Неизменным вниманием и преданной любовью всегда пользовалась прекрасная графиня Раймонда де Дорис, именем которой назван последний «гран бале» Мариуса Петипа. Хотя балет о средневековой даме появился в Петербурге в 1898 году, его до сих пор очень ценят несмотря на почтенный возраст. Не устоял против волшебных женских чар графини и «Кремлевский балет», а также давний поклонник этой Прекрасной Дамы, хореограф-постановщик Андрис Лиепа.
Как прошла премьера, рассказывает Виолета Майниеце.
Лиепа — один из верных рыцарей Раймонды. Его светловолосый, романтичный, обаятельный Жан де Бриен сражался за ее сердце и руку на сценах Большого и Мариинского театров, в труппе Американского балетного театра, опекал ее в баланчинских «Вариациях на темы «Раймонды» в Нью-Йорк Сити балет. Он умел возвышенно любить и смело разить соперников. Кажется, что сама легендарная Белая Дама, хранительница рода де Дорис, именно ему доверила судьбу юной графини в московском «Кремле». И, как всегда, была права.
Недавно по балетному миру прокатилась волна ремейков на темы «Раймонды». В Лондоне ее события перенесли в годы русско-турецкой войны. В Амстердаме, политкорректности ради, араб-мусульманин побеждал соперника. Подобное ее создателям в ХIХ веке даже не снилось. Вульгарно-социологическими перегибами мы «отболели» еще в 1930-е годы, давно по достоинству оценив классический шедевр, полученный в наследство от великих — хореографа Мариуса Петипа и композитора Александра Глазунова. За прошедший период история, естественно, внесла в него свои эстетические и танцевальные коррективы, обогатив виртуозными движениями исконно игровые мужские партии Жана де Бриена и Абдерахмана, и сохранила все лучшее: чудесные портретные вариации Раймонды, изумительные по красоте женские соло и ансамбли, блестящее венгерское свадебное Гран-па, сюиты характерных танцев, старинную салонную романеску друзей героини.
Тщательно изучив существующие классические варианты, Лиепа рационально и последовательно составил свой, взяв лучшее из московской редакции Юрия Григоровича (1984) и петербургской Константина Сергеева (1948). Он сохранил почти всю музыку, сделав минимальные перестановки и купюры, объединил второй и третий акты. Лиепа заполнил имеющиеся танцевальные и игровые лакуны, постарался по-своему, логически осмыслить сюжет, что мало заботило авторов балета конца ХIХ века. Чтобы как-то оправдать наличие последнего «венгерского» свадебного акта, он в либретто назвал Раймонду венгерской принцессой, которая гостит в родовом замке тети Сибиллы де Дорис. Факт, указанный лишь в программке. На сцене статная, гордая принцесса до свадебного ансамбля танцует традиционные вариации и дуэты без каких-либо национальных примет. Жаль, что в выходном соло героини ее путь не усеян розами, которые она (одну за другой) поднимает с пола. Так повелось с редакции Григоровича: розы просто убрали, чтобы балерине было легче. Спектакль трудный, еще натанцуется! Но эта мелочь важна для понимания драматургии балета.
Петипа любовался разными гранями портрета юной особы. В танце показал ее радости и печали, возвышенные мечты и подсознательные страхи, жажду пылкой любви и парадного блеска. Не так уж добродетельно проста наша высокородная особа, как кажется! Придумали же для нее авторы томную восточную вариацию, которую потом сами и убрали, сочтя неуместной на императорской сцене. Французская графиня, влюбленная в сарацина? Немыслимо и невозможно! (Ее музыку Лиепа использовал для портретного соло пылкого Абдерахмана.)
Розами — символом любви и Эроса (знаком, столь дорогим для Петипа!) — с момента появления на сцене был устлан жизненный путь юной графини. Ей предстоит узнать, сколь разнообразны проявления этого чувства. Возвышенную рыцарскую любовь ей обещает Жан де Бриен. Пугающе пламенную страсть — восточный владыка Абдерахман. Выбирай!
Перед началом премьерного спектакля Андрис Лиепа коротко изложил содержание балета. Хотя, конечно, и не зная сюжета, можно бесконечно любоваться этим грандиозным зрелищем.
На большой кремлевской сцене уместны живописные декорации Вячеслава Окунева. Старинный гобелен напоминает суперзанавес. Великолепны интерьеры с горящими канделябрами, туманная даль романтических сновидений, солнечный полдень во дворе замка. Деликатны по цветам богатые костюмы, хотя большие, слегка «обвисающие» пачки порой нарушают пропорции стройных солисток и кордебалета.
С «живой картины» застывших группами дам и кавалеров начинается балет. Между ними видением скользит Белая Дама. Подобно Лой Фуллер, она манипулирует прикрепленными к длинным палкам краями воздушной одежды. Хорошо, что этот персонаж есть в балете, появляясь в драматургически важных моментах. Но в конце картины сна желательно бы видеть пару величественных и скульптурных мизансцен с ее участием. К ней же обращены мольбы Раймонды избавить ее от ночного кошмара — пугающего страстью властного Абдерахмана…
Красотой, непрерывным потоком разнообразных танцев радует кремлевская «Раймонда». Хотя местами присутствовало расхождение между сценой и оркестром радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашова. Не всегда танцующим удобны замедленные, торжественно-умиротворенные темпы или неожиданное их убыстрение. Быть балетным дирижером нелегко. Тут необходим особый опыт, длительные репетиции.
Высоко мастерство солисток в вариациях и женского кордебалета в целом. Все выверено, отрепетировано, проработано, за что отдельное спасибо педагогам, а также ассистентам хореографа Светлане Романовой и Игорю Пиворовичу. «Раймонда» — труднейший для исполнителей хореографический материал. Тут все на виду. Не спрятаться за игрой, бурными страстями, яркими мизансценами.
Старинной романеской (в каблучной обуви, а не на пальцах, что ценно) в вечернем полумраке замка грустную Раймонду пытаются развлечь ее друзья. Контрастны парадной классике сцены прозрачных хороводов романтических видений, восточная сюита подданных Абдерахмана. Традиционны массовый танец с палочками и экзотичная сарацинская пара. Заслуженный успех выпал на долю Златы Дорофеевой и Амира Салимова, солирующих в испанском панадеросе. Ярко свадьбу героев открывает венгерский танец, за которым следует грамотно исполненное венгерское Гран-па. Вставную вариацию Лиепа поручил двум солисткам — пусть девушки побольше потанцуют, хотя в балете и так бурлит сплошной танцевальный поток. Даже при том, что убраны мазурка, общая характерная кода.
Менее значимы редкие игровые мизансцены. Яркой, броской театральности слегка не хватает появлению Абдерахмана, его свиты, которые, подобно огненной лавине, должны взорвать неспешную жизнь средневекового замка. Легкий темпераментный восточный властелин (Эдгар Егиазарян) покоряет в сольной вариации, насыщенной высокими, полетными прыжками. Даже слишком воздушными для страстного, земного героя — самого яркого в спектакле.
В начале балета Лиепа использовал драматургическую канву редакции Григоровича в Большом. Жан де Бриен (Даниил Росланов) появляется уже в первом действии. Исполняет сольную вариацию, танцует дуэт с Раймондой, дарит ей шарф, отправляется в Крестовый поход. Его фанфарному уходу в сопровождении оруженосцев явно не хватает звучащих в музыке мужественности и величия. В поход отправляется смелый рыцарь, а не просто старательный классический премьер! Танцовщику заведомо ближе стихия романтических дуэтов в сцене сна и после победы над сарацином. Хотя его соло насыщены виртуозными па, они порой смотрятся не очень органично.
Не каждая труппа может показать в сложнейшей центральной партии такую достойную, статную балерину, как Алина Липчук. Почти безупречно она исполнила все столь разнообразные вариации Раймонды. Балерина танцует свободно, музыкально, владея всеми разделами классики. Красивы выразительные руки. Она «допевает» все движения, что сейчас, к сожалению, редкость на сцене. Естественной кажется сложнейшая техника. В движениях есть кантилена, спокойно завершены позы. Даже серию renverse по диагонали в сцене сна она преподносит безупречно и по классическим канонам.
Раймонда — труднейшая партия. Ее боятся исполнять самые именитые балерины. Алине Липчук можно лишь пожелать чувствами более щедро разукрасить свои вариации. Они разные черты характера женственной и очаровательной балетной графини — натуры одаренной и богатой, за что ее так любят свыше ста лет.
«Раймонда» в «Кремле» дарит большой зрительской аудитории возможность погрузиться в созерцание неземной красоты, которая так нужна нашим современникам в непростое время. Это (что важно) материально доступно. Билеты на нее почти в десять раз дешевле, чем в Большом. Притом что качество роскошного классического шедевра «Кремлевского балета» ничем не уступает первой сцене России.
Фото: Екатерина Лола © Государственный Кремлевский Дворец