Персона

Стефания Гаштарска

30.10.2022

Текст: Екатерина Борновицкая
Фотограф: Алексей Кадесников
Стилист: Дарья Самсонова
MUAH: Ольга Орлова

Юная солистка Пермского театра оперы и балета Стефания Гаштарска стала настоящим открытием прошлого сезона, поразив зрителей проникновенным исполнением партии Одетты на гастролях в Михайловском театре. В интервью нашему журналу балерина с редкой искренностью рассказывает о своем пути, творчестве, работе над ролями, жизни вдали от семьи и о том, что нужно с благодарностью принимать любые жизненные уроки.

Мечты должны быть либо безумными, либо это просто планы на завтра.

Стефания, о вас сегодня говорят как об одной из ярких и многообещающих молодых балерин. Особенно запомнилось ваше выступление в балете «Лебединое озеро» на гастролях в Михайловском театре. Чувствуете ли вы сейчас особое внимание публики к себе, что ваш танец интересен? Что его оценивают? Какие эмоции вы испытываете от признания своей работы?

Прежде всего, я искренне благодарна всем, кому нравится мой танец. Это делает меня по-настоящему счастливой. Довольные лица зрителей и громкие аплодисменты в конце спектакля очень мотивируют и доказывают, что твоя тяжелая работа в конце концов окупается.

Гастроли в Михайловском театре стали для меня значимым опытом. Я счастлива, что мне выпала возможность выступить на этой сцене с замечательным партнером Никитой Четвериковым. В то время у меня были проблемы со здоровьем, но я не хотела, чтобы это помешало выходу на сцену. Выступать перед столь искушенной аудиторией — огромная ответственность. У зрителей в Петербурге и в России в целом высокие критерии оценки и артистов не всегда хорошо принимают, но, если такое случается, это своего рода доказательство, что ты на правильном пути.

Предстоит много работы, и я очень хочу оправдать поддержку, которую зрители оказывают мне на каждом спектакле. Несмотря на проблемы, которые произошли с моей ногой в тот момент, выступление в Михайловском оставило во мне прекрасные чувства. На самом деле, все что ни делается, все к лучшему. Из произошедшего извлекла очень важный урок — я должна больше заботиться о своем здоровье. А любая трудность на нашем пути — это возможность чему-то научиться и стать лучше. Я твердо в это верю.

Насколько я знаю, на этих гастролях вы исполняли только партию Одетты, а в партии Одиллии выходила другая балерина. С чем это связано? Это особенность редакции, которая идет в Пермском театре? Или это решение было продиктовано чем-то другим? Возможно, дело было как раз в проблеме, которую вы упомянули?

Да, это правда. На гастролях я станцевала только Одетту в первом и третьем актах, как раз потому что у меня была травма. Точнее, очень сильно была забита икра — настолько, что я не чувствовала ногу. Сперва пыталась игнорировать… Непреодолимое желание выйти на сцену не позволяло отказаться от спектакля, о котором я так мечтала… Но, к сожалению, иногда желания и настойчивости недостаточно, тело само просит остановиться. А это самое трудное для балерины — признать, что она должна остановиться. Как бы тяжело ни было, пришлось отступить. Именно тогда я поняла, что должна думать не только сердцем, но и телом. Прима-балерина Пермского театра Булган Рэнцэндорж сразу заменила меня, буквально «с улицы» выйдя на сцену, и тем самым спасла спектакль. Вот это называется настоящий Артист!

Мне очень жаль, что зрителям в Михайловском театре не удалось увидеть моего Черного лебедя, которого я уже исполняла в Перми. Обожаю роль Одиллии, в ней я чувствую себя очень гармонично. Хотя в реальной жизни являюсь полной противоположностью Одиллии! Эта роль дает возможность увидеть другую сторону меня, которая находится где-то глубоко внутри и о которой большинство людей не знает.

В Пермский театр вы попали не сразу, а только спустя год после выпуска? Расскажите, пожалуйста, почему так вышло? Как вы провели этот год? Чем занимались?

Пандемия стала причиной того, что я потеряла целый сезон. Это был самый тяжелый год в моей жизни. Надеюсь, такого больше никогда и ни с кем не повторится. Год неопределенности, страха перед будущим и, самое ужасное, непонимания, когда все закончится. Для меня была только одна положительная сторона — возможность провести время со своей семьей. Весь этот период занималась дома, в гостиной, с единственной мыслью, что когда-нибудь все это должно закончиться. Ведь, несмотря на условия, моя обязанность как балерины — поддерживать свое тело в форме. Я всегда говорю, что каждый плохой период следует рассматривать как опыт независимо от того, насколько трудно было с ним бороться.

Пермский театр — это театр с большой историей, со сложившимися традициями, со своим уникальным стилем. В чем, на ваш взгляд, особенности этого стиля, который вы сейчас познаете? Помогает ли вам то, что вы какое-то время учились и жили в Перми?

Я знала о пермской школе и о Пермском театре с самого детства. Просмотрела все документальные фильмы, которые смогла найти, и восхищалась тем, как педагоги проводили уроки... Строгость, за которой скрываются большой смысл, опыт, замечания, которые они делали... Все эти фильмы говорят о глубоких традициях школы и театра. Помню, однажды мы с мамой смотрели фильм о Пермском хореографическом училище, и я обратила внимание на юных балерин, которые после каждого удара педагога, после каждого не очень приятного слова со страхом и желанием в глазах молча пытаются исправить свои ошибки. Я повернулась к маме и сказала: «Я тоже так хочу».

Я принимаю все решения трезво, осознавая, что есть как положительные, так и отрицательные аспекты, но самое главное — смело идти к своей цели и быть счастливым.

После выпуска вас приглашали работать в Большой театр, но тогда что-то не сложилось из-за пандемии… Вы не могли бы рассказать об этом подробнее.

О, это очень болезненная тема для меня… Потому что в одно мгновение мечта, которая привела меня в Россию, заставила уехать от семьи — брата, мамы, рухнула как карточный домик. Я вложила в это столько усилий, так много работала, буквально не выходила из зала, понимая, что это единственный способ достичь необходимого мастерства и воплотить свою мечту, которой на тот момент был Большой театр. И внезапно это превратилось в урок, научивший меня тому, что не всегда есть справедливость и что иногда недостаточно просто работать, стремиться… иногда вещи не находятся под твоим контролем и зависят от каких-то пока неизвестных причин и решений. Я окончила МГАХ в русском классе у Ирины Михайловны Пяткиной с красным дипломом. И честно горжусь тем, что смогла это сделать.

Как только началась пандемия, академию закрыли, и пришлось вернуться домой. Конечно, я надеялась получить положительные новости, потому что Махар Хасанович Вазиев уже приходил к нам на урок и мы все с нетерпением ждали результатов. И вот, меня взяли! Даже не знаю, как описать то чувство счастья, когда я получила это сообщение. Границы были закрыты, и приехать в Москву не представлялось возможным, но мне сказали, что, как только все откроется, они будут меня ждать! Каждый день я просыпалась только с одной мыслью, что, возможно, сегодня мне отправят приглашение на работу и я смогу уехать в Россию. Сначала я получала информацию от театра, что они ждут меня, работают над решением вопроса и нужно просто набраться терпения… Мне очень помогал посол России в Македонии Сергей Александрович Баздникин — держал связь с театром, поддерживал меня. А через несколько месяцев театр перестал отвечать на сообщения, звонки, электронные письма... они просто исчезли. Я до сих пор не могу поверить, что такой театр может позволить себе быть настолько безответственным. У меня даже появились мысли бросить балет.

А сразу после открытия границ я получила приглашение от Театра балета Бориса Эйфмана и поехала в Санкт-Петербург в полной неопределенности. Труппа Эйфмана — одна из лучших современных трупп в мире, и, конечно, я была счастлива, что меня пригласили на просмотр, но просто не могла представить свою жизнь без классики. В момент, когда психика буквально перестала выдерживать, пришло приглашение от Пермского театра — приглашение, от которого я не могла отказаться и которое с радостью приняла. Во-первых, это был невероятный шанс, во-вторых, возможность вернуться в город, к которому я эмоционально очень привязана.

Вы сразу пришли на позицию солистки? Или вас сначала взяли в кордебалет?

Я приехала в Пермь сразу на позицию солистки. Огромную роль в моей жизни сыграл нынешний руководитель Пермского театра оперы и балета Антон Александрович Пимонов, которому я бесконечно благодарна! Если бы не его вера в меня в самое трудное время, я, возможно, бросила бы балет. И я очень стараюсь оправдать его доверие.

А как вы вообще приняли решение остаться в России, учитывая, что вы из другой страны, у вас в Македонии все родные и близкие, а с 2020 года уже нет такой свободы передвижения?

Просто не могла представить себя на другом месте. Когда я была ребенком, о России мечтала как о месте, где я буду жить и работать. Здесь я чувствую себя как дома. Да, это тяжело — жить вдали от самых близких... Но я с раннего детства была готова к этому. И да, сегодня трудно путешествовать и, соответственно, иметь возможность проводить праздники с семьей. Хорошо, что мы живем в век высоких технологий — мама ставит компьютер на стол, мы вместе пьем чай, болтаем, и я чувствую, будто мы все рядом.

Может, это выходит за рамки вопроса, но я хотела сказать несколько слов о моей маме, без нее не случилось бы интервью для вашего журнала, ничего бы не случилось. Я там, где я есть, только потому, что у меня самая сильная и лучшая мама, она же лучшая подруга и сестра. Ей пришлось пройти через многое, чтобы создать для меня будущее. Я искренне хочу всем пожелать таких родителей, которые будут поддерживать и бороться за вас, как это делала моя мама. У меня наворачиваются слезы при мысли о том, как мне повезло, что она у меня есть. Мама не знает русского, но она точно поймет это, так как я научила ее нескольким словам: «Мама, я тебя люблю».

Вы когда-нибудь жалели об этом решении? Скучаете по родине?

Никогда. Даже в самые тяжелые моменты, и никогда не пожалею. Я принимаю все решения трезво, осознавая, что есть как положительные, так и отрицательные аспекты, но самое главное — смело идти к своей цели и быть счастливым.

Как обычно проходит ваше время вне театра? Чем вы занимаетесь? У вас есть какие-то особенные увлечения помимо балета?

Каждая балерина, я думаю, согласится со мной, что балет занимает практически все наше время и на другие занятия его почти не остается. Балет — это профессия, в которой для достижения успеха требуется полная самоотдача, отдохнувшее тело, здоровое качественное питание и хороший сон, чтобы можно было выдержать все репетиции. В свободное время люблю открывать для себя новые кафе, гулять с друзьями, ходить по магазинам, а также обожаю смотреть сериалы и фильмы… Летом, в отпуске, люблю играть в теннис, плавать и всегда нахожу время для хорошей книги. Со временем понимаешь, что обычная жизнь так же важна и иногда полезно просто немного забыть о балете и расслабиться. Пока это тяжело дается, но я работаю над этим!

Вы поддерживаете связь с педагогами из академии?

Конечно! Я всегда с улыбкой вспоминаю свои дни в пермской школе, где я отучилась один год, и в МГАХ, где я училась три года. После каждой премьеры я пишу своим педагогам из академии, сообщаю им об успехах, и они радуются за меня.

С кем из педагогов вы работаете в Пермском театре? Как проходит эта работа? Что в ней особенного? На каких особенных моментах в работе педагог акцентирует свое внимание? Может, вы поделитесь историей подготовки к какой-то значимой для вас партии?

Это самый главный вопрос и самый важный момент в нашей профессии — с кем артист работает, от кого узнает все секреты, ведь помимо техники также нужно работать над артистизмом, выражением лица, над корпусом, руками, деталями исполнения. Еще я поняла, что очень важно знать, кто ты на сцене, какой характер у твоей героини, что или кого она любит или не любит, почему именно такие костюмы, почему такие руки, движения, жесты… Именно от этих аспектов зависит общая картина спектакля. Очень важно, чтобы гениальные произведения исполнялись так, как они поставлены, и доходили до зрителя правильным образом. Мне повезло работать с лучшими профессионалами, замечательными педагогами, артистами и людьми — Натальей Анатольевной Моисеевой и Виталием Дмитриевичем Полещуком. О них я могу говорить бесконечно! Работа с ними — настоящее удовольствие. Они уделяют внимание мельчайшим деталям, как техническим, так и артистическим… Взгляд, вынимание руки, улыбка, крик... Как я встала, как села… Потому что все — повороты головы, шаги, эмоции — должно быть оправдано. И это я начала понимать, работая с ними. Наталья Анатольевна занимает особое место в моем сердце… Я ее очень ценю и люблю. Если моя карьера пойдет в правильном направлении, это случится благодаря ей. Ее перфекционизм в работе, скрупулезность и знания, которые она дает мне, являются огромным сокровищем. Репетиции тяжелые, но, поверьте, одна двухчасовая репетиция пролетает как пять минут. Каждое ее слово для меня ценно, и я стараюсь запомнить его навсегда.

Стефания, как вы выучили русский язык? Тяжело ли вам это далось?

На самом деле все еще учу. Когда начала читать «Ромео и Джульетту» на русском, поняла, что могу выучить лучше. Честно, не очень сложно, потому что, во-первых, я люблю русский язык. А во-вторых, он немного похож на наш, это же славянская группа, а, может быть, еще потому, что я смотрела много документальных балетных фильмов на русском языке. Но, чтобы понять русскую грамматику, мне понадобилось несколько лет. Не люблю эти падежи. Но прогресс есть, так как сейчас это интервью даю на русском.

На каком языке вы думаете?

Интересный вопрос. Наверное, все-таки на русском… На репетициях — сто процентов на русском! Иногда, когда я разговариваю со своей семьей, могу сказать что-то на русско-македонском, и даже не замечаю! Часто меня переспрашивают: «Стефа, на каком языке это сейчас было?»

У вас сейчас вынужденный перерыв из-за травмы. Перерыв для артиста балета — это всегда очень тяжело, особенно для молодого артиста. К тому же у вас только второй сезон в театре и до этого была пауза из-за пандемии. Как вы справляетесь с этим? Как себя настраиваете? Как проводите освободившееся время — может, что-то изучаете? Как поддерживаете себя в форме — в физической и эмоциональной?

Это, наверное, самый сложный период для балерины, когда твое тело просто заставляет тебя остановиться и отдохнуть. Для всех, кто привык к большой работе и всю свою жизнь проводит в зале, это очень тяжело, но иногда отдых просто необходим. В такие моменты я обращаюсь к гимнастике Князева и делаю ее каждый день. Это единственное, что поддерживает меня в хорошем настроении и в физической форме, насколько это возможно. Всем очень советую!

Какие у вас планы и ожидания на текущий сезон?

В нашем театре будет ставиться балет «Раймонда»! Премьера запланирована на следующий год, и я очень этому рада! Надеюсь, что в этом сезоне будет много спектаклей и побольше классических балетов.

Ваша самая большая творческая мечта на сегодняшний момент?

Моя самая большая мечта с раннего детства — это партия Китри в балете «Дон Кихот». Если бы вы задали этот вопрос несколько лет назад, наверняка услышали бы, что я мечтаю связать свое будущее с Большим театром, но, к сожалению, или к счастью, этого не случилось. И когда я вижу нынешний уровень театра, я счастлива, что судьба привела меня именно в Пермь. Еще очень хотела бы выйти на сцену Мариинского театра. Как говорится, мечты должны быть либо безумными, либо это просто планы на завтра.

 

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.