Персона

Жанна Аюпова

Часть I

Автор Ольга Угарова

Фотограф Ира Яковлева

22.06.2022

На сцене Кремлевского дворца 23 июня пройдет выпускной концерт Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Мы встретились с художественным руководителем легендарной балетной институции и прима-балериной Мариинского театра Жанной Исмаиловной Аюповой, чтобы поговорить о программе этого года, которую посвятили 95-летию Юрия Григоровича.

Академия Вагановой показывает свои выпускные спектакли в Москве с 2013 года. Что из Петербурга везут на этот раз?

Мы всегда стараемся привезти что-то новое, потому что у нас есть свои поклонники и зрители, не считая родителей, которые каждый год наблюдают за своими детьми на отчетных выступлениях. Обычно программа приурочена к большим датам: в этом году мы отмечаем 95-летний юбилей Юрия Николаевича Григоровича, показывая во втором отделении третий акт балета «Раймонда» в редакции мэтра.

Вечер составлен из двух частей?

Да! В первую попал «Танец часов» из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Мы любим показывать его на концертах или гастролях. После следует номер из балета «Фестиваль цветов Чинзано» Эдварда Хельстеда в хореографии Августа Бурнонвиля. У детей будет возможность переодеться перед одноактным балетом на музыку Сергея Прокофьева «Классическая симфония» Леонида Лавровского, который был поставлен в 1966 году для МАХУ.

Кажется, это будет целый спектакль.

Николай Максимович (Цискаридзе — прим. ред.) не любит концерты, составленные просто из отдельных па-де-де. Раньше практиковался именно такой подход, но нам хочется делать наши выпускные разнообразными, чтобы показать всех детей и продемонстрировать их возможности. Кто-то из наших выпускников сможет быстро состояться как солист, а кто-то будет работать в кордебалете или станет характерным артистом — для всех нужна своя практика.

Ребятам сложно готовить подобный спектакль?

Само наполнение совсем не простое: в «Симфонии», например, несколько девочек делают фуэте, а в «Раймонде» — сложные поддержки, вариации и характерные танцы, которые очень отличаются от петербургской редакции Константина Сергеева. Но до московских гастролей еще нужно преодолеть несколько сложных показов в Петербурге: за несколько дней до выезда мы четыре раза давали спектакль в Мариинском театре, а ведь были еще полномасштабные оркестровые и генеральные репетиции. Это настоящий вызов для пока еще юных артистов, которым нужно уследить и за техникой, и за стилем.

Сколько всего детей участвует?

130.

Целая труппа!

В состав, кроме выпускников, попадают учащиеся средних и старших классов — те, кто может выступить в сложной программе. Младшие в это время уже на каникулах, но в течение года они очень много заняты в репертуаре Мариинского театра, а средняя школа работает в основном только в наших спектаклях, например, в новогоднем блоке «Щелкунчика».

Кто готовит концерт?

В процессе занят весь коллектив, но, конечно, главный вдохновитель и ментор — это Николай Максимович. Он лично делает всю программу, курирует сценографию, отбирает составы и солистов, безусловно, советуясь с нами, но проделывая всю основную работу. Прогоны, репетиции, полная подготовка —  все на его плечах. Собрать такой спектакль — большая работа, которая мало кому под силу.