Статьи

Поймать жар-птицу

17.10.2024

21 октября в Государственном Кремлевском дворце пройдет праздничный вечер «Тамара Карсавина. Жар-птица на века», посвященный выдающейся русской балерине и ее ролям. В рамках проекта «Автографы и имиджи» Андрис Лиепа собирает на одной сцене артистов ведущих театров России.

В первом отделении будет представлен балет «Жар-птица» Михаила Фокина. В 1994 году спектакль был восстановлен Андрисом Лиепой для Мариинского театра, а в феврале 2012 года перенесен на сцену МГАДМТ им. Н.И. Сац. Главную партию Жар-птицы впервые исполнит прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова, а в роли Ивана-царевича выступит артист Мариинского театра Антон Осетров.

В новом материале Виолетта Майниеце рассказывает об истории этого спектакля на балетной сцене.

Анжелина Воронцова в образе Жар-птицы

Жар-птица — фантастический персонаж многих русских народных и литературных сказок, включая «Конька-Горбунка» Павла Ершова. Таинственная, сверкающая, обжигающая и опасная, она исполняла желания смельчаков, поймавших ее. Поймать Жар-птицу — значит поймать удачу. 
Птица огня давно просилась на балетную сцену, любящую орнитологию и свободные полеты. Но балет долго обходил стороной этот фантастический образ. Она затанцевала только в начале ХХ века. Притом не в России, а в Париже во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. «Жар-птица» принесла счастье и своим постановщикам, и многочисленным любителям балета. Она до сих пор летает над сценой. 
«Жар-птица» — первый балет на русскую тему в антрепризе Сергея Дягилева. Появился он в 1910 году. В его истории есть забавный эпизод. 
 

Задумав балетные гастроли в Париже, Дягилев решил «угостить» парижан чем-то исконно русским. «Жар-птицу» он заявил в афише первого балетного сезона в 1909 году. Но балет поставить не успели. Подвел композитор Константин Лядов: заказанную музыку он вовремя не сочинил. Ловкий импресарио не унывал. Он занялся подтасовкой. Вместо обещанной «Жар-птицы» на сцене исполнялось pas de deux принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица» в новых, слегка ориентальных костюмах Льва Бакста. Судя по эскизам костюмов, Голубая птица предстала принцем, а принцесса Флорина, скорее наоборот, сказочной птицей. Парижане «Спящую» не знали, в балетных птицах не разбирались, потому подвох не заметили и с восторгом смотрели чудесный номер. 
Год спустя в Париже показали настоящую «Жар-птицу». Она имела огромный успех и на долгие годы осталась в репертуаре дягилевской труппы.
У истоков «Жар-птицы» стояли двое: начинающий композитор Игорь Стравинский и молодой хореограф-новатор Михаил Фокин. Фокин был и автором либретто.

У «Жар-птицы» нет единого литературного источника. Либретто создавалось Фокиным по мотивам многочисленных русских сказок. Его обворожил сам образ таинственной Жар–птицы, ее огненные полеты. Преследуя фантастическое существо, Иван-царевич попадает в мрачное царство Кощея Бессмертного. Он ловит, пытается удержать сказочную птицу. Пойманная Жар-птица просит царевича отпустить ее, взамен даруя ему волшебное перо, которым он может призвать ее на помощь в трудную минуту.  

Ночью в саду резвятся, золотыми яблочками играют, юные девы — пленницы Кощея. Иван-царевич влюбляется в Ненаглядную Красу. Желая спасти ее, он сражается с Кощеем и его поганым войском. Уже многих смелых витязей превратил в камень злой Кощей. Такая же участь ждет Ивана. Волшебным пером он призывает на помощь Жар-птицу. Она заставляет неистово плясать Кощеево царство, а потом усыпляет колыбельной этих «танцоров поневоле». Иван-царевич разбивает огромное яйцо — в нем заключена смерть Кощея. В прах рассыпается чудовище. Исчезает его мрачное царство. Оживают окаменевшие витязи. Праздничный, солнечный апофеоз и свадьба героев венчают балет.  
«Жар-птица» — первая балетная партитура молодого, еще мало известного композитора Игоря Стравинского. Дягилеву очень понравилась его музыка — она горела, искрилась, сверкала, была «не балетной», новаторской и такой современной. Именно «Жар-птица» прославила имя начинающего композитора за пределами России. 
Фокин с радостью вспоминал сотрудничество с композитором. В мемуарах «Против течения» он писал: «Я не ждал, пока композитор даст мне готовую музыку. Стравинский приходил ко мне с первыми набросками, с первоначальными мыслями. Он мне их играл. Я для него мимировал сцены. <…> Я изображал царевича. Забором было мое пианино. Я лез через пианино, прыгал с него, бродил, испуганно озираясь, по моему кабинету. <…> Стравинский следил за мною и вторил мне отрывками мелодии царевича на фоне таинственного трепета, изображающего сад злого царя Кощея. Потом я был царевной, брал боязливо из рук воображаемого царевича золотое яблоко. Потом я был злым Кощеем, его поганой свитой. Все это находило самое живописное отражение в звуках рояля, несущихся из-под пальцев Стравинского, также увлеченного этой интересной работой». 
Из ежедневных музыкально-танцевальных занятий родился шедевр. «Жар-птица» — одна из первых новаторских, красочно-декоративных партитур ХХ века. После балетных опытов Петра Чайковского и Александра Глазунова благодаря Стравинскому музыку для балета стали сочинять выдающиеся композиторы — Дебюсси, Равель, Прокофьев. Отдельные сюиты из балетов до сих пор исполняются на симфонических концертах лучшими дирижерами и оркестрами мира.  

Богатые костюмы, расшитые золотом и жемчугом, и сказочные декорации придумал знаток русской старины Александр Головин. Особенно торжественно и грандиозно смотрелся финал.
В сюжете балета много символов. Некоторые в сражении Ивана-царевича с Кощеем даже увидели победу русских над татаро-монгольским игом. А саму Жар-птицу отождествили с птицей фениксом, которая, сжигая себя, вновь возрождается из пепла. Феникс был восточным образом, близким символистам. Костюм Жар-птицы придумал художник Лев Бакст. В нем много ориентальных мотивов. Балерина танцевала не в огненной пачке, как сейчас, а в восточных шальварах. Ее головной убор украшали нити жемчуга и перья, а волосы были заплетены в длинные косы.
Жар-птицу Фокин придумал для «восточной красавицы» — балерины Тамары Карсавиной. Искрометной и сверкающей была хореография партии. А сам классический танец — резким, порывистым, с вольными полетами, неожиданными позами и остановками. Непривычной была и пластика рук. Руки-крылья то свободно обхватывали тело балерины, то переплетались в изящных изгибах. В огромных прыжках Жар-птица пересекала сцену. Дикая, неукротимая, она то рвалась из рук поймавшего ее царевича, то покорно затихала в его объятиях. 
Не осталось киносъемок самой Карсавиной в партии Жар-птицы. Но сохранились кинокадры 1950-х годов, где она репетирует эту партию с английской примой Марго Фонтейн, показывает хореографический текст, объясняет многие детали. Фонтейн танцевала Жар-птицу так, «как учила Карсавина». 
В стиле «босоножки» Айседоры Дункан, которой он восхищался, Фокин поставил партии царевны Ненаглядной Красы и ее подружек. Они танцевали «босиком», точнее — без балетной обуви, в телесного цвета трико, на которых для достоверности рисовали пальчики. На царевнах были расшитые свободные рубашки, играли они длинными, распущенными волосами. Такого никогда не видела русская и тем более зарубежная балетная сцена. Царевну исполняла Вера Фокина, ненаглядная краса для своего мужа — хореографа Михаила Фокина.

Гротескными были все поганые пляски чудищ, билибошек, кикимор. Нечисть, как умела и могла, пугала Ивана, ползала, прыгала, вращалась в воздухе с подогнутыми под себя ногами, кувыркалась, выделывая всякие замысловатые па. Высоченным, высохшим от злобы костлявым стариком был Кощей Бессмертный. Его играл Александр Булгаков.
Сам Фокин танцевал Ивана-царевича. Он отказался от устаревшей условной пантомимы времен Петипа. Заменил ее действенным танцем и всем понятной игрой в сцене смерти Кощея.
Премьера одноактного балета состоялась на сцене Парижской оперы 25 июня 1910 года. Экзотикой, красочной таинственностью русская «Жар-птица» ошеломила и околдовала французов. Она была очень современной, вызвала настоящий бум и интерес ко всему русскому. Впоследствии «Жар-птица» облетела многие зарубежные сцены.
Появились и многочисленные новые варианты балета. Свою версию «Жар-птицы» с декорациями Марка Шагала поставил Джордж Баланчин. Ее танцевала Мария Толчиф — жена Баланчина. Шагаловская жар-птица до сих пор украшает плафон Парижской оперы в красном секторе. А на ее сцене прошла премьера версии Мориса Бежара. Бежаровскую Жар-птицу танцует мужчина, призывая к борьбе и сопротивлению своих товарищей.
Печальнее жилось фокинской «Жар-птице» в России. Подобно другим дягилевским постановкам, она тут почти не шла. Белоэмигрантами считались и композитор, и хореограф. Новые версии балета в разное время показали Федор Лопухов, Николай Боярский, Борис Эйфман. «Жар-птица» Эйфмана с обилием акробатических поддержек шла в Мариинском театре. Центральную партию танцевала Габриэлла Комлева. В 1960-е годы вариант фокинской версии шел в Большом театре с Майей Плисецкой в главной партии.  
В 1993 году фокинскую редакцию балета в Россию вернул Андрис Лиепа. Балет он возобновил в Мариинском театре. В главной партии блистали Ирма Ниорадзе и Диана Вишнева. Лиепа также создал видеофильм «Возвращение Жар-птицы», где сам станцевал Ивана-царевича в паре с Жар-птицей — Ниной Ананиашвили. 
Подобно фениксу, «Жар-птица» возродилась. Ее сценическая жизнь продолжается на исторической родине.

Фото: Алиса Асланова
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.