Персона

Ярославна Куприна

11.10.2023

Поэтичное сочетание имени и фамилии будто уже при рождении определило будущую крепкую связь нашей сегодняшней героини с миром искусства. Юная балерина Ярославна Куприна, следуя завету знаменитого отрывка из стихотворения Тютчева «Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои», в прошлом году на выпускном курсе Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой втайне от всех прошла просмотр в Большой театр России. Просмотрелась и не прогадала — после очного тура Большой пригласил выпускницу в свою труппу в качестве артистки балета. Пару дней назад Ярославна открыла свой первый полноценный театральный сезон партиями в Тройке лебедей и в Сверстницах принца в балете «Лебединое озеро». О своем характере, отношении к новому распорядку дня, смелости и решении претворить мечту в реальность Ярославна рассказала нашему изданию.

 

Интервью: Елизавета Емелькина

Фото: Алиса Асланова

MUAH: Марина Пестерева

Ярославна, как вы ощущаете себя в статусе артистки балета Большого театра России?

Я до сих пор не могу поверить, что я здесь, в Москве, в Большом. Это город мечты, ритма и энергии. Я очень люблю свой родной Санкт-Петербург, но в данный период жизни мне хочется больше порыва и активности вокруг себя.

Как вы начали танцевать?

Можно сказать, случайно. Я довольно успешно занималась гимнастикой в Школе олимпийского резерва в городе Пушкине, куда мама привела меня в четыре года. Участвовала во многих соревнованиях. Но потом мне захотелось заниматься чем-то более танцевальным, во мне стал пробуждаться интерес к искусству хореографии. Мы с мамой смотрели записи разных спектаклей, я открыла для себя огромный и прекрасный мир балета. Год я занималась на подготовительном отделении Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, а потом прошла по конкурсу в два балетных учреждения — в Академию русского балета и Академию танца Бориса Эйфмана. Меня приняли в обе, но выбрали мы первую, так как я видела себя именно в классике.

Когда вы сталкивались с трудностями, появлялось ли желание бросить балет?

Нет, не тот у меня характер, чтобы останавливаться на полпути. Если я ставлю перед собой цель, то обязательно ее добиваюсь. У меня есть дух лидерства, я не люблю быть в стороне, мне не это нужно.

Расскажите, как ваша мечта попасть в Большой театр стала реальностью?

Даже когда я стажировалась в Мариинском театре, именно Большой был для меня желаемым и недосягаемым небосводом. В конце выпускного курса я решилась самостоятельно отправить свои видео и резюме в секретариат театра. Все держала в секрете, никому об этом не говорила — ни педагогу, ни маме, ни друзьям. Меня пригласили на очный просмотр в Москву. За день до поездки я сказала маме, что еду на просмотр, и она, конечно, была очень удивлена, но поддержала мое желание попробовать. Было страшно рисковать, но я не жалею, что решилась.

Получили ли вы приглашения из других театров?

Нет. Возможно, потому, что я была стажером в Мариинском театре и меня не трогали, думали, что эта девочка наверняка выберет Мариинский.

Откуда в вас такое обожание именно Большого театра?

Летом 2022 года я приехала на XIV Международный конкурс артистов балета в Москву, после которого у меня остались самые теплые воспоминания и огромный опыт выступления. Тогда я и поняла, что надо целиться сюда, в Большой театр. С того момента каждую ночь на протяжении года я засыпала с мыслями о том, как бы у меня хватило сил осуществить свою мечту.

Как возникла идея участвовать в конкурсе?

Попробовать мне предложила педагог, мы решили не упускать возможность и в последний день приема заполнили и отправили анкету на участие. Готовясь к конкурсу, мы пропадали в зале до ночи. Было тяжело, но очень интересно работать с разной хореографией, особенно с творческим наследием Юрия Григоровича.

Вы волновались, впервые выходя на сцену Большого театра?

Да, очень. Показ на конкурсе отличался от выхода в рядовом спектакле. Мой настрой больше напоминал спортивный — ведь за несколько номеров, которые длились пару минут каждый, нужно было показать все, на что я способна: свои данные, талант и харизму.

Как отреагировал педагог на то, что вы поедете работать в Москву?

После очного просмотра из театра мне сообщили, что готовы принять меня в балетную труппу. Помню момент, как ехала в «Сапсане» обратно в Петербург и писала своему педагогу Юлии Александровне Касенковой. Я не стала говорить ей про просмотр заранее, потому что она бы меня остановила. Когда я написала огромное письмо со всеми деталями своего выбора и объяснениями, Юлия Александровна сразу мне перезвонила. Она была поражена моим выбором, но искренне счастлива за меня.

Вам не одиноко одной в мегаполисе?

Нет, наоборот, мне интересно. Москва удивляет каждый день, меня все увлекает, я стараюсь как можно больше гулять и узнавать о столице новое.

Каким, по-вашему, должен быть артист балета?

Думающим и трудолюбивым. В балете без головы делать нечего. Будь ты трижды талантливым обладателем шикарных данных, если не понимаешь, зачем работаешь, значит, этот вид искусства не твое. Все просто.

Успели подружиться с труппой?

Меня включили в гастроли в Китай, где я дебютировала в Трех дриадах в балете «Дон Кихот». У нас была возможность пообщаться. Мне кажется, труппа меня приняла, получилось влиться, было много встреч и мероприятий.

Кто ваш любимый хореограф?

Юрий Григорович, Леонид Якобсон, Кеннет Макмиллан, Уильям Форсайт, Матс Эк, Морис Бежар.

Сформировалось ли у вас отношение к современной хореографии?

Я очень люблю современную хореографию, люблю пропускать ее через себя, чувствовать, как она развивает возможности тела, мышление. Для конкурса мы готовили современный номер в хореографии Константина Кейхеля. Было очень здорово работать вместе над непривычной для меня пластикой.

Есть ли кумир в балете?

В театре я попала к Надежде Александровне Грачевой, с которой мы работаем с прошлого сезона. Я стараюсь быть достойной педагога, равняться на нее как на человека и балерину. Мне нравятся Сильви Гиллем, Мелисса Хамильтон. Стараюсь следить за творчеством всех выдающихся балерин в мире и черпать вдохновение из их выступлений.

Как вы готовите партию? С чего начинается процесс и чем заканчивается?

Например, я с особым воодушевлением репетировала вариацию Раймонды. В ней надо было показать яркий характер, горделивость, благородство и даже немного кокетства при выполнении диагонали. Готовя вариацию, я делю ее на акценты, смотрю записи в разных исполнениях, изучаю историю создания балета, либретто.

Чем распорядок дня в театре отличается от академического?

В театре мы находимся с утра до вечера. Я пока что не особо прочувствовала масштаб нагрузки, но надеюсь, что скоро начнется такая крепкая работа: утренний класс, репетиции, вечерний спектакль, дневной, может быть, двойник. Мне это нравится, так как учеба больше не отвлекает от рабочего процесса и появилось больше времени на проработку той или иной роли.

Как вам дается импровизация?

Легко. В будущем есть замысел выучиться на хореографа-балетмейстера, попробовать постановочную деятельность. Когда я слушаю музыку, в голове рождаются комбинации.

Какие у вас балеты-фавориты?

Два моих любимых балета — «Ромео и Джульетта» и «Спартак». Как раз в новом сезоне будет ставиться первый, и я надеюсь принять участие в нем в любой ипостаси. Помню, как осенью я приезжала в Москву специально, чтобы посмотреть «Легенду о любви». Было безумно красиво, я попала на дебют Елизаветы Кокоревой и Кристины Кретовой, которая подготовила партию Мехмене Бану за три дня. Вспоминаю спектакль и чувствую мурашки.

Есть ли у вас девиз по жизни?

Все делать с добротой и любовью. Если ко всему относиться со светлой душой, то любое начинание будет получаться.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.