Статьи

Современный танец. Имена. Vol. 1

26.01.2024

Мир отечественного современного танца часто скрыт от глаз широкой аудитории, и если хореографам удается завладеть вниманием зрителей и критиков, то артисты реже попадают в их поле зрения. Стараемся исправить несправедливость и рассказать о нескольких именах, за которыми будем следить в новом году (как за всеми талантливыми танцовщиками).

Текст: Ольга Угарова

АЙСЫЛУ МИРХАФИЗХАН

В 2023 году в стенах Дома радио, петербургской резиденции Теодора Курентзиса, родилась новая труппа — musicAeterna Dance. Режиссером компании стала Анна Гусева, хореографом — звезда «Балета Москва» Анастасия Пешкова, танцовщиков набирали по опен-коллу: с разным бэкграундом, разной формации, разной фактуры, но с неординарными телесными способностями. В финальный отбор попала и Айсылу Мирхафизхан. Выпускница Казанского балетного училища однажды круто изменила свою жизнь, уйдя из балета в контемпорари, и вот ее звездный час настал: после июньской премьеры спектакля «Персефона» на Дягилевском фестивале, где Айсылу исполнила главную роль, танцовщица musicAeterna Dance проснулась знаменитой. Критика была единодушна и произвела артистку в статус звезды. В постановке она показала виртуозное владение не только телом, но и образом, и даже голосом (кроме танца, партитура спектакля подразумевала декламацию на французском языке).

Видео: Анастасия Лесникова

КСАНА КОВАЛЕВА

Свою исполнительскую карьеру танцовщица и хореограф Ксана Ковалева начала в компании Ксении Михеевой. Внутри петербургского проекта, дважды лауреата «Золотой маски» («Последнее чаепитие» и «Место, которого еще не было»), Ковалева оттачивала работу над телом и свое актерское дарование, отмеченное еще Невербальным театром MIE Виталия Кима. Путь экспериментов, работа с разными режиссерами и хореографами, фантазия в собственных нетривиальных контемпорари-импровизациях и гротескное обаяние привели Ковалеву к дуэту с Александром Челидзе и регулярным коллаборациям с Юлдус Бахтиозиной: художница пригласила Ксану стать хореографом (и артисткой) фильма «Война птиц и зверей» и fashion-саги «Шуба на кону».

ЕГОР ФОМИН

Выпускник Академии танца Бориса Эйфмана прошлого года был заметен, еще когда исполнял контемпорари-номера собственного сочинения в самой академии, не боясь взрослых остросоциальных и психологических тем (например, в работе «Контроль»). Решительный подход к собственным телесным возможностям и поиск нетривиальных путей внутри танца сразу выдали в нем храбрость, которая в сочетании с умным телом и головой может дать свои плоды, и довольно скоро. Несмотря на юный возраст, Владимир Варнава уже задействует его в небольшом дуэте «Обезьяна». В истории о столкновении с собственным отражением кроме Егора занят такой же интересный и юный Максим Петров (не родственник, а полный тезка худрука «Урал Балета»).

АЛЕВТИНА ГРУНТОВСКАЯ

Видео: Contemporary Dance Company

Хореограф и танцовщица, получив диплом по направлению «Художественные практики современного танца» в Академии Вагановой и укрепив свои навыки на всевозможных мастер-классах по контемпорари от Тель-Авива до Амстердама, ворвалась в самую гущу жизни петербургского современного танца: компания лауреата «Золотой маски» Ксении Михеевой, студия перформативного искусства «Сдвиг», спектакль «Новый обычай» от Клаудии Кастеллуччи, «Пульчинелла» Нанин Линнинг… Это лишь вершина того, чем поглощена Грунтовская, особенно сейчас, когда в недрах Дома радио она стала частью компании musicAeterna Dance и там же вместе с коллегой по труппе Евгением Калачевым (его тоже не стоит упускать из виду) курирует программу лекций-рефлексий о танце. Одно из главных ее детищ — работа с инклюзивной танцтруппой фонда поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом». В рамках этого проекта хореограф поставила на студентов фонда парципаторный парафраз «о. Лебединое» на тему канонического балета и спектакль «По пути», ставший исследованием на тему «Что такое дом?».

АЛЕКСЕЙ МОРОЗОВ

Алексею Морозову чуть больше двадцати лет. Из Севастополя в Москву он приехал, чтобы исполнить свою мечту — танцевать, а в 2020 году окончил Московский институт культуры по специальности «Руководитель любительского хореографического коллектива». С этого момента Морозов, с одной стороны, танцует сам, с другой — сочиняет хореографию для будущего поколения танцовщиков. Попав в орбиту Александра Могилева, он перенимает опыт одного из самых именитых хореографов контемпорари нового времени: участвует в постановках его компании русского современного танца «ЭТО» и преподает в одноименной школе. Несмотря на профессиональную нагрузку и работу в качестве постановщика номеров для детей (в портфолио нашлось место и для проекта ТНТ «Новые танцы»), успевает работать над собственной пластикой, недаром на конкурсе «Человек танцующий» московского фестиваля «Проба» он стал одним из лауреатов (в жюри были в том числе такие мэтры, как Ольга Пона и Татьяна Баганова).

ДАРЬЯ ПЛАСТУН

Танцовщица Дарья Пластун с легкостью делит свое тело на сегменты, а в танце соединяет ощущение flow, романтики, любви и веселой дерзости. В Петербурге ее, как правило, можно увидеть везде, где прописан современный танец: в Доме радио, в Центре им. Сергея Курехина, на Новой сцене Александринки. Сказывается жадность молодого артиста, стремящегося беспрестанно пробовать свои силы в разных проектах. Неудивительно, что несколько лет назад, когда в Петербург приехала Клаудиа Кастеллуччи, Дарья оказалась в числе финалистов опен-колла лаборатории итальянского хореографа, а недавно она стала одной из исполнительниц в фильме Юлдус Бахтиозиной «Война птиц и зверей». Сейчас имя танцовщицы часто встречается в списках артистов постановок Владимира Варнавы.

АЛЕКСАНДР ЧЕЛИДЗЕ

 

Видео: Rebel SSTM

В этом листе Александр Челидзе скорее может играть роль наставника. Годы танца за плечами и номинация на «Золотую маску» («Место, которого еще не было», мужская роль, 2023), безупречное владение телом и качеством движения, выразительная сценическая харизма и притягательность. Он — танцовщик, худрук, хореограф и педагог — список можно продолжать бесконечно. Александр стремится быть собой и будто сторонится массовой культуры, сосредоточившись на мире танца и ремесле. Последние два года он много танцует и ставит, а встретить его теперь можно в пространствах Дома радио и Александринки (Новая сцена), в драматических театрах и арт-фильмах Юлдус Бахтиозиной. Одна из последних премьер — спектакль «Балет. Снегурочка» петербургского Социально-художественного театра, где Челидзе выступил хореографом.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.