Рецензия

Как прошел фестиваль Dance Open

Автор Ольга Угарова

28.04.2023

На прошлой неделе в Петербурге завершился XXII сезон фестиваля Dance Open. Пережив отмены 2020-го и 2022-го, онлайн, карантины и переезды из весеннего графика на зиму, смотр вернулся в свое традиционное апрельское расписание и сделал это уверенно: программа с гастролями компаний из Франции, Аргентины, Бразилии, России и финальный гала тому доказательство.

Мария Виноградова и Артем Овчаренко – дуэт из балета «Чайка»

Фестиваль Dance Open всегда составлял свою афишу так, чтобы показать, каким бывает балет и танец. По этой причине в разные годы команда привозила работы радикального Йеруна Вербрюггена, спектакли Пьера Лакотта по старинным мотивам, образцовых исполнителей современного танца Introdans, лучшее от культовых NDT и даже фламенко как яркий образец народно-характерного танца. Да, обстоятельства сейчас загнали театральных продюсеров в вакуум, и команда Dance Open — не исключение, но фестиваль по-прежнему держит статус международного и тонко верстает программу, в которой можно увидеть разные краски танца.

Открыла XXII сезон труппа Tie Break. В своих постановках компания соединяет брейк-данс и джаз с мюзиклом и цирком. Она должна была приехать в канун пандемии, но не случилось. Свой план адепты хип-хоп-культуры исполнили спустя три года: в Петербурге на сцене Александринского театра французы показали Lobby. Брейк-данс-комедия разворачивалась в холле условной пятизвездочной гостиницы, который заполнили консьержи, носильщики, администраторы, официанты и гости: всего — восемь исполнителей, каждый — чемпион и рекордсмен в своей дисциплине уличного танца. Под джаз Фрэнка Синатры и Нины Симон, миксы из соула и фанка они демонстрируют классические трюки брейка с обязательным элементом — улыбкой до ушей, а перед ней пасует даже самый строгий академический зритель. Петербургский фестиваль любит показывать, что танец гораздо шире, чем каноны, и делает это хорошо: случай с Tie Break подтверждает это.

За современный балет отвечали петербуржцы — правда, на базе труппы Пермского театра оперы и балета. Три выпускника Академии Вагановой и три худрука важнейших балетных трупп России — Максим Севагин (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), Слава Самодуров (Урал Балет) и Антон Пимонов (Пермский балет) — собрались в прошлом году и решили открыть сезон 2022/23 вечером одноактных балетов, каждый из которых отличается своим узнаваемым стилем и характером. К двум работам из трех музыку написали русские экспериментаторы: Владимир Раннев — для концептуальных решений Ultima Thule Самодурова, Антон Светличный — для стройной геометрии «Арктики» Пимонова. И если во втором случае слияние мягкого техно с вихревым танцем Пимонова случилось, то изощренная хореография Ultima Thule далеко не всегда сливалась в единое целое с нагруженной смыслами и кодами партитурой «20 вариаций» для симфонического оркестра. Севагин пошел здесь против течения: свою деконструкцию «В темных образах» он поставил на музыку Антонио Вивальди, что не помешало ему сочинять интеллектуальные фразировки вне шаблонов и классических регламентов.

«Движение»

Нишу современного танца в этом сезоне заняла труппа Муниципального театра Сан-Паулу. Несмотря на то что в атрибуции Balé da cidade de São Paul звучит слово «балет», репертуар бразильцев составлен из работ современных хореографов: в топе имена Александра Экмана, Анжелена Прельжокажа и Охада Наарина. Отметив в феврале 55 лет, компания собрала программу «Движение» из трех одноактных работ и в составе 45 человек полетела через океан в Петербург. Публике, которая видела, как можно работать с современной пластикой, они продемонстрировали свои возможности (и сделали это идеально) в хореографии Ихсана Рустема, Каэтано Сото и Ицика Галили. Первый довольно обильно процитировал не самого простого Хофеша Шехтера (причем сразу две его работы: «Клоуны» и «Политическая мать»), и его притча на музыку Восьмой — «Неоконченной» — симфонии Франца Шуберта задала контемпорари-тон.

Второй акт был за испанцем Каэтано Сото и его балетом Haute Couture «Adastra» («Дотянуться до звезд»). Безукоризненная хореография, в которой каждый дуэт, соло, вариация и связка идеально скроены и сделаны так, что не видно ни одного шва. С одной стороны, это небольшие истории о пути к себе и счастью, с другой — бесконечный млечный путь, спиральная галактика, в которой виртуозно исполненный балетный танец уносит к наивысшей точке мироздания. После классической выучки в третьем отделении танцовщики Сан-Паулу показали природную кошачью пластику, чувство ритма и исключительную внутреннюю свободу танца. Все благодаря Ицику Галили и его постановке «Фасады любви», где израильский хореограф к языку контемпорари играючи примешивает босанову, немного трюков и гага-привет своему учителю Охаду Наарину.

Гастроли аргентинской труппы Malevo были самым неожиданным пунктом Dance Open, но это только на первый взгляд. Команда фестиваля — большие поклонники характерного танца: недаром несколько лет одним из хедлайнеров смотра был Национальный балет Испании с идеальным фламенко. В этом году эту лакуну заполнили латиноамериканцы. Мужская труппа сделала вечер танцев истинных гаучо и своей энергией вдавила зал в спинки кресел через пять минут после выхода. Основатель компании Матиас Хайме вместе со своими подручными, затянутыми в кожу и узкие джинсы, давали ритм на барабанах legüero, а ногами отбивали бешеную дробь сапатеадо, параллельно демонстрируя трюки с лассо. Насмотревшись балета, современного танца и хип-хопа, публика провожала аргентинцев стоячими овациями, потому что истинную страсть не остановишь.

«Маламбо от Малево»

Закрывали XXII сезон, как и положено, гала-концертом. Программа традиционно уместила классические pas de deux и современную хореографию, ироничные зарисовки и философские опусы, сочинения мэтров и молодых авторов. Примы и премьеры, солисты и солистки, целые компании, артисты кордебалета, хореографы — всего в двухактном гала приняли участие 150 человек, что не мешало руководителю Dance Open и режиссеру вечера Екатерине Галановой все время держать ритм концерта и, например, следом за солнечным pas de deux из балета «Марко Спада» Пьера Лакотта показать драматичное адажио на музыку Бетховена и гротескный «Именинный вальс» Андрея Кайдановского на музыку Чайковского, а острый «Битбокс» от солиста Урал Балета Игоря Булыцына сменить дуэтами из «Танцемании» Славы Самодурова, которые идут труппе Большого театра безоговорочно.

Специально для Dance Open хореограф и солист Мариинского театра Александр Сергеев сочинил «Танго» на музыку Леонида Десятникова «Утомленное солнце. Посвящение Астору Пьяццоле». Его мимолетность и нерв подчеркнули своей органикой Екатерина Крысанова и Михаил Лобухин. Было еще одно танго, но совершенно в другой тональности: экспрессивный одноименный номер поставил солист Казанского театра Алессандро Каггеджи специально для Игоря Цвирко и Кристины Кретовой. Оба действия завершали гости: аргентинцы Malevo и бразильцы из Сан-Паулу, что лучшим образом обрамило вечер, танцевальный фестиваль и петербургский апрель.

Айгерим Бекетаева и Бахтияр Адамжан – адажио из балета «Бетховен-Бессмертие-Любовь»
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.