звучало, создавать среду. В конце концов, второй подряд руководитель балетной труппы здесь в том или ином смысле вырос из подобных проектов — и у Урал Балета есть все шансы не только пополнять свой репертуар, но и когда-нибудь превратиться в место, где стартовали столь ожидаемые сейчас новые авторы.