Персона

Новые Жар-птицы в Большом

10.07.2025

В рамках совместного проекта с Мариинским театром на Исторической сцене Большого театра 10 и 11 июля пройдут четыре одноактных балета Игоря Стравинского. Один из них — «Жар-птица».


Подробную историю постановки на балетной сцене ранее освещала для нашего издания Виолетта Майниеце. А накануне премьеры мы поговорили с новыми исполнительницами главной партии о том, как они готовились к роли и работали над культовым образом.

 

АЛЕНА КОВАЛЕВА

Как вы разделяете работу над ролью на техническую и образную составляющие? Какими красками наделяете свою Жар-птицу — она может быть резкой, обворожительной, дерзкой или другой? И учитывая, что это очень прыгучая партия, требует ли она особой технической подготовки?

С первой же репетиции я поняла, что это интересный и одновременно сложный образ. В первую очередь, с точки зрения хореографии, партия требует определенной выносливости и наработки, то есть ее нужно еще и еще прогонять в зале, чтобы ни в коем случае не отключались стопы, когда уже начинаешь уставать. В этом балете кроме больших прыжков много мелких движений, которые должны сохранять остроту, потому что они и создают образ Жар-птицы. Я старалась придать героине игривость, вольность и упоение своим превосходством, особенно в конце, когда она усыпляет Кощеево царство — это апофеоз, демонстрация силы. Также я ее вижу обворожительной, но резкой и внимательной. В вариациях должна сохраняться настороженность, так как она пробралась в закрытый сад за яблоками. Она чувствует себя привольно, оставаясь при этом готовой в любой момент улететь.

В истории балета было множество выдающихся исполнительниц партии Жар-птицы. Ориентировались ли вы на чье-то исполнение? Что именно из их трактовок взяли для себя?

Готовясь к партии, я, как всегда, старалась отсмотреть как можно больше разных исполнительниц, чтобы найти свой образ. На мой взгляд, одной из самых ярких исполнительниц остается Нина Ананиашвили с ее невероятной энергией исполнения. Она для меня была основным ориентиром, к которому нужно стремиться. Безусловно, была и большая работа в зале с Андрисом Лиепой, который восстанавливал для нас спектакль. В образе Жар-птицы есть большой простор для импровизации, привнесения нюансов: положение головы, то, как подрагивают руки, имитируя трепет крыльев. Это как раз то, что нужно было найти для себя.

Что для вас самое важное в образе Жар-птицы? Что стремитесь передать зрителю в первую очередь?

Я бы хотела, чтобы по первым же движениям зрителю стало понятно, что на сцене именно мифическая птица, существо, живущее в другом ритме. При подготовке мы уделяли большое внимание положениям рук и головы, чтобы были узнаваемы фокинские позировки. Также, прорабатывая образ, я старалась отталкиваться от музыки и хореографии, так как они сами по себе вводят в правильное состояние и дают возможность раскрывать персонажа в нужном русле.

 

АРИНА ДЕНИСОВА

Как вы разделяете работу над ролью на техническую и образную составляющие? Какими красками наделяете свою Жар-птицу — она может быть резкой, обворожительной, дерзкой или другой? И учитывая, что это очень прыгучая партия, требует ли она особой технической подготовки?

Для меня образ Жар-птицы яркий, завораживающий, сказочный. От нее должна исходить искрящаяся энергия, ослепительный свет, ведь она фантастическое создание. В этой партии преобладают, конечно же, прыжки, чтобы создать ощущение полета персонажа. Работая над партией вместе с моим педагогом Ольгой Ченчиковой и Андрисом Лиепой, мы старались большее внимания уделять прыжкам, их технике, а также работали над позициями рук, головы и корпуса. Для меня это была особенная работа над руками. Ими нужно непрерывно порхать, словно крыльями, должно казаться, будто они звенят и искрятся, как языки пламени. Я даже специально надевала браслеты на руки, чтобы добиться такого эффекта. Я долго искала те положения тела, которые внутренне мне откликаются и которые отражают характер и уникальность моего персонажа.

В истории балета было множество выдающихся исполнительниц партии Жар-птицы. Ориентировались ли вы на чье-то исполнение? Что именно из их трактовок взяли для себя?

Я посмотрела много записей с разными исполнительницами этой партии и больше всего отталкиваюсь от версий Марии Александровой и Нины Ананиашвили. Мне очень понравилось то, как они передали образ Жар-птицы, и, конечно, восхитила их прекрасная техника исполнения. Думаю, мой образ будет состоять из того, чем я вдохновлялась при просмотре видеозаписей и что нашла вместе с педагогами в балетном зале.

Что для вас самое важное в образе Жар-птицы? Что стремитесь передать зрителю в первую очередь?

В моем исполнении хочется показать образ загадочной, яркой, обворожительной, могущественной птицы. С помощью пластики тела передать ее грацию и красоту, а также отразить образ птицы в объемных, парящих и звонких па.

 

МАРИЯ КОШКАРЕВА

Как вы разделяете работу над ролью на техническую и образную составляющие? Какими красками наделяете свою Жар-птицу — она может быть резкой, обворожительной, дерзкой или другой? И учитывая, что это очень прыгучая партия, требует ли она особой технической подготовки?

Мне кажется, что Жар-птица получается резвой, местами игривой, а в дуэте присутствуют некая дерзость, но в то же время женственность и обворожительность. Все же это сказочный персонаж: полуженщина, полуптица. Она неуловимая, огненная и притягательная. Ивану-царевичу чудным образом удалось ее поймать, но она не обожгла его и не ослепила (хотя могла), потому что он ей приглянулся. В дуэте должна произойти смена характера и пластики: в начале ее охватывает стремительное желание вырваться из рук Ивана и улететь, а в конце — немного смириться. Технически эта партия действительно невероятно сложна. Первые выходы, вариация, дуэт — все идет подряд, поэтому важно хорошо подготовить и дыхание, и тело. Нельзя танцевать такие вещи на холодные ноги, приходится много разогреваться и «распрыгиваться». По силам очень затратная партия, поэтому ее приходится много прогонять. Также у Жар-птицы специфические руки, довольно резкие, они постоянно в движении, поэтому прилично устают. Про четкость и резкость нельзя забывать, чтобы это не перекликалось с «Лебединым озером».

В истории балета было множество выдающихся исполнительниц партии Жар-птицы. Ориентировались ли вы на чье-то исполнение? Что именно из их трактовок взяли для себя?

Стараюсь брать легкость и птичьи руки-крылья от Нины Ананиашвили. У нее это получилось очень органично, уместно, в стиле спектакля. И мне импонирует царственная подача Екатерины Кондауровой, которая выражается во всей пластике, во взглядах и положениях головы.

Что для вас самое важное в образе Жар-птицы? Что стремитесь передать зрителю в первую очередь?

Я думаю, что важно показать властность Жар-птицы, потому что в конце она всех ослепляет, крутит, заводит в поганый пляс до упаду. Благодаря ей удается убить Кощея.

 

 

Текст: Александра Леонова

Илюсстратор: Оксана Хренова
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.