Рецензия

Старая легенда, рассказанная новыми pas

20.10.2024

В этом году 450-й день рождения празднует Уфа — столица Республики Башкортостан. К юбилею города была приурочена премьера национального балета «Семь девушек» композитора Галины Зигановой в Академическом театре оперы и балета.


Текст: Виолета Майниеце

 

В основе сюжета — древняя башкирская народная легенда о семи сестрах-красавицах, девушках смелых, обаятельных и гордых. Плену и неволе они предпочли смерть в волнах озера Культубан. На небо вознеслись их светлые души, став яркими звездами Большой Медведицы.

Этот красивый космогонический миф знают все. Давно башкирской классикой стал танец «Семь девушек» в постановке Файзи Гаскарова (ученика и последователя Игоря Моисеева) для Государственного ансамбля народного танца. Появился он еще в начале 1950-х годов. С 2015 года семь изящных танцующих фигур украшают музыкальный фонтан в сквере, расположенном в центре города, рядом с театром. Свои плавные хороводы юные красавицы в национальных костюмах ведут на потолке зрительного зала. Теперь они затанцевали и на сцене, рассказывая старинную легенду на современный лад. Даже странно, что только сейчас башкирский балет обратился к этой теме, столь поэтичной и танцевальной.

Длинным и извилистым был путь легенды к сценическому воплощению. Среди авторов идеи: художественный руководитель балета Леонора Куватова и Ильмар Альмухамедов, ректор Уфимского государственного института искусств. С детства он, запомнив красочный рассказ своей бабушки о сестрах, ставших после гибели звездами на небе, мечтал увидеть это сказание в танце. Из разных версий легенды (нашествие реальных врагов-завоевателей, космический и метафизический варианты и др.) он выбрал самую сказочную, близкую природе балета. Сестры, их избранники-богатыри, солнечный народ сталкиваются с миром злых духов — дэвов, их беспощадным властелином. И бесстрашно идут на смерть, бессмертием души побеждая зло. «Подобные сюжеты притягивают зрителя, побуждают верить в чудеса, недоступные в повседневной жизни», — уверен Альмухамедов.

При сценическом воплощении его концепция подверглась определенным изменениям. Исчезли одни персонажи, появились другие.

В либретто есть необычный персонаж — Баксы, проводник между мирами земным и небесным. Кто он: лик судьбы, вечный сказитель бессмертной легенды или иррациональная сила вне времени и пространства? Он, словно многоликий, мудрый режиссер сценического действа, появляется в самые важные моменты. Порой поддерживает героев, вселяет в них веру, старается отгородить от зла. Не в его силах изменить миропорядок. Вечен конфликт между солнечным миром людей и темными инфернальными силами. Так было, так будет. Ему дано лишь мудро предвидеть, предсказать трагические события.

На создание музыки к будущему балету был объявлен конкурс. Лучшей признали идею и музыкальную концепцию композитора Галины Зигановой. Это ее балетный дебют. Современным музыкальным языком, где традиции и формы классического балета тесно переплетены с темами фольклора, она рассказала свой вариант народной легенды. Создала скорее лирико-драматическую повесть с импрессионистическими картинами лунного света, капель воды, восхода солнца, вечного сияния звезд на небосклоне, чем героическую народную драму. Нездешним лунным мерцанием насыщены сцены воскресения погибшего героя в конце первого акта. Именно Луна — вечное животворящее женское начало — возвращает его к жизни, как и поцелуй любимой.

Композитор удачно использовала находки знаменитых балетных партитур Арама Хачатуряна, Кара Караева, Арифа Меликова, которые логично вплетены в ее музыку. Напористо динамичны сцены зарождения и нашествия зла, его разрастания до космических масштабов. В финале победоносная оргия дэвов и их предводителя обрывается простой мелодией знаменитого танца «Семи девушек» — непобедим скромный, но стойкий дух народа, воплощенный в этом номере. А потом таинственная «музыка небесных сфер» возвещает о появлении нового семизвездия на небосклоне. В безлюдном пространстве растворяется тема проводника между мирами, с которой начинался балет.

В слегка холодновато-отстраненной лирике решены дуэты главных героев — младшей сестры Яугуль и ее возлюбленного Акбулат-батыра. Нет в характеристике этих образов открытых эмоций и пылких страстей. Скорее сдержанная и просветленная женская целомудренность, непоказная мужская отвага. Индивидуализированы музыкальные портреты сестер в ансамбле второго действия — настоящий фейерверк девичьих характеров и настроений.

Ребусы партитуры блестяще разгадал и в игре оркестра преподнес музыкальный руководитель и дирижер постановки Александр Алексеев. Он щедро выявил богатства красочной оркестровки. Чисто и гармонично звучат разные группы, выразительны голоса солирующих инструментов. Местами музыкальная фактура подана предельно прозрачно. Пугающе динамичны все крещендо. Образы легко узнаваемы, выпуклы характеристики персонажей. А внутренняя драматургия тематического развития выявлена последовательно и так логично. Редкий случай, когда умно, талантливо прочитанную балетную партитуру хочется слушать отдельно от спектакля как чисто симфоническое произведение. Композитору сказочно повезло: отличная работа дирижера и оркестра повысили художественную ценность ее партитуры.

А как же танцы — важнейшая составляющая балета? Я знаю ряд произведений хореографа Рината Абушахманова. Он получил заслуженные призы и премии за отдельные показанные современные номера на весеннем пермском конкурсе «Арабеск» этого года. В них радовали яркая образность, точные, чуть ироничные характеры, простая современная пластика, умение работать с актерами. У хореографа явный дар миниатюриста. Другие его работы знаю по записям (в том числе интересную, полную лексических находок постановку «О чем молчат камни»). Бывший ведущий солист театра, он танцевал и принцев, и игровые яркие партии. Знает весь творческий диапазон мужского исполнительства.

Абушахманов хорошо изучил образцы русского классического наследия ХХ века, особенно балеты Юрия Григоровича, что заметно в премьерном спектакле. В нем много преднамеренных или невольных ссылок. Цитируется, конечно, первоклассный хореографический материал. Привычная ныне женская и мужская классика обогащена национальными элементами и деталями башкирских танцев. Характерны положения корпуса, особенно «танец рук», мелкие, ритмичные шажки и переступы. Грамотно выстроены массовые ансамбли и показаны сдержанные отношения героев. Чрезвычайно традиционны по классической лексике адажио главных героев, их вариации и соло, pas мужских воинственных плясок богатырей, сцены сражений людей и дэвов, женского кордебалета лунных дев и волн озера. К сожалению, они лишены того образного начала, которое так ценно в концертных номерах хореографа. Премьеры Гульсина Мавлюкасова (Яугуль) и Ильнур Зубаиров (Акбулат-батыр) — опытные, профессиональные артисты. Но часто весьма безликий, обобщенный классический текст партий не позволяет им выявить индивидуальности героев.

Дэву (виртуозный, фактурный Олег Шайбаков), его слугам и разным ликам зла повезло гораздо больше, что (увы!) не редкость в балетах. Их напористый, лихой, технически головоломный танец вызывает бурные аплодисменты в зале. Подобное «кособочит» драматургию балета — трудно понять, почему довольно безликое добро побеждает столь яркие и неистовые иррациональные силы.

Мало что балету добавляет невнятный пролог, где Дэв вроде предстает порождением сознания Акбулата. Намеченная тема (как в «Лебедином озере» Григоровича, где Злой гений — двойник Принца) тут же обрывается, не получив дальнейшего развития. Пролог хоть и весьма иллюстративный, кажется просто лишним.

Любопытно задумана партия Баксы, проводника между мирами (Андрей Брынцев). Он гибок и неуловим. То распластается на земле, то извивается подобно фантастическому растению, то странными пассами рук при помощи плаща пытается кого-то заколдовать или оградить, объединить — разъединить героев. Кто он: носитель добра или зла, может быть, нейтральный наблюдатель трагических событий? По пластике этот странный персонаж — самый интересный в балете.

После порабощения народа дэвами при помощи ярких длинных тканей (давно устаревший прием), гибели героя, сестры срывают с себя надетые нечистью дорогие украшения, бросаются в волны вышедшего из берегов озера. Недолго празднуют победу Дэв и его слуги. Сестры, одетые в черные национальные одежды, цитируя оригинал, на пальцах исполняют знаменитый шедевр Файзи Гаскарова. Зло не властно над их светлыми душами. Их забирает небо, чтобы они сияли среди мириад звезд...

Просты с некоторым национальным колоритом балетные костюмы всех участников, предложенные художником Альбертом Нестеровым. Скромны закрытые платья девушек (белое — у главной героини). Серебрятся белые костюмы батыров. У злой силы они, естественно, блестящие и черно-красные. У проводника — широкий балахон и штаны, неизменный плащ в руках.

Намного образнее декорации. Над сценой повисла конструкция их легких, волнистых тканей. Не то скопление облаков, не то волны озера, в котором утонули сестры. Она легко трансформируется, выпуская из середины прозрачную колонну, словно энергетический канал между мирами — земным и небесным. Все тут работает на концепцию балета.

Здорово выставлена световая партитура (художник Евгений Ганзбург). Солнечный свет заливает пространство в сценах праздников и народного гулянья. В небесной, холодноватой голубизне растворяются нежные адажио героев. Мрачно красным высвечены сцены сражений воинов и дэвов.

Непросто создать оригинальный национальный балет по самой популярной башкирской легенде. На такое решаются немногие. Новый балет, несомненно, займет достойное место в репертуаре театра наряду с «Журавлиной песней», «Аркаимом», «О чем молчат камни», которыми гордится башкирская культура.


Фото: Татьяна Ломовская
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.