В петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка, которая не просто обещает стать блокбастером, а уже собирает очереди, проработав всего несколько дней. И это неудивительно: проект «Все Бенуа — Всё Бенуа» рассказывает об одной из самых ярких петербургских фамилий, а шире — о самом Петербурге, его культуре, истории и художественном образе.
Кураторы выставки — Павел Каплевич, Елизавета Павлычева и Евгений Дединкин — собрали для экспозиции более 600 объектов: живопись, графику, скульптуру, костюмы, документальные материалы, личные вещи и предметы быта. Более шестидесяти музеев и частных коллекционеров поделились своими сокровищами, в том числе Эрмитаж, Русский музей, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Размах замысла и главные герои этой истории впечатляют.
Чем монументальнее история, которую хочется рассказать, чем больше предметов попадает в поле зрения кураторов, тем сложнее разработать форму и связующую драматургию всего действа. История семьи Бенуа в столице Российской империи началась в конце XVIII века, а ее расцвет в культуре пришелся на XIX и начало XX века. Всего в качестве основных героев выбрано шестеро представителей прославленной фамилии: Николай Леонтьевич Бенуа (главный архитектор Петергофа), его сыновья Александр Николаевич (искусствовед, художник, идеолог объединения «Мир искусства») и Леонтий Николаевич (архитектор и автор проекта «Корпус Бенуа» Русского музея), племянники Александра Николаевича — художники Зинаида Евгеньевна Серебрякова и Евгений Евгеньевич Лансере, — а также их отец, зять Александра Николаевича, скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере. И чтобы соединились все эти персоналии и их творчество как феномен, в сердце концепции выставки было решено поместить личность Александра Николаевича Бенуа, самого яркого представителя династии. В его эскизах, исследованиях, легендарной азбуке отражается судьба всех Бенуа, а вслед за ними — и русская культура.
Структурно экспозиция разделена на два этажа, при этом осмотр начинается со второго уровня: он целиком посвящен творческим вехам Александра Николаевича Бенуа. С одной стороны, кураторы чествуют художника и ученого, со дня рождения которого в этом году исполнилось 155 лет, с другой — подчеркивают его значение для семьи и Петербурга. Именно его муза встречает нас на выставке. У входа транслируется дипфейк (оживленные с помощью ИИ фотографии) танца Анны Павловой и Вацлава Нижинского в балете «Павильон Армиды». Для этого видео были изготовлены костюмы по эскизам Бенуа и приглашены прима-балерина Олеся Новикова и премьер Леонид Сарафанов. Знаменитая балетная пара исполняла па Фокина, а затем их лица были заменены лицами Павловой и Нижинского. Таким образом, лестница в стиле версальской архитектуры вторит барочным и рокайльным мотивам Бенуа в «Павильоне Армиды».
Сразу на входе нас подхватывает главная концептуальная линия кураторов — она проведет нас по всей выставке. Формула «Петербург — Петергоф — Версаль» собрала главные места силы Бенуа. Она же напоминает нам о Петре Великом, который заложил Петербург как европейский город, а Петергоф как парафраз французской резиденцией королей. Поэтому скульптурный портрет Петра — с маленьким Людовиком XV на руках — встречает нас у врат стеклянного лабиринта второго этажа. А сразу за ним, спрятавшись под потолком, словно в облаках, наблюдает Петрушка — любимый герой детства самого Александра Николаевича и петербургских ярмарок, которым художник воздвиг памятник в одноименном балете.
Рассказ о творчестве Александра Бенуа начинается именно со знаковых балетов. На экспозиции собрано множество эскизов и к балету «Петрушка», и к балету «Павильон Армиды». Оба блока перекликаются с видами Петербурга — в графике, живописи и на большой мультимедийной панораме. Петербург отражается в театре Бенуа, Петербург — главная театральная декорация (его набережные и дворцовые виды тоже находят место в творчестве и жизни художника). Эта декорация преломляется в зеркалах, из которых построен лабиринт художника, так или иначе, присутствующий в каждой постановке, будь то спектакли для Московского художественного театра или петербургского БДТ. А сам театр незримо звучит в зарисовках Версаля, куда отправлялся юный Бенуа летом, и даже в книжной иллюстрации, например, к сумеречному «Медному всаднику» Пушкина.
Отдельное внимание кураторы уделяют Бенуа-ученому. В разделе с книгами и документами мы видим Бенуа-историка, Бенуа-созидателя и Бенуа-хранителя. Благодаря ему в смутное время Гражданской войны коллекция Эрмитажа не только не утратила шедевры мирового искусства, но и приобрела, например, «Вакха» Караваджо. На рубеже XIX–XX веков он стал одним из идеологов «Мира искусства», издавал книги и исследовал историю искусства. Поистине человек эпохи Возрождения! Завершением путешествия по творческому пути Александра Николаевича становится инсталляция, воссоздающая его кабинет, где каждый предмет символизирует определенную сферу его деятельности.
Вместе с музами Бенуа мы движемся дальше по этой петербургской энциклопедии искусства и попадаем на страницы «Азбуки Бенуа». Как сказочное древо, она разрастается по всему первому этажу, а от каждой буквы ветвями расходится история семьи Бенуа и культуры Петербурга. Буква «Азбуки» — шедевры книжной иллюстрации — становятся отправной точкой рассказа. Букву «Э» с изображением эльфов сопровождают эскизы Николая Александровича Бенуа к опере «Сон в летнюю ночь» в Большом театре 1965 года. Букву «Ю» с юнгами — живописные полотна Зинаиды Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» и «Мальчики в матросских тельняшках». Букву «И» — коллекция игрушек Александра Николаевича, которая хранится в Русском музее и Эрмитаже (впервые обе части собрания встретились после разлуки). Букву «О» с озером — монументальная картина «Русалки» Константина Маковского и «Остров мертвых» Беклина. Букву «Е» (Египет) — саркофаг из Эрмитажа и кадры из фильма «Смерть на Ниле», где в роли Эркюля Пуаро снялся Питер Устинов, еще один родственник семьи Бенуа.
Концепция выставки, автором которой значится художник Павел Каплевич, не просто погружает нас в мир искусства или «исследует феномен семьи как главного творца культурного кода на рубеже XIX и XX века», как прописано на официальной странице проекта. Эта экспозиция проводит нас через код, знакомый каждому. Только уже не культурный, а генетический, внутри которого уже давно прошиты парадные набережные, зазеркалье театра, барочный Версаль, «Петрушка», Пушкин, египетские саркофаги и рыцари из Эрмитажа. И код этот поистине петербургский.
Я понимал прелесть моего города, мне нравилось в нем все; позже мне не только уже все нравилось, но я оценил значение всей этой целостности. Я исполнился к Петербургу того чувства, которое, вероятно, жило в римлянах к своей urbs (город — лат.), которое у природного француза к Парижу, у англичанина к Лондону, у истинно русского человека к Москве, которого, пожалуй, нет у немцев…. А во мне скорее жил (да и теперь живет) такой императив — Petersburg Uber Alles... (Петербург превыше всего (нем.)