Эпоха Бурмейстера

«Бурмейстер видел в артисте балета не просто танцовщика, а актера»

15.07.2024

Образы, созданные Владимиром Бурмейстером в балетах, продолжают волновать сердца зрителей. А для артистов они прекрасная школа актерского мастерства. Своими мыслями о творчестве хореографа поделились художественный руководитель балета Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Максим Севагин и артисты труппы.

МАКСИМ СЕВАГИН

Художественный руководитель балетной труппы. Хореограф.

Фото: Мария Курбатова

Невозможно переоценить значимость Владимира Павловича Бурмейстера для Театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Плоды его балетмейстерской деятельности являются не только неотъемлемой составляющей нашего репертуара, но и мировым классическим наследием балетного искусства. Спектакли Владимира Павловича поставлены в традициях балетов XIX века в сочетании с тенденциями драмбалетов XX века и имеют характерные авторские черты. Главные его работы — «Снегурочка», «Эсмеральда» и «Лебединое озеро» — наполнены массой выразительных героев, а также уникальными хореографическими и драматургическими решениями. Мое становление как артиста и хореографа происходило благодаря этим спектаклям, а как художественный руководитель я могу утверждать, что они очень ценны и для зрительского опыта, и для артистического. Эстетика балетного искусства меняется, поэтому мы стремимся не терять актуальность, исполняя спектакли прошлых столетий: поддерживать или обновлять оформление постановки, совершенствовать исполнительское мастерство, сохраняя при этом авторский замысел. Театр — это не музей, но ретроспектива искусства необходима, ведь без базы и фундамента не будет движения вперед.

ЭРИКА МИКИРТИЧЕВА

Прима-балерина. Заслуженная артистка РФ.

Из балетов Бурмейстера в моем репертуаре: «Лебединое озеро», «Эсмеральда», «Снегурочка». Также я участвовала в его балете «Вариации», который раньше шел у нас в театре. Каждый его спектакль уникален по-своему. «Лебединое озеро» замечательное: прекрасная девушка превращается в лебедя, и светлая концовка — хеппи-энд. «Снегурочка» для меня важный спектакль, потому что это была одна из первых моих больших партий. Я до сих пор люблю этот балет, каждый персонаж в нем особенный. Снегурочка такая наивная, трепетная, любящая Мизгиря. Купава совсем другая. Она остро переживает предательство Мизгиря, но продолжает любить и не может без него жить. И все эти чувства ты проживаешь каждый раз на сцене заново. И зритель переживает те же эмоции, что и мы. Эсмеральда — одна из моих самых любимых партий, кстати, это и любимая партия Бурмейстера. Ее я проживаю до опустошения. В конце, после того как Эсмеральду вешают на площади, за кулисами я действительно ощущаю себя несуществующей, как будто меня повесили. Настолько сильно выстроена у него режиссура каждого персонажа. Я бы отметила среди особенностей хореографии Бурмейстера, его умение перевоплотить мимические сцены в танец: пластику рук, головы, тела, линий — всего. Каждый его герой рассказывает о своих чувствах исключительно танцем. И это уникально.

Фото: Карина Житкова

КСЕНИЯ РЫЖКОВА

Прима-балерина.

Фото: А. Клюшкиной

Владимир Бурмейстер — один из лучших хореографов в истории русского балета. Он стремился воплотить принципы драматического театра в хореографии. Максимально сблизить эти два вида искусства. И в этом его главная заслуга, по моему мнению.

К сожалению, я не так много участвовала в его спектаклях: танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» и Флер де Лис в «Эсмеральде». Я исполняла Одетту в нескольких редакциях, но для меня «Лебединое озеро» Бурмейстера стоит вне конкуренции. Это настоящий экзамен на балерину и актрису. Созданные Владимиром Павловичем образы Одетты и Одиллии уникальны — это два полюса женственности. Как актриса я чувствую себя здесь абсолютно свободной. В третьем «черном» акте, несмотря на сложность хореографии, удивительно легко танцевать. Я выкладываюсь эмоционально и физически, но не устаю, а получаю удовольствие от своей партии. Там настолько умело режиссерски выстроены взаимоотношения между героями, что нам самим интересно существовать в них.

Владимир Бурмейстер видел в артисте балета не просто танцовщика, а актера. В Баварском балете, в Мюнхене, я много танцевала в драматических балетах Джона Кранко, Джона Ноймайера, но это неклассическая хореография.

Для меня ценна возможность показать себя драматической актрисой в классических балетах. Показать не просто красивый танец Одетты, а ее душу, чувства, эмоции. Я действительно ощущаю себя той принцессой, которая превращается в лебедя по воле Ротбарта.

Хотелось бы станцевать Эсмеральду. Мне очень нравится, как раскрыл этот образ Владимир Павлович. Мечтаю об Эсмеральде!

В балетах Бурмейстера персонажи действуют как живые люди с их радостями и страданиями. И, слава богу, стены этого театра хранят его наследие!

АНАСТАСИЯ ЛИМЕНЬКО

Прима-балерина. Лауреат международных конкурсов.

Я танцевала в «Снегурочке» и в «Эсмеральде». В этом году я бы ответила, что любимая партия — «Эсмеральда», но это сложный выбор, потому что «Снегурочка» тоже очень дорогая мне роль. Хореография Владимира Бурмейстера направлена, мне кажется, всегда на то, чтобы как можно ярче раскрыть образ героев спектакля, чтобы через хореографию читались важные качества каждого персонажа.

Фото: Карина Житкова

ГЕОРГИ СМИЛЕВСКИ

Премьер. Педагог-репетитор. Народный артист РФ.

Фото: В. Лапина

Все балеты Владимира Бурмейстера очень логичны и оттого удобны в хореографии, в постановке. И необычайно музыкальны.

В его спектаклях легко держать образ: как вжился в персонажа, так по всему спектаклю и проходишь. Каждая роль настолько комфортно актерски выстроена, что как только ты вышел на сцену — все, чувствуешь себя в образе. И после антрактов не нужно заново концентрироваться. Бурмейстер, кстати, был против аплодисментов и поклонов по ходу спектакля.

Партия в балете Бурмейстера стала моим боевым крещением в Театре Станиславского. Я поступил в труппу в феврале 1995 года и буквально сразу же мне дали роль в «Эсмеральде». В том спектакле было много вводов, в том числе и мы с моим однокурсником в двойке офицеров. Следом был pas de quatre в «Лебедином озере» и сразу принц Зигфрид. Получается, я как раз в самом начале карьеры прошел через балеты Владимира Бурмейстера. А «Эсмеральда» всегда сопровождала меня: после офицера я стал Фебом, а сейчас танцую Клода Фролло.

Вот партия Мизгиря в «Снегурочке», к сожалению, прошла мимо меня. В начале карьеры я был «молодой и зеленый». Потом на какое-то время спектакль выпадал из репертуара. А когда его возобновили, руководители посчитали, что меня поздно вводить в эту партию. Но я уже много лет репетирую Мизгиря со своими учениками. Знаю эту роль так досконально, что если бы сейчас мне ее предложили, то я бы с удовольствием исполнил. Но зато я успел станцевать такой замечательный одноактный балет Бурмейстера, как «Штраусиана», который мы возобновляли к 90-летию театра. К сожалению, он недолго шел на сцене. Я был там Поэтом и получал от этой партии огромное удовольствие! «Штраусиана» насыщена актерской игрой. Сейчас этот балет идет в Самаре, куда его перенесла Маргарита Сергеевна Дроздова. И я радуюсь за самарских зрителей.

 

 

Материал подготовила Анна Ельцова.

 

 

Выражаем благодарность пресс-службе МАМТа и лично Анне Жуковой за помощь в подготовке материала.

Эпоха Бурмейстера

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.