Рецензия

Производство завтрашнего дня

17.06.2023

Урал Балет представил «Танц-артель» — вечер, который полностью состоит из постановок молодых хореографов. Об истории этого начинания, нынешнем состоянии и вопросе, зачем театру с сильными худруками-авторами у руля искать новые постановочные таланты, размышляет Тата Боева.

 

Фото: Иван Мохнаткин

От платформы до артели

«Танц-артель» — проект новый и в то же время давно начатый. Он выходит впервые в виде вечера из четырех дебютных постановок: за исключением одной, все сочинили артисты Урал Балета, пробующие себя в роли хореографов. Но за сезон 2022/23 театр представил несколько гала-концертов. Внешне это были почти обычные сборные вечера: солисты танцуют номера из «Щелкунчика», «Феи кукол» или сюиту «Наяда и рыбак». Однако вместе с ними всегда шли маленькие премьеры от артистов. С осени по несколько мини-балетов выпустили Александр Меркушев, Константин Хлебников и Игорь Булыцын.

Первый гала-концерт прошел в сентябре 2022 года в парке Маяковского и заявлялся скорее как городское мероприятие, выступление артистов под открытым небом, чем как лаборатория новых авторов. Этим гала отличались от давнего (2013 года) начинания — «Dance платформы». Тогда незадолго до этого заступивший на пост худрука Слава Самодуров собрал аналог «Мастерских» Большого театра, где и сам когда-то участвовал как хореограф. Проект, организованный «совсем по-западному» — с системой заявок, экспертами и местами для лучших претендентов, которые получали в распоряжение репетиционные площади и артистов, — долго не прожил. Однако его рациональное зерно — мысль, что необходимо самим заниматься новыми авторами, содействовать им, давать ставить, — пришлось ко двору спустя десять лет.

Уже в 2013-м в связи с «Dance платформой» писали об острой нехватке хореографов, прослеживающейся со времен зрелого СССР. Ретроспективно можно сказать, что тогда, десять лет назад, это было полезной интенцией, но не необходимостью. С необходимостью же — когда на множество театров осталось ограниченное число местных хореографов, коих тут же загрузили работой на ближайшие сезоны, а афиши крупных компаний состоят меньше, чем из десятка имен в разных комбинациях, — российская танцевальная индустрия сталкивается сейчас, в 2022–2023 годах. Поэтому то, что внутри Урал Балета возникли сначала аккуратные, «с подстраховкой», вечера молодых авторов, а вслед и полноценное событие с их участием, выглядит логичным и своевременным.

Название «Танц-артель» отражает два ключевых свойства проекта. Артелью когда-то называли добровольное объединение профессионалов для общей работы. Здесь и правда нет ни одного «чужого». Трое авторов — все те же Меркушев, Хлебников и Булыцын — трудятся в театре как танцовщики и ставят на своих же коллег. Единственный неартист из числа хореографов Максим Петров с нового сезона возглавит балетную труппу. Сам же вечер выглядит как территория проб, где бывают успехи и ошибки, — ситуация вполне рабочая, когда нельзя сразу сделать все идеально. На маленьком балете нестрашно тренировать руку, что так необходимо, чтобы найти свой почерк.

«Танцеметрия» Игоря Булыцына. Александр Бородин, Варвара Пугачева

Источник энергии, виды диагоналей и отечественная деталь

Кроме того, «Танц-артель» показывает, что за 12 лет с Самодуровым Урал Балет сложился не только как театр конкретного хореографа с узнаваемыми спектаклями, но и как своеобразная школа, концептуально единое поле. Три собственных автора — Меркушев, Хлебников, Булыцын — работают в постнеоклассике и неуловимо напоминают Самодурова или близких к нему авторов. «Терцет» Александра Меркушева — визуальный привет давним «Cantus Arcticus». «Танцеметрия» Игоря Булыцына на уровне названия отсылает к «Танцемании» в Большом театре, а на уровне хореографии экспериментирует на территории «The Second Detail» Уильяма Форсайта. «Песок» Константина Хлебникова — путешествие в сторону Марко Геке. Особняком стоит «Полдень» Максима Петрова — формальный эксперимент, который показывает, что услышать заново можно даже «Послеполуденный отдых фавна». Логично: с этой школой Урал Балету еще предстоит сродниться.

«Терцет» Александра Меркушева. Алексей Селиверстов, Екатерина Кузнецова, Андрей Вешкурцев

В первом отделении объединили «Терцет» Меркушева и «Полдень» Петрова — и у этих работ есть общий авторский знаменатель. Компактный и ладный «Терцет» исследует, можно ли менять строгую неоклассическую хореографию, не ломая движения. Меркушев изобретает конструкцию, в которой тройка — Екатерина Кузнецова, Андрей Вешкурцев и Алексей Селиверстов — двигается и «по правилам», и все время чуть нарушает их. Внезапная «плоская» стопа посреди шагов на пальцах, неуловимо «небалетные» руки, легкие сбои в постановке шеи и плеч — так создается ощущение мерцающего — и меняющегося, и нет — танца. А скорость движений превращает этот балет в маленький энерджайзер, объясняя, зачем нужны символы разных энергий на заднике.

«Полдень» Максима Петрова. Мики Нисигути, Мария Михеева

Максим Петров в «Полудне» тоже каталогизирует танец, но в обратном направлении. Хореограф собрал разные способы работы с диагональю. В «Полудне» каждому артисту достался «свой» тип диагональных движений — энергичные, церемонные, задорные — с четкими «ядровыми» па. Получилось пять вариаций, которые увенчаны финальным выходом Марии Михеевой, аллюзией на одинокую «лебединую» тему.

«Танцеметрия» Игоря Булыцына завершает вечер. Она и визуально, узнаваемыми белыми костюмами, и хореографически отсылает к «The Second Detail» Форсайта. Булыцын взял за основу два параметра — тело как мера, при помощи которой можно представить пространство и скорость. Вводя танцовщиков эффектным приемом — длинный проем-полоса вспыхивает, высвечивая фигуру с поднятыми прямым углом, на три часа, руками, — хореограф «запускает» на сцену, где артисты прямыми напряженными конечностями буквально сшивают среду. В отличие от мира «The Second Detail», где математическая выверенность трещала под напором «дикой» энергии, мир «Танцеметрии» строится на геометрии, четкости — и Булыцын демонстрирует, что в порядке есть сила.

«Танцеметрия» Игоря Булыцына. Варвара Пугачева, Томоха Терада, Анастасия Кержеманкина

«Песок» Константина Хлебникова стоит в середине вечера, хотя мог бы его и завершать. «Песок», массовый, с эффектным теплым светом, бессюжетный, но драматичный, с понятной структурой соло, ансамблей, дуэтов, троек и квартетов, — самый «зрительский» сегмент «Танц-артели». Он же самый ускользающий и многословный хореографически. Хлебников строит композицию об одиночке и массе, изящно перемещает внимание на разные группы артистов, ставит эффектные соло для харизматичного Александра Меркушева. И в то же время в памяти остается скорее визуальный шлейф — будто движение утекло в тот самый песок.

«Песок» Константина Хлебникова

Зачем Урал снова создает тепличные условия для хореографов?

Этой фразой — без «снова» — начинался текст о предшественнице «Танц-артели», «Dance платформе». Ответ, кажется, остался тем же: чтобы не превратиться в театр одного хореографа и, как бы идеалистично это ни звучало, создавать среду. В конце концов, второй подряд руководитель балетной труппы здесь в том или ином смысле вырос из подобных проектов — и у Урал Балета есть все шансы не только пополнять свой репертуар, но и когда-нибудь превратиться в место, где стартовали столь ожидаемые сейчас новые авторы.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.