Часть первая
Балерина — это не девочка в красивой пачке, которая эффектно крутится на одной ноге. Это Статус. С прописной буквы! Его очень непросто заслужить, а еще сложнее удержать. Интересных танцовщиков много, посредственностей тьма, а Балерина — одна.
Как водится, я забежал перед спектаклем к Кристине в раздевалку. Я знал, что ей сегодня как никогда нужна поддержка. Казалось бы, уже не девочка, а давно сильная стабильная балерина. Я ей пытался внушить: тебе ничего никому не надо уже доказывать, постарайся просто танцевать в удовольствие. Хотя, по правде говоря, танцевать на больной ноге, удовольствие то еще, особенно, когда диагноз неизвестен. По себе знаю, если уверен, что перелома нет и связки более-менее целы, то, как говорится, на адреналине протянешь. Даже в тех случаях, когда в антракте уже не можешь наступить на ногу, а впереди еще два акта с прыжковыми вариациями, балерине надо не просто дотянуть до конца, а остаться на высоте, гадая откроется ли вообще занавес на последний акт или тебя увезут!
Мало кто сравнится с Кристиной в партии Лауренсии. Ее внешность и технические данные полностью рисуют образ. Свой волевой сильный характер Кристина перенесла на своего персонажа. Получилась очень гармоничная и интересная роль. Жаль только, что не так часто зритель ее видел. Проклятая пандемия.
Конечно, Кристина хотела почаще танцевать одну из своих лучших партий, несмотря ни на что. Тем более верный партнер на сцене был ее партнером и в жизни. Роль ему тоже шла. Ко всему прочему, этот балет должен был стать переломным для Балаша на его сложном творческом пути. Это не просто очередная сольная партия, это ведущая роль, где нужно создать запоминающийся образ, не растерять технические моменты и не подвести партнершу в дуэте. Весомая причина, по которой Кристина хоть с одной ногой, хоть под капельницей, но обязана была выйти и своим опытом помочь Балашке зарекомендовать себя как крепкого надежного солиста.
Чтобы не волновать и так нервничающего партнера, Кристина ничего не сказала про свою травму на репетиции накануне. Про замену балерины не могло быть и речи — заменили бы ведущую пару. Про огромную ответственность, которую она взвалила на свои плечи, знал только я.
Свой первый выход Кристина провела блистательно. Обожаю умных балерин. Единственный знающий, что происходит на сцене, я мог наблюдать, как она мастерски сдвигает акценты с опасных для ноги моментов, как она меняет ракурсы, как ловко распределяет нагрузку на другие танцевальные фразы. Раздирающее чувство безумного переживания и обожания одновременно. Гениально и быстро она сумела перенастроить свой физический аппарат из-за появившейся проблемы и не потерять в качестве. Такое владение телом возможно только после длительных и скрупулезных репетиций.
Но один момент в первом акте заставил меня чуть ли не вскрикнуть. Как будто само провидение проверяло ребят на прочность тем спектаклем. На сцене бывают неровности в полу. Это объясняется различными люками, подъемными механизмами, да и просто качеством полового покрытия. Неприятности избежать не удалось. Положение центральной пары между двумя другими продиктовало единственное в тот момент направление — точно посередине. Кристина, почувствовав неровность, украла у середины пару сантиметров в сторону, но этого оказалось недостаточно. Каскад движений поволок пятачок пуанта в центр. Боже! Да это еще и больная стопа! Можно было сойти с пятачка на целую ногу, но этого не допустил Балаш. Вовремя почувствовав шаткость, он пожертвовал своей стабильностью, качеством своего исполнения, поменял свое выгодное положение, но удержал балерину на пальце. В таких ситуациях мы говорим «спас балерину». А в данном случае — вдвойне.
В антракте открылось, что ситуация патовая: чтобы не сковырнуться с пятачка и еще больше не повредить ногу, Кристина пережала мышцы спины. Неровное распределение нагрузки в тот момент привело к тому, что мышца зажалась в комок и передавила нерв, вызвав сильную боль. Дороги обратно нет. Спектакль уже начался. Замены нет. Надо продолжать. Балаш был предупрежден. От этого напрямую зависел его личный успех и успех всего спектакля. И он вынес его, в прямом смысле, на руках. Как самое дорогое, что у него есть в жизни, весь заключительный акт в дуэтах он носил Кристину над поверхностью пола, максимально сглаживая все ее приземления. Это дало ей возможность добраться до финального фуэте. Собрав все силы и волю в кулак, очень уставшие, они вместе дошли до победного конца. Как их герои Фрондосо и Лауренсия, ребята сплоченной командой преодолели, казалось, непреодолимые трудности вместе. Зрители будто почувствовали этот дух борьбы, доверия, взаимопомощи — зал утонул в овациях после финального аккорда.
Бесконечные поклоны кордебалета и солистов. Зал не отпускает. Пока и не надо, ждем дирижера, которого на сцену всегда выводит балерина. А пока растерянная Кристина продолжает в сотый раз выходить на авансцену, благодаря зрителя за такой теплый прием. Она и не заметила, поглядывая в левую кулису в ожидании дирижера, как Балаш испарился в правой. А дирижер и не думал подниматься. Ему еще предстояло сыграть свадебный марш! Зал взревел от восторга, впрочем, как и весь кордебалет на сцене. Мы все увидели Балашку на сцене с огромным букетом роз и коробочкой с кольцом, ждущим Кристину на одном колене. Она, не видящая его, не понимающая неожиданной бурной реакции зрителя и еще не разобрав аккордов известной мелодии, продолжала отвешивать поклон.
Это был, наверное, единственный раз, когда в центре сцены, при забитом зрительном зале под звучание всего оркестра, в костюме и гриме балерина забыла, что она балерина. Кристина была просто самой счастливой женщиной на Земле.
С Днем святого Валентина!
Продолжение следует...