В основе каждого балетного спектакля лежит история о любви. Нередко танцовщики проникаются чувствами своих персонажей, и роман, начавшийся на сцене, переходит за кулисы. Благодаря прекрасному чувству любви в истории мирового балета появилось немало блестящих дуэтов и целых творческих династий. Ко Дню всех влюбленных мы подготовили серию интервью с парами из разных театров. Маргарита Куллик и Владимир Ким, Жанна Богородицкая и Айдар Шайдуллин, Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин, Наталья Крапивина и Георги Смилевски рассказали нам свои истории любви.

«Мы говорим Ким — подразумеваем Куллик, мы говорим Куллик — подразумеваем Ким», — написала как-то балетовед Ольга Розанова. Действительно, эти двое составляют столь гармоничную пару, что их имена немыслимы друг без друга. Вот уже сорок лет они вместе. В 1980-е дуэт Маргариты Куллик и Владимира Кима был одним из самых ярких на сцене Мариинского театра. С 2012 года они вернулись в родной коллектив в качестве педагогов-репетиторов. Среди их учеников — ведущие танцовщики Мариинки, включая блистательного Кимина Кима, которого они называют не иначе как «сынок». Маргарита Гаральдовна Куллик рассказала нам о своем творческом и семейном союзе с Владимиром Кимом.

Маргарита Куллик: Мы познакомились с Владимиром Кимом на конкурсе в Варне в 1983 году, куда приехали защищать честь страны. Он был на четыре года старше меня и уже считался звездой труппы «Хореографические миниатюры» Леонида Якобсона. А я только недавно пришла в Кировский театр. И тогда в Варне завязался наш роман: Володя меня поддерживал, мне это было приятно. Хотя я танцевала с другим танцовщиком, а Володя участвовал как солист, между нами появилась та теплота, которая так и осталась с нами на протяжении вот уже сорока лет. Правда, вернувшись домой, мы еще год испытывали чувства на прочность. И случай для этого предоставился достаточно скоро: танцуя Амура в «Дон Кихоте», я получила такую серьезную травму, что не смогла уйти со сцены. Володя, который был в зале, тут же примчался за кулисы и на руках понес меня в медпункт театра. Почти полгода я была в гипсе, и он все это время ухаживал за мной как за больной. Труппа Якобсона много гастролировала, и тем не менее, возвращавшись в Ленинград, Володя сразу приезжал ко мне. В палисаднике недалеко от моего дома я с ним встречалась на костылях! Через год, 22 июня, мы поженились. На другие даты в загсе была очередь на три месяца, а в день начала войны желающих зарегистрироваться особо не было. А нам важно было успеть до очередных Володиных гастролей, и мы согласились на 22 июня. На следующий день мы уже танцевали на творческом вечере у Никиты Долгушина pas de deux на музыку Чайковского, которое он когда-то поставил на себя и Лойпу Араухо. Это pas de deux стало нашим свадебным!
Через пять лет после свадьбы мы стали дуэтом и на сцене — Олег Михайлович Виноградов позвал Кима в Мариинский театр премьером. Вместе мы танцевали «Жизель», «Сильфиду», а свою версию «Тщетной предосторожности» Виноградов вообще переносил в Кировском театре на нас: я была Лизой, Володя — Коленом. Для каждого актера всегда ценно, когда спектакль создается с учетом его дарования. «Тщетная предосторожность» стала для нас с Володей дорогим подарком, настоящим семейным спектаклем.
В 2002 году не стало моего любимого педагога Натальи Михайловны Дудинской, я вышла на пенсию, и мы с Володей уехали в Сеул преподавать в Корейском национальном университете искусств. Там судьба подарила нам Кимина Кима. Он стал для нас не просто учеником, он стал сыном. До сих пор называем его «нашим ребенком», а он нас «мамой и папой». Когда вернулись в Петербург, Кимин пять лет жил у нас в семье, да и сейчас частенько придешь домой, а там «наш ребенок» отдыхает. Он наше счастье!

А еще в нашей семье всегда были собаки, любовь к ним скрепляла наш союз. Сейчас их четыре, одна из них Кимина — наш «внучок», французский бульдог Патрик, или Патя. Он тоже живет с «бабушкой и дедушкой», то есть с нами. «Наш ребенок» его завел, но через полгода великодушно отдал нам на попечение!
Для меня символом нашей семьи стал номер «Элегия» на музыку Рахманинова в постановке Александра Полубенцева, который мы когда-то танцевали на творческом вечере дирижера Большого театра Михаила Банка. Там была интересная хореография: то я, то Володя тянули слабеющего партнера к себе, чтобы поддержать, утешить и дать частичку душевного тепла. Чтобы прожить сорок лет вместе и сохранить теплые отношения, нужно уважать и поддерживать друг друга. Мне кажется, мы с Володей состоялись как личности и в творческой, и в семейной жизни.

Следующая пара представляет столичный «Кремлевский балет». Она стройная голубоглазая блондинка, он темпераментный восточный красавец. Дуэт Жанны Богородицкой и Айдара Шайдуллина был одним из самых талантливых и харизматичных в истории кремлевской труппы. Они были великолепны и в классике, и в авторских балетах Андрея Петрова. Много танцевали в «Кремлевском балете» и в других театрах страны. Творческий дуэт преобразился в семейный. Союз Богородицкой и Шайдуллина оказался необыкновенно гармоничным, в нем каждый дополняет и поддерживает друг друга. Дочь Элеонора, статью столь похожая на мать, продолжает балетные традиции семьи: учится на втором курсе Московской академии хореографии. Да и ее родители не расстаются с балетом. У педагога «Кремлевского балета» Жанны Богородицкой занимаются многие примы и солистки труппы, Айдар Шайдуллин возглавляет компанию «Глобэкс промоушен», организует Международный фестиваль балета в Кремле и Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева в Казани, крупнейший в стране фестиваль народного искусства «Танцуй и пой, моя Россия!» «Любовь на сцене и в жизни — это точно про нас!» — уверенно говорят они.
Айдар Шайдуллин: Я начинал свой путь в театре «Кремлевский балет» с партии Ноздрева в балете Андрея Петрова «Эскизы». Дебют прошел успешно, и меня решили поставить в пару с Жанной Богородицкой. В первый раз мы встретились на репетиции «Лебединого озера»: Жанна — Одетта, я Зигфрид. Моя партнерша поразила меня своим обаянием, открытостью, жизнелюбием — тем, что можно назвать харизмой. В процессе репетиций сложилась обоюдная симпатия. А дальше на гастролях мои чувства окрепли, и я признался в них Жанне.
Жанна Богородицкая: Мне было комфортно общаться и танцевать с Айдаром — его спокойствие уравновешивало мою эмоциональность. С ним было комфортно даже молчать. Кроме того, Айдар был внимательным и воспитанным и на сцене, и за кулисами. Наша свадьба состоялась не сразу — мы были поглощены работой. Айдар танцевал и одновременно учился на юриста, я — в Академии хореографии на педагога. На создание полноценной семьи не хватало времени. Когда я уходила в декрет, Андрей Борисович спросил меня, кому я могу «доверить» Айдара? Я его доверила в партнеры Саше Тимофеевой. Наша дочь Элеонора выбрала балет и сегодня учится во МГАХ на втором курсе.

Айдар Шайдуллин: Мы старались развивать дочку в разных направлениях. С детства она делала успехи в пении. Даже выступала на сцене «Кремлевского дворца» как вокалистка. Элеонора — первая исполнительница гимна нашего фестиваля «Танцуй и пой, моя Россия!» Но по прошествии какого-то времени она вдруг заявила, что хочет быть балериной, чем поначалу нас шокировала!
Жанна Богородицкая: Элеонора любит балет больше, чем мы с Айдаром. Бесконечно смотрит записи разных исполнителей, сравнивает, оценивает и тем самым учится. Она фанатично предана нашему искусству. Даже на каникулах ходит в тренажерный зал, чтобы не терять форму. В прошлом году Эля завоевала золотую медаль в младшей группе на международном конкурсе «Гран-при надежд», организованном Вячеславом Гордеевым. Думаю, что эта награда лишний раз доказала, что балет — ее призвание.
Айдар Шайдуллин: Сегодня нас разделяет работа: Жанна с утра до вечера пропадает в репетиционных залах «Кремлевского балета», я занимаюсь делами своей компании. Времени для общения все меньше и меньше. Ценишь каждый день, проведенный вместе. Хотя не так давно нас соединил балет «Война и мир»: я был продюсером проекта, Жанна — репетитором. Мы вместе уже двадцать пять лет. Думаю, что секрет нашего семейного долголетия заключен в хорошей семейной же наследственности: мои родители в юности, будучи студентами медицинского института, встретились, полюбили друг друга и прожили всю жизнь вместе. У Жанны так же. Пример старших очень важен — все мы родом из детства.
Жанна Богородицкая: Хорошая семья дает силы жить и творить. Думаю, когда ты с радостью возвращаешься домой — это и есть счастье.

Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин — один из самых красивых, самых гармоничных дуэтов на сцене Большого театра. Их сердца бьются в унисон, и взгляд одного рождает движение другого. То, что они идеально подходят друг для друга, было очевидно еще в юности — недаром школьные преподаватели сразу поставили их в пару. Незаметно пришли любовь и желание быть рядом друг с другом не только на сцене. Так легко и естественно сложился семейный дуэт Анастасии Сташкевич и Вячеслава Лопатина, и дуэту этому недавно исполнилось пятнадцать лет.
Вячеслав Лопатин: Впервые мы увидели друг друга на петербургском конкурсе «Ваганова-При» в 2002 году. Я приехал из Воронежского хореографического училища на стажировку в Московскую академию хореографии и там оказался с Настей на одном курсе.
Анастасия Сташкевич: Конкурс я не очень помню. Мы со Славой познакомились в академии, нас сразу поставили в пару. Никаких романтических чувств не было — мы просто дружили. Потом оба оказались в Большом театре. Надо сказать, что мы изначально много танцевали вместе, было много совместных премьер и где-то на четвертый год службы в театре стали встречаться. Слава начал ухаживать, гуляли по выходным, ходили в кино. Как-то все само собой сложилось. Может, мы просто повзрослели? В общем, дотанцевались! Мы со Славой исполнили большое количество ведущих партий в классических балетах. Но мы танцуем не только классику, за последние пятнадцать лет много участвовали в современных номерах и балетах. А балет «Герой нашего времени», можно сказать, ставился на нас. Мы поехали от театра к хореографу Юрию Посохову в Сан-Франциско, и он создавал на нас главные партии княжны Мэри и Печорина. Параллельно театральной протекает наша семейная жизнь. Пять с половиной лет назад у нас родился сын Федя. Это было осознанное решение — мы очень хотели ребенка. Конечно, с его появлением приоритеты поменялись. Возвращаешься домой после утомительной репетиции, а здесь начинается родительский труд! Но на качество наших выступлений это не влияет — даже наоборот. Семейный опыт влияет на творчество положительно.

Вячеслав Лопатин: Благодаря родительской ответственности появляется некая собранность и в творчестве. Стараемся все свободное время проводить с сыном, заниматься с ним по максимуму. К танцу я его принуждать не буду. Пока что балет сына мало интересует. Для Феди Большой театр — это место, где работают папа и мама. Ему интересно за кулисами постоять, с папой в столовую сходить. Считаю, что ребенок должен заниматься тем, что ему ближе. Ну а какой я отец, видно будет лет через тридцать!
Думаю, что каких-то особых секретов семейного счастья не существует. Нужно просто честно относиться друг к другу, с любовью и пониманием. Поддерживать друг друга.

Анастасия: То, что мы работаем в одном театре, — колоссальная поддержка для нас обоих. Мы можем репетировать в разных залах, но в перерывах быть вместе. Обсудить друг с другом и радости, и проблемы. Работать вместе — это большой бонус!

Вот уже более полувека не сходит с афиш столичных театров фамилия Крапивиных-Смилевски.
В историю Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко вошел блистательный дуэт Галины и Михаила Крапивиных, ему на смену пришла не менее талантливая пара их дочери Натальи Крапивиной и Георги Смилевски. Не так давно славную творческую эстафету подхватил внук — невероятно одаренный Дмитрий Смилевски, всего за четыре года достигший звания премьера. Правда, уже Большого театра — ареал талантливой династии расширяется. Иногда они в шутку называют себя кланом! Что ж, эту семью можно по праву назвать кланом Терпсихоры!
Наталья Крапивина: Мы с Георги вместе уже двадцать восемь лет. (Даже самой не верится!) Старший сын Дмитрий уже премьер Большого театра, средний сын Александр учится в четвертом классе Московской академии хореографии. Сейчас ему там нравится, он много занят в сценическом репертуаре. Если будет все получаться и желание не пропадет, то, конечно, пойдет по нашим стопам. Мальчикам в балетном училище труднее — они должны добиться отличных результатов, доказать свое право выходить на сцену. Кроме данных, необходимы чуть ли не 90% трудолюбия и тот дар свыше, который можно назвать «дано быть на сцене». Младшей доченьке Насте семь лет. Она, как и братья в ее возрасте, занимается хореографией, художественной гимнастикой, бальными танцами, поет. Что касается Академии хореографии, то два года до поступления у нас еще есть. Есть время, чтобы определиться. Думаю, что родители должны своих детей направлять, родительская рука необходима. И у меня так же было. Да, мне нравилось смотреть, как танцует мама, но сама я балетом не бредила. Все как-то само собой сложилось: родители привели в училище — ну а дальше затянуло! Мы с Георги учились в параллельных классах. Конечно, друг друга визуально знали. Ближе познакомились, когда стали танцевать pas de trois из «Щелкунчика». В паре танцевали «Маленькую симфонию» на музыку Беллини, «Куколки» Лядова. Наверное, у Георги появились какие-то чувства в пятом классе: на гастролях он мне вдруг признался, что я ему нравлюсь и он, когда вырастет, на мне женится. Но я всерьез это не восприняла — какая там любовь, учиться надо было! По окончании училища мы попали в разные коллективы: я — в Театр Станиславского, он — в студию Григоровича. Но когда студия закрылась, Георги пришел к нам. Со временем складывался наш дуэт. Тем более что мы были одногодки, вводились в спектакли одновременно и танцевали вместе: поначалу сольные, а затем ведущие партии. Постепенно наши отношения становились все более теплыми. Как-то Георги заболел, и мы с мамой приехали его навестить. У него был сильный бронхит, его друг, с которым они на двоих снимали квартиру, пытался его лечить. Я сказала маме, что пора забирать Георги к себе! Конечно, характеры у нас сложные, но мы, видимо, дополняем друг друга — плюс на минус. Главное — прощать недостатки партнера и понимать его. За хорошие качества очень просто любить, а вот умение уживаться с совершенно другим характером, непохожим на твой, наверное, и есть основа семейных отношений.

Георги Смилевски: Мы познакомились с Наташей, когда начали репетировать в училище pas de trois из «Щелкунчика». Уже тогда она мне очень нравилась. Я нашел где-то ее фотографию и повесил у себя в комнате в интернате. Какое-то время все скрывал, но потом на гастролях училища во Франции, а был как раз Новый год, признался в своих чувствах. Но всерьез это воспринято не было! Просто продолжали учиться, а я продолжал «сохнуть» по ней. После выпуска наши пути на какое-то время разошлись по разным театрам. Но судьба нас соединила вновь в Театре Станиславского. Чувства в душе оставались. Когда стали танцевать вместе, они окрепли и вылились в свадьбу и семейную жизнь. Да и на сцене были вместе — перетанцевали все ведущие партии. Хотя репетиционный процесс не всегда проходил гладко — мы оба темпераментные, особенно я. Педагогам приходилось иногда сдерживать нас. Но, думаю, эти споры шли на благо искусства. Конечно же, у нас обоих были и другие партнеры — это всегда обогащает артиста. И Наташу, и меня часто приглашали танцевать в другие театры, где мы встречались на сцене с талантливыми коллегами. Такие встречи важны для творческого опыта. Балет занимал и занимает всю нашу жизнь: на работе и дома. Ничего удивительного, что дети пошли по нашим стопам — у них просто не было выбора! Думаю, что семейная жизнь требует большой работы над собой. Необходимо научиться прощать, принимать характер, вкусы и привычки твоей второй половины. И только глубокое чувство может помочь в этом.
Текст: Анна Ельцова