Статьи

Театральные каникулы

08.09.2022

Автор: Ульяна Горелова

Фото: Карина Житкова

 

Занавес играет важную роль в жизни театра. Открывая публике сценический мир лишь в назначенное время, он многое оставляет невидимым, сохраняя тем самым волшебство спектаклей. Летом он опускается почти на целый месяц, оставляя зрителям свободу воображения. Что делается в театре, когда нет спектаклей? Как проводят свой отпуск артисты балета? Мы решили подробно рассказать о происходящем на сцене и за ее пределами в августе и разобраться, что же все-таки такое театральные каникулы.

Каникулы в большинстве театров оперы и балета приходятся на август. Сцену после финального спектакля в сезоне «консервируют», то есть закрывают, и какое-то время там совсем ничего не происходит. 

И все же театр не вымирает, как это может показаться «с улицы». Когда творческие коллективы, репетиторы, костюмеры, монтировщики, художники уходят в заслуженный отпуск, для других цехов наступает самый активный рабочий период. За несколько последних недель лета продюсерам, отделу кадров и бухгалтерии необходимо составить график, которого театр будет придерживаться весь следующий сезон. На подготовительно-административном уровне начинается разработка новых проектов: обсуждаются договоренности с артистами, постановщиками, контрагентами и составляются контракты. В летний перерыв ведется подготовка премьер. Только проходит она не в репетиционных залах с участием артистов, а внутри продюсерских кабинетов.

Однако не только офисы готовятся к осени, сам театр тоже преображается: ремонтные группы приводят в порядок все элементы интерьера. Одно из самых необычных и впечатляющих событий — спуск главной люстры театра. Работники бережно протирают каждый хрусталик, чтобы она сверкала должным образом весь театральный сезон. По необходимости в здании театра заменяют обветшавший паркет в залах и фойе, реставрируют зрительские кресла, настраивают инструменты в оперных классах, переклеивают линолеум балетных залов, проверяют и приводят в порядок все техническое оборудование и, конечно, перед самым стартом нового сезона тщательно готовят главную сцену.

Правда, иногда привычный режим нарушается, и случается это чаще всего, когда в театр приезжают гости, то есть сцену сдают в аренду под гастроли. В этой ситуации реставрационную деятельность приходится немного отсрочить. Театры очень трепетно относятся к своему оборудованию, поэтому обычно стараются не допускать к работе с ними «не своих» специалистов. Зачастую художники по свету и механики сцены остаются сотрудничать с приезжей труппой. От гостей в этом случае требуется лишь техник или помощник режиссера, который объясняет функциональный сценарий привезенных спектаклей. 

Для артистов балета летний период тоже особенный. И дело здесь даже не в отпуске, а в самой атмосфере, которая даже в рабочие летние месяцы положительно влияет на состояние артистов. Прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина говорит, что летом ощущает себя по-другому и физически, и эмоционально: «Обожаю это время, когда солнце светит в окна зала и становится так тепло, и тело сразу такое податливое… А после спектакля выходишь на улицу и не мерзнешь! И уже счастлив. Это такая прелесть».

В свой основной отпуск артисты уходят в августе на 2–3 недели и вольны распоряжаться своим временем, как вздумается, стараясь за каникулы успеть все то, что в течение года сделать не удавалось из-за плотного графика. Полежать на пляже, побродить по горам, провести время с семьей на даче и, конечно же, выспаться — вот о чем зачастую мечтают артисты балета. Ментальный отдых и полное переключение мыслей очень важны после жизни в «режиме режима», но также летний перерыв дает возможность отдохнуть и телу, восстановиться под лечебным воздействием моря, солнца и теплого песка. По словам самих артистов, это самое чудодейственное лекарство. Некоторые же танцовщики предпочитают работать и во время каникул. Они улетают по приглашениям других театров, выступают на гала-концертах. Разумеется, такая дополнительная нагрузка по душе не каждому, но для ведущей солистки Музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Анастасии Лименько это идеальный способ провести свой отпуск: «Этим августом я мечтала снова танцевать, путешествуя по миру, потому что для меня такие поездки — это эмоциональная перезарядка и огромное удовольствие. И хоть это достаточно тяжело, заграничные гала все равно для меня остаются самыми яркими летними воспоминаниями». 

Перерывы в работе просто необходимы. По словам артистки балета Музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Кристины Стихаревой, тело за весь сезон так устает, что в буквальном смысле требует оставить на короткое время в покое. «Природа, чистый воздух, спокойствие дают определенные преимущества: есть возможность заняться своим телом более детально. К примеру, найти время на занятия йогой, пилатесом или другими физическими нагрузками, позволяющими улучшить свою балетную форму и в то же время получить эмоциональный заряд на текущий сезон. В этом году я нашла время поехать на Алтай и получила незабываемые впечатления как от красот природы, так и от ощущения прилива сил при занятиях йогой на свежем воздухе. Ты словно выпадаешь из обычного ритма жизни и оказываешься в совершенно ином, каком-то нереальном по восприятию мире», — поделилась эмоциями балерина.

Интересно, что многие артисты отметили изменения в отношении к отдыху, произошедшие после опыта локдауна, — отдыхать стало будто легче, а чувство вины за собственное «безделье» почти ушло. Место ежедневных балетных тренировок или работы в летней рутине заняли йога, прогулки на природе, легкий фитнес — точечная нагрузка позволяет находить баланс между отдыхом и поддержанием формы. Как говорит артистка балета Мариинского театра Леа Томассон: «Отпуск — это время для себя, когда можно ослабить концентрацию, быть расслабленным, направлять креативную энергию в новые русла и, конечно же, тренироваться ради удовольствия. Если ты хочешь танцевать, тебе не нужны особые условия для этого».

Словом, летний график у всех разный. Артисты исходят из особенностей своей физиологии, возраста, общего физического состояния. Как правило, артисты сами знают, сколько могут позволить отдохнуть своему телу и себе и как долго потом будут возвращаться в форму. Кто-то любит сначала полностью отдаваться отдыху, а потом активнее и дольше тренироваться, кому-то больше нравится поддерживать себя в тонусе и во время отпуска (кстати, плавание и пилатес для этого тоже вполне подходят), чтобы потом меньше тратить усилий на обретение формы.  

Еще один важный компонент балетного режима — диета, которая летом тоже немного меняется. Для многих перерыв в тренировках и работе — причина внимательнее относиться к питанию. Как оказалось, для некоторых отпуск становится возможностью вернуться к более здоровой и правильной пище, которой в лихорадке балетного сезона между репетициями, спектаклями и классами приходилось пренебрегать. Другие же, как премьер Большого театра Игорь Цвирко, предпочитают менять не меню, а график еды: «У меня в плане диеты все как обычно, просто вместо завтрака, обеда и ужина получается завтрак-обед и ужин».  

В конце августа — начале сентября двери театра и репетиционных залов открываются для артистов, чтобы они могли начать полноценную подготовку к первым спектаклям и снова входить в ритм. Иногда, правда, этого не происходит. Виктория Терешкина поделилась, что делает в таком случае: «В прошлом году я открывала сезон спектаклем «Ромео и Джульетта». Это была огромная ответственность, и за 3–4 дня подготовиться я бы не смогла. В театр тогда еще не пускали, в залах шел ремонт. А мне нужно было, поэтому я договорилась: приходила в театр, брала ключи от этажей, от залов и занималась одна. Что-то пробовала на пуантах, и, честно скажу, поймала очень неприятное ощущение. Если ты вышел из формы, все ноет, легко можно что-то подвернуть, надорвать, так как мышцы теряют тонус. К тому же моя ахиллесова пята — ногти и пальцы, отвыкшие за пару недель от дискомфорта. Когда я надеваю пуанты, они очень болят, все стирается в кровь. Но для меня это уже не сюрприз, я знаю, что так будет, поэтому и начинаю подготовку заранее, учитывая все нюансы». 

Театр — это сложно устроенный организм, в котором каждый человек влияет на творческий процесс. Очевидно, что внутренняя жизнь театра не менее таинственна и интересна, чем его светская составляющая. В жизни театра нет полной остановки, он просто замирает ненадолго, чтобы распахнуть свои двери в новом сезоне.

Фотоистория снята в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко во время летнего перерыва.