В Казани завершился пятый сезон фестиваля современной хореографии StagePlatforma. Юбилейный выпуск отметили традиционным гала-концертом и премьерой балета Олега Габышева «Личности Миллигана», в главной партии которого вышел идеолог проекта премьер Олег Ивенко. Рассказываем, как прошел смотр.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/f3f1648d93f9.jpg)
Премьер Казанского театра оперы и балета, звезда байопика Рэйфа Файнса о Рудольфе Нурееве «Белый ворон» Олег Ивенко решился сделать свой фестиваль, едва вернувшись со съемок о великом танцовщике. То, что пять лет назад начиналось в небольшом концертном зале, теперь стало трехдневным проектом с гала-концертами, полнометражной балетной премьерой и образовательной программой с лекциями и звездными мастер-классами. Основная площадка теперь — это родной театр танцовщика. Сам Ивенко берет на себя роль не только художественного руководителя фестиваля, но и генерального продюсера.
К юбилейному сезону было решено подойти с риском — центральным событием в этом году стала премьера балета «Личности Миллигана» в постановке воспитанника Театра Бориса Эйфмана Олега Габышева. Если раньше смотр ограничивался концертами с номерами современного балета и танца, то на этот раз команда запустила целый продакшн по выпуску нового спектакля. Идея взять за основу феномен Билли Миллигана принадлежит хореографу, партитура была заказана композитору Эльмиру Низамову, дебютировавшему в балетном жанре и придавшему спектаклю кинематографичную тональность.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/684fe1f61884-medium.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/c8de5d2d4032-medium.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/db28b6c6c051-medium.jpg)
Главный герой постановки — тот самый американец Уильям Миллиган, один из известнейших людей с диагнозом «множественная личность»: в его сознании уживалось свыше двадцати «персонажей» разного пола, возраста, национальностей, стремлений, художественного или интеллектуального таланта. Часто такие расстройства психики — это результат перенесенных в детстве психологических травм: в случае Миллигана причиной стало жестокое обращение, послужившее отправной точкой для спектакля. Завязкой фабулы служит столкновение Миллигана и его пьяного отчима, после чего мы знакомимся с двумя его личностями: притягательной Аделаной в исполнении примы МАМТ Ксении Шевцовой и хулиганом Аленом, за которого отвечает солист МАМТ Георги Смилевски-мл. Именно Ален, внешне схожий с Билли, но уверенный и наглый, представляет ему других «Я» — ребенка Дэйва и красочного силача-циркача Рейнджера. Две последние партии ставились на артистов Казанского театра — Александру Елагину и Вагнера Карвальо, главную же роль исполнил виртуоз Олег Ивенко.
Пластический язык балета продиктован либретто. Перед нами несколько очень разных по характеру героев: доведенный до отчаяния и напуганный Билли, из которого внутреннее противостояние вырывается в гранд-пируэтах и трюковых прыжках, нежная Аделана, протяжными движениями своих удлиненных линий пытающаяся успокоить его боль, карикатурный Рейнджер с яркой позировкой, резкий Ален и угловатый Дэйв. В тексте прослеживаются многие канонические приемы Театра Эйфмана, в которых так хорош Олег Габышев-танцовщик — от опасных поддержек и сложной техники до подчеркнутой драматической игры. Но каждый элемент здесь не только органично продолжает индивидуальность артистов, но и оправдан контекстом истории, где нужны интенсивные эмоции и контрастный акцент на уязвимости самого Миллигана, загнанного в психологическую ловушку. Ощущение триллера Габышев поддерживает в драматургии и режиссуре, где каждая сцена на своем месте и вовремя сменяет другую, не сбрасывая напряжения до самого финала, увы, трагичного и далеко не спасительного.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/609b6ec9647c.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/543d5efd79f1.jpg)
Несмотря на подготовку балета-вызова, фестиваль не стал менять формат и традиционно собрал гала, в котором принимают участие артисты казанской труппы, звезды знаковых театров и независимые танцовщики. На фестивале в этом году прошло два концерта: первый уложился в одно отделение, второй был расширен, но оба вечера были составлены так, чтобы показать довольно большой спектр того, каким бывает современный балет и танец. Классическая лексика звучала у Алессандро Каггеджи. Солист Казанского театра поставил к фестивалю две премьеры — одну из них он посвятил Джерому Роббинсу, вторую, вдохновившись выставкой в Третьяковке, — художнику Юрию Пименову.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/ace598ecd80a.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/6cbbe09aae7c.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/40cf4f1f606f.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/b05053eb2c80.jpg)
Прима Большого Кристина Кретова и экспрессивный дуэт Эрики Микиртичевой и Дениса Дмитриева из МАМТ показали работы мастера деконструкции Мауро Бигонцетти — отрывки из его балетов Cinque и Cantata, Олег Габышев — свой номер-гротеск «Лень», в котором компанию ему составила артистичная Александра Елагина, а Иннокентий Юлдашев и Елена Соломянко — в номере польского хореографа Роберта Бондары «Возьми меня с собой» — то, как одновременно чувственно и экстремально можно работать с музыкой Radiohead.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/aff15e361ac8.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/23bf4944ff72.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/d05e29942ca8.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/58ae82257e56.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/4d7b7fbee4e9.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/ac63e07030fb.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/d343a839f88e.jpg)
За блок контемпорари отвечали хореографы Владимир Варнава, Александр Могилев, Алексей Расторгуев и казанский тандем Марселя и Марии Нуриевых. Все они оказались в Казани лиричными героями: их изобретательные по языку номера вызвали исключительно сентиментальные чувства, будь то дуэты, трогательные монологи Варнавы и Могилева, или премьерная работа «Аманат» от Нуриевых, соединивших пластику контемпорари-танца и «память крови» через медитативную музыку с древними персидскими мотивами. В этом же разделе нашлось место и эксперименту: Владимир Варнава исполнил вместе с Дианой Мухамедшиной дуэт из своего эксклюзивного музейного перформанса «Демон», поставленного специально к открытию нашумевшей выставки Михаила Врубеля в Москве.
Параллельная программа стала логичным продолжением такого микса: мастер-классы провели и балетные артисты, и современные танцовщики, а на лекциях рассказывали о классике и авангарде — все, чтобы показать, какой мир танца большой. И судя по солдаутам, Казань встречает такой подход положительно.
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/6b561a2d053a.jpg)
Фотогалерея
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/43e58a4f530e.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/5fc1f2691ba8.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/d4cd4a695dd9.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/52cb3f9a4952.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/83c901959702.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/657012f78afb.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/8110a75eb9f7.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/97cf9887fef4.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/ba85a034de4a.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/a70fd70dbe68.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/8762e8a6ed12.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/9f8956242347.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/db4d8a31d3e0.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/ce3bb26c4823.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/d814013b36e8.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/b0b86b673686.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/1d546ecc92c2.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/eb5ebc80e48a.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/c869473123fe.jpg)
![](https://balletmagazine.ru/uploads/posts/noyabr/stageplatforma/c8eee105f2ba.jpg)