«Балет Москва» выпустил сиквел вечера-лаборатории «Ракурсы». В новом выпуске сохранился основной принцип — пространство для танцовщиков труппы, которые хотят поставить небольшой номер, — и значительно изменился набор участников. Тата Боева, которая продолжает следить за работой «Ракурсов», рассказывает, как это было.

Первая программа «Балет Москва. Ракурсы» вышла в ноябре 2023 года. Во многом она выглядела как сознательное возвращение Анастасии Яценко, новой на тот момент художественной руководительницы компании, к опыту Конкурса молодых хореографов Context. Diana Vishneva, которым она занималась до назначения. Идею заявили четко: вечер-лаборатория, цель которого — дать возможность артистам «Балета Москва», если им это интересно, дебютировать как хореографам. Условия были по-хорошему тепличные: грамотно выбранный малый хронометраж 10–20 минут, коллеги из труппы в качестве исполнителей. И, что самое важное, отсутствие явного соревновательного компонента. Шанс попробовать силы, а не брать вершины.
Спустя полтора года, в июне 2025-го, вышли «Ракурсы 2», устроенные, за небольшими исключениями, так же. Это повод отметить, что схема, придуманная для первого вечера, сработала не только для широкой публики и профессионального сообщества (предваряя программу, Анастасия Яценко отдельно отметила, что первый вечер высоко оценили разные группы зрителей), но прежде всего для самого коллектива. Более того, среди дебютантов прошлого захода выделились Диана Мухамедшина и Максим Исаков, которые вновь участвуют в «Ракурсах» уже как чуть более опытные авторы. Учитывая, что российский танец продолжает обеспечивать себя кадрами сам и постоянно нуждается в новых авторах, работа, которую делает «Балет Москва», собирая новую лабораторию и одновременно отмечая интересных людей из числа уже попробовавших себя, давая им развиваться, крайне ценна.
В «Ракурсах 2» хорошо известные зрителям хореографы больше не работают на привлечение и удержание внимания публики. Три достаточно громких имени в афише, Анна Щеклеина, Александр Фролов и Кирилл Радев, их давние и новые постановки в начале, середине и финале программы, и россыпь миниатюр от дебютантов — такой была лаборатория-2023. В 2025 году к «Ракурсам 2» присоединились Кирилл Радев, вероятно, уже не нуждающийся в представлении, и Елизавета Жукова, те, кто следил за молодыми хореографами Context, могут помнить ее как участницу дуэта сестер Жуковых, конкурсанток 2019 года, — и на общих основаниях представили небольшие новые работы.
«Ракурсы 2» состоят из трех работ артистов «Балета Москва», которые ставят впервые, двух опусов их более опытных товарищей и двух миниатюр зарекомендовавших себя авторов. Что можно за 10–20 минут? Обтанцевать небольшую мысль — в самый раз. Этой возможностью участники воспользовались по-разному. Если этот вечер представляли бы как диаграмму, примерно 40% работ назывались бы абстрактными, около 30% — социальными исследованиями и где-то по 15% приходилось бы на жанр «что было до» и пластическую околобиографию.
Представитель последнего раздела во всем отличался от остальных. Максим Исаков, участник первых «Ракурсов», автор номера «Счастливы вместе», вместо многофигурной семейной композиции и работы со сложной динамикой отношений (название — исключительно ироническое), взялся за тему, в которой идея совпала с тоном реализации. Дуэт «Шаляпин. Посвящение» вписывается в тенденцию сезона 2024/25, перевод историй великих на язык тела. В новой работе Исаков взял конкретный эпизод из жизни певца, его брак с балериной Иолой Торнаги. В «Счастливы вместе» ключевой сложностью было то, что хореограф, придумав несколько интересных движений и ходов, не развивал их, обходясь повторением. «Шаляпин. Посвящение» устроен так же. Исаков рассказывал, что работал с темой жертвы, которую приносят ради любви. У миниатюры есть эффектное начало, в котором хрупкую, полупрозрачную Торнаги-Ангелину Сивцеву буквально заслоняет черная тень Шаляпина-Артура Геворгяна, а многие движения восходят к форме креста, с которого будто бы свисают распятые тела артистов. Находок хватает на пару минут — после чего персонажи, придуманные Исаковым, аналогично страдают все оставшееся время. Делают они это преимущественно с помощью балетного лексикона — что, в том числе, ставит вопрос, как и по каким признакам сегодня определяется современный танец.

Несовпадение хореографической мысли и хронометража было особенностью многих работ в первых «Ракурсах», и ко второй программе мало что изменилось. Хотя бы на пару минут, но пластического материала не хватает всем, кроме самых опытных.
Еще одна характерная проблема российского современного танца, которая отразилась в первых «Ракурсах» и перебралась во вторые, — работа с заимствованным материалом. В части миниатюр можно обнаружить почти буквальные цитаты из модных авторов вроде Охада Нахарина, Акрама Хана, Марко Геке. Знание ли это контекста, которое позже перерастет в цитирование, набивание руки или использование чужих находок ради использования, покажут, вероятно, новые опыты «ракурсян».
Гораздо любопытнее, что в «Ракурсах 2» появились внутренние заимствования: «расшеренные» движения (фрагменты дуэтов, где танцовщики, сталкиваясь корпусами, протягивают руки за спины друг другу — создается впечатление, будто их грудные клетки соединены невидимыми магнитами, — а затем с силой отталкиваются; находка понравилась сразу нескольким авторам вечера) или диалог с постановками, которые хореографы знают как артисты. Так, «Не баловство» Леонида Серова, которое предлагает подумать, что было до или после момента, пойманного на картине «Влюбленные» Магритта, переигрывает «Кармен в моей голове» Татьяны Багановой, флагманскую премьеру «Балета Москва» сезона 2024/25. Баганова предлагала конструкцию, где Кармен, на первый взгляд жестокая соблазнительница, оказывалась жертвой. Серов воспроизводит багановские образы: три одинаковые танцовщицы наступают партнерам на грудь, манят за собой, а мужчины поддаются их воздействию. Хореограф сделал то же, чем регулярно занимаются читатели, недовольные исходом любимых книг, становясь фикрайтерами: сочинил альтернативную версию истории, POV мужчины — флирт девушкам не игрушки.
Иная для «Ракурсов» сложность обнаружилась в работе Дианы Мухамедшиной. Для первого вечера серии она создала соло «В новое». «В новое» выглядел как готовая маленькая постановка, где удачно сочетались тема — стремление в будущее, трансформация — пластический рисунок и работа Лидии Кривошеевой как исполнительницы. Работа для «Ракурсов 2» оказалась не такой крепкой. «Путешествие в 40 см», даже в малом формате пространное размышление о том, как соединить сердце и разум, вышло серией удачных и не очень движений, которые не образовали общее полотно. Мухамедшина собрала привлекательную картинку — большую часть времени, благодаря художнице по свету Ксении Котеневой, сцена разделена на две части: в левой, в сепии, авторства художницы по свету Ксении Котеневой кружится, как дервиш, Ульяна Булычева, в правой, в холодном серо-голубоватом свете, танцуют девушки и парни. Они то и дело соединяются в пары, кого-то явно отталкивает друг от друга, кто-то притягивается, кто-то то совпадает, то нет. Мухамедшина придумывает любопытные комбинации, работает с ассоциациями, связанными с каждым из состояний в отношениях, удачно осваивает пространство сцены, распределяя по нему группы артистов. Однако «Путешествию», вероятно, в силу обширности и неконкретности темы не достает компактности и точности мысли, которая отличала «В новое».
Проект «Ракурсы» изначально задумывали как лабораторию. По словам Анастасии Яценко, вечер даже не планировали включать в репертуар. «Балет Москва. Ракурсы 2» продолжил поиск новых хореографов, и в этом, пожалуй, его главная ценность. Другого места, где разом можно было бы и безопасно проверить идеи, и при этом оказаться под эгидой крупной танцевальной компании, у московских дебютантов из среды современного танца нет — а оно критически необходимо. Даже сложности, которые проявляются в постановках, важны — проба позволяет их заметить и при желании осмыслить. Сейчас для российского танца лаборатория — пространство, где намечают будущее. Пусть пока его контуры и выглядят как пунктирная линия.

Фото: Фото: Валерий Золотарев / © «Балет Москва»