«Дни танца» в «Сириусе» проходят во второй раз и позиционируются как диалог классики и современности. На пресс-подходе Светлана Захарова, художественный руководитель проекта, поделилась своей мечтой: «превратить «Дни Сириуса» в большой культурный форум», который станет точкой притяжения для балетоманов, меломанов, профессионального сообщества и зрителя.
Мы приехали в «Сириус», чтобы исследовать программу проекта и рассказать о самом интересном.
Текст: Алиса Асланова
В этом году свои спектакли покажут Пермский театр оперы и балета, Мариинский театр и Театр балета имени Леонида Якобсона. А в рамках просветительской программы пройдут паблик-токи и показ балета «Жизель» в летнем кинотеатре.
Открытие отдали пермской труппе, которая привезла шедевры современной хореографии: «Свадебку» Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта. Обе постановки сегодня крайне ценны для любого мало-мальски посвященного зрителя не только из-за художественной исключительности, но и из-за эксклюзивности: театру каким-то чудом удалось продлить права на их исполнение. Если еще думаете, не думайте — смело берите билеты в Пермь на «Свадебку», такую хореографию обязательно нужно увидеть своими глазами хоть раз в жизни.
Премьера «Свадебки» в Перми состоялась более десяти лет назад, став, как точно отметила критик Татьяна Кузнецова, «имиджевым призом» для театра. Еще интересный факт: тогда пермская труппа единственная в мире исполняла этот спектакль. Что, конечно, много говорит и о профессиональном уровне артистов, и о редчайшем вкусе Теодора Курентзиса и Алексея Мирошниченко, которые обратили свой взор на этот спрятанный шедевр в шкатулке Килиана.
На творческой встрече, предварявшей представление в «Сириусе», Мирошниченко страстно и познавательно рассказывал о значении метафизики, рифм и образов в музыке Игоря Стравинского, и о том, как это все передал Килиан в своей постановке. Беседа, которую вел Алексей Исайчев, получилась насыщенной: за час слушателя погрузили в контекст, оказавшийся особенно полезным зрителю, попавшему на спектакль неподготовленным. В антракте было замечено много балетных детей, которые, очевидно, проводят смену в образовательном центре «Сириус» или летнем балетном лагере. Досадно, что их не было на этой встрече, ведь важно не только смотреть спектакли, но и изучать историю их создания.
На вопрос, кто зритель фестиваля, организаторы отвечают, что в большинстве — жители города, туристы и гости из Сочи. В начале спектакля закралось сомнение после простодушно брошенной фразы по соседству «О, балерины!», точно ли «Свадебку» примут, но Килиан на то и гений, что достучится до любого сердца. Его хореография — всегда счастье, всегда открытие. После просмотра невозможно остаться прежним, даже если видел этот спектакль много раз. Так вышло и здесь: разве можно налюбоваться придуманным Килианом узором из рук, который в самом начале исполняется под «Коса ль моя, косынька...»?
Килиан всецело опирается на эмоциональность музыки Стравинского, следует ее логике, сливается в унисон. Какая удивительная работа с кордебалетом: здесь он молниеносен, технически насыщен и нарочито важен в своем выражении, именно кордебалет нагнетает чувства, приковывает внимание и не дает возможности передохнуть ни себе, ни зрителю.
Техника артистов говорит сама за себя: спектакль театром пестуется и филигранно репетируется.
А что же спектакль The Second Detail? Здесь важна ремарка: для артистов данный спектакль — марафон на короткую дистанцию. Сложность постановки заключается в том, что ноги должны быть до предела острыми, собранными, будто танцующими по углям, а верх максимально пластичным. Координационно это непросто, ведь из-за ног естественным образом при быстром темпе зажимается верх и костенеют руки; такое может происходить при недостаточном количестве репетиций, в отсутствие должной физической формы, как натренированной, так и природной. Здесь за обаянием не скрыть нехватку данных. Эту хореографию не выстроить под себя: если у артиста нет шага, она это подсветит, как и непростительно висячие коленки на attitudes, обмякшие от усталости стопы и несовершенные fermé и pas de chat — все эти маленькие кляксы к концу произведения превращаются в мешанину. Непреложный факт — органика существования в хореографии Форсайта. Ее мало исполнить должным образом, ее нужно надеть как вторую кожу. Если все эти составляющие учтены — мы получим накал страстей от «физики» и ее возможностей, станем свидетелями победы человека над телесностью и полноценно насладимся гениальной хореографией. В этот вечер к вышесказанному скорее приблизились мужчины, они были наиболее органичны и выносливы. В процессе просмотра то и дело проносились в голове флешбэки, когда в МАМТе так же вживую мы любовались нечеловеческими дисбалансами в арабесках Оксаны Кардаш, неприлично идеальными (в хорошем смысле) линиями и шагом Натальи Клейменовой и Ксенией Шевцовой, будто в агонии исполняющей финальное соло в белом платье. Но это все в прошлом, ностальгировать хоть и приятно, но не продуктивно, будем искать опору в настоящем. Следующая остановка — Театр балета имени Леонида Якобсона и «Дон Кихот» в редакции Йохана Кобборга.
Продолжение следует…
Фото предоставлены пресс-службой «Сириуса» © 2024