Про чтение

Пермские сезоны и дни Людмилы Деменевой

Автор Светлана Потемкина

02.08.2022

Имя Людмилы Деменевой неразрывно связано с историей Пермского театра оперы и балета. Заслуженная артистка России, она не была ни артисткой, ни директором театра, но ее узнавали в лицо и сотрудники, и зрители. Пятьдесят лет назад она стала завлитом театра, то есть человеком, о котором никто толком не имеет представления, но сам он знает о своем театре все.

Людмила Николаевна была стопроцентным завлитом. Когда же эта театральная должность устарела, она стала называться литературным консультантом. Сути это не изменило. Она была живым человеком театра — не критиком и не историком, хотя писала время от времени статьи и подготовила к публикации два исторических сборника к 130- и 135-летию театра. Свою задачу Людмила видела в том, чтобы жить жизнью театра: быть в курсе, быть рядом, быть поддержкой и представительствовать на его стороне.

Она с удовольствием выходила на сцену, в академичной манере комментируя происходящее, — вызывающе стройная, с эффектной вечерней укладкой, в неповторимых красивейших туалетах. Прекрасная дама Пермского оперного. Людмила Деменева вела все театральные концерты, торжественные вечера и даже передачи о театре на телевидении. Для каждого бенефицианта или гостя в ее сценариях находились особенные слова. Это стало театральной традицией Пермского оперного. Количество звезд, с которыми она общалась во время концертов и встреч, бессчетно: это, конечно, и артисты Пермского театра оперы и балета, и мировые звезды, гости — Башмет, Щедрин, Вишневская, Павлова, Плисецкая, Васильев и многие-многие другие.

Мы познакомились в начале 2000-х на всероссийской встрече завлитов, организованной в Петербурге Союзом театральных деятелей. Деменева была авторитетом, лицом пермского театра. Она держалась несуетно и чуть отстраненно со всеми, но узнав, что я занимаюсь пермским балетом и творчеством Павловой, сразу сказала: «Обращайся ко мне на «ты». Причастность к пермскому балету была для нее паролем и сблизила нас на годы вперед. Мы не встречались по несколько лет, но я знала, что могу позвонить ей в любой момент и без мучительных раздумий — на «ты» или «Вы» — перейти к делу, чтобы получить точную рекомендацию или характеристику явления, ситуации, человека. Цеховая, завлитская, солидарность для Людмилы Николаевны была не пустым звуком. Кстати, сама она обращалась за помощью крайне редко, да и было ли такое?

Она пришла в театр эпохи Николая Боярчикова. Выпускница филфака, Людмила Деменева преподавала историю театра в Пермском хореографическом училище. Звездный сахаровский класс был одним из первых ее классов — Павлова, Ченчикова, Даукаев, Кузьмичева. Тогда же, в 1970-м, она написала свою первую статью в газете «Вечерняя Пермь» об ученице четвертого класса Наде Павловой, это было за два года до прославившего балерину Всесоюзного конкурса артистов балета. Галина Шляпина, Геннадий Судаков, Кирилл Шморгонер — звезды Пермского театра были и ее коллегами, и друзьями. Золотой век пермского балета начался и промелькнул на ее глазах. Писать о мире, внутри которого живешь, почти невозможно, но при любом удобном случае она говорила о своем театре — всегда точно и тонко.

Свою книгу Людмила Деменева назвала «Пермские сезоны, или 130 лет и один день Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского». О том, как из каждого отдельного дня складывается история, Людмила Деменева знала, может быть, лучше многих. Знала, как много значат в театральной жизни нужный момент, час и день, а особенно день премьеры, юбилея, презентации. Поэтому собирала силы и, невзирая на расстояния, ехала в Москву на презентацию книги о Надежде Павловой в Большой театр и на 50-летний юбилей Андрея Борисова в Музыкальный театр Станиславского. Дату своего ухода она тоже как будто бы подгадала — через полвека после начала работы в театре и точно в день своего рождения.

В память о Людмиле Николаевне Деменевой предлагаем вашему вниманию фрагменты из ее книги, давно ставшей библиографической редкостью: «Пермские сезоны, или 130 лет и один день Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского».

О Пермском театре

2 февраля 1926 года — та историческая дата, с которой начинается творческая биография пермского балета.

Первые упоминания о балетных представлениях в Прикамье относятся к концу XIX века, но именно спектаклем «Жизель» 75 лет назад был открыт первый балетный сезон. В спектакле были заняты выпускники первой городской балетной студии. Заглавную партию танцевала Л. С. Соколова. Принца исполнил сам постановщик спектакля, артист Московского государственного академического Большого театра Б. В. Щербин. Дирижировала балетом Елена Сенкевич, одна из первых в стране дирижеров-женщин.

В годы Великой Отечественной войны эвакуированный в Пермь Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр) показывал пермякам «Жизель» с участием легендарной Галины Улановой.

Возобновила балет на пермской сцене Нина Федорова 7 марта 1959 года. С тех пор «Жизель» постоянно сохраняется в репертуаре театра. […]

[…] Пермский театр — один из немногих, в текущем репертуаре которого более полусотни спектаклей. Декорационное хозяйство, естественно, не умещается в «карманах» сцены. Задолго до начала спектакля грузовые машины привозят с дальних складов «одежду сцены», и рабочие с утра «заряжают» спектакль. Их руки знают все тонкости и секреты достоверной и условной среды обитания оперных и балетных героев. От них также зависит безопасность работы актеров на сцене, комфортное психологическое состояние во время творческого процесса: прочно должен быть прибит каждый гвоздь в любой временной конструкции, точно установлена лестница, чтобы певец без опаски мог стремительно взбежать на нее, не зацепив плащом, и взять верхнее до страстного вокального признания, а балерина виртуозно прокрутить все положенные фуэте на ровно натянутом пластиковом покрытии пола.

 

О Марианне Подкиной 

В один из вечеров 2000 года театр собрал почитателей таланта самой яркой звезды пермского балета 50–60-х годов — народной артистки России Марианны Подкиной.

Марианна Борисовна живет в Минске, работает педагогом-репетитором в Большом театре Белоруссии, передавая молодым танцовщикам свой богатый опыт, накопленный на сцене Пермского театра и в хореографическом училище, которое окончила в первом выпуске — в 1950 году. Она была ученицей основательницы пермской балетной школы, ленинградки Екатерины Николаевны Гейденрейх.

Позднее художественный руководитель училища Юлий Иосифович Плахт писал в очерке, опубликованном в газете «Звезда»: «...Еще на заре своей творческой жизни, когда Пермское (в ту пору Молотовское) балетное училище участвовало на первом смотре в Москве, в уральском танце «Шестера» и в классической вариации всех покорил темпераментный задор черноглазой худенькой девочки. Уже тогда ей была предопределена судьба балерины... Она была всеобщей любимицей. За бойкий характер, трудолюбие, за безграничную любовь к искусству танца все здесь уважали юную будущую танцовщицу.

Уважение обрела она и в нашем театре, куда ее приняли вначале артисткой кордебалета. А потом — первые роли, небольшие сольные партии, классические и характерные танцы... В 1952 году балетмейстер Язвинский смело доверил молодой артистке труднейшую партию Одиллии...».

 

О Галине Шляпиной

Творческий путь Галины Шляпиной — одной из самых ярких звезд современного отечественного балета — начался в 1970 году, когда она, выпускница Пермского хореографического училища (класс Г. К. Кузнецовой), в девятнадцать лет исполнила свою первую главную партию — Жизель. Целой эпохой в жизни Галины Шляпиной явилось сотрудничество с Н. Н. Боярчиковым. Это был ярчайший период ее творчества, когда талант, как драгоценный камень в руках искусного ювелира, засверкал всеми красками и гранями, Джульетта, Кляриче, Эвридика, Девушка в «Чудесном мандарине», Бонасье в «Трех мушкетерах», Лиза в «Трех картах» — такие разные партии, и каждая дорога ей и памятна зрителям. Яркая лирическая танцовщица, Г. Шаляпина сумела наделить свою Джульетту своеобразной индивидуальностью, основанной на чуткой нюансировке настроений героини, утонченным разнообразием характера: ее юная итальянка нежна и порывиста, озорна и царственно непреклонна, безмятежно счастлива и задумчиво серьезна... «Балерина высокой одухотворенности и технического совершенства», — единодушно засвидетельствовала итальянская пресса, познакомившись с версией «Ромео и Джульетты». «Галина — бриллиант в короне российского балета», — утверждали заголовки английских газет. Народная артистка России, лауреат Всесоюзного конкурса, лауреат Государственной премии Галина Шляпина, вернувшись из Америки, где несколько лет танцевала в театре Лос-Анджелеса, ныне работает в Москве.

 

О Марате Газиеве

Учиться балету Марат Газиев начал в тринадцать лет, поступив в Ленинградское хореографическое училище, однако война прервала учебу. Только спустя десять лет удалось окончить Московскую балетную школу. Будучи солистом Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, он поступает на балетмейстерское отделение ГИТИСа.

В 1960 году Марат Газиев становится главным балетмейстером Пермского театра и руководит труппой до 1967 года. Впоследствии он еще не раз приглашался сюда как балетмейстер-постановщик.

Начало балетмейстерской деятельности Марата Газиева, новаторство которого очень скоро завоевывает общее признание, совпало с кризисом хореодрамы и утверждением хореографического симфонизма, когда заново открылась образность чистого танца, развивающегося по законам зримой музыки. Его первые постановки в Перми — «Болеро» М. Равеля, «Токката» на музыку И. С. Баха, «Седьмая симфония» С. Прокофьева — поражали неожиданностью пластического образного решения, вызывая горячие споры, выходившие за рамки собственно балетного искусства. И последующие спектакли, классические («Раймонда» А. Глазунова, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» П. Чайковского) и современные («Берег надежды» и «Сотворение мира» А. Петрова, «Шахматы» А. Блисса, «Выстрел» Н. Крюкова и Г. Терпиловского, «Подвиг» А. Фридлендера), становясь ареной противоборства эстетических взглядов, делили зрительскую и балетную аудитории на страстных поклонников и ярых противников М. Газиева, ставившего вопросы о цене и смысле жизни, о человеческом достоинстве задолго до наступившего массового прозрения.

Он создавал и удивительные шедевры для Пермского хореографического училища. «Маленькая балерина», которую с большим успехом исполняла ученица четвертого класса, а ныне прославленная танцовщица Надежда Павлова, «Эхо», «Детское па-де-де» и другие миниатюры вошли в концертный репертуар многих школ и театров, став современной балетной классикой.

Марат Мусаевич Газиев был подлинным профессионалом, балетмейстером уникального дарования, глубокой и яркой музыкальности. Пробужденное творческое сознание продолжало жить в театре и послужило затем благодатной почвой для новых художественных открытий балетмейстера Николая Боярчикова.

Книга «Пермские сезоны, или 130 лет и один день Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского» была издана в Перми в 2001 году.

Текст и подбор иллюстраций — Людмила Николаевна Деменева

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.