В ноябре в Казани прошел юбилейный фестиваль StagePlatforma. Пять лет назад проект начинался как небольшое событие в жизни столицы Татарстана, сейчас — это гала-концерты с участием звезд самых важных театров страны, мастер-классы независимых танцовщиков контемпорари, лекции и премьеры. Мы встретились с идеологом смотра премьером Олегом Ивенко в стенах его родного казанского Театра оперы и балета.
В честь юбилея фестиваля предлагаю начать сначала: что означает название твоего проекта StagePlatforma?
Танцевальная площадка, на которой публике показывают, какой сейчас бывает танец и балет. Пять лет назад ничего подобного в Казани не было: существовали хорошие объединения, коллективы, кружки, мини-труппы, которые были собраны вокруг современной хореографии, но все существовало разрозненно. Мне, с одной стороны, хотелось приблизить наше искусство к публике, с другой — показать, сколько интересного происходит в нашем мире прямо сейчас.
Из чего состоит фестиваль?
Каждый год мы составляем концертную программу из номеров современной хореографии, но для меня очень важно работать и с образовательным потоком. Если в первые сезоны был сделан акцент на практических классах, где можно было попробовать все, что связано с пластикой, — от контемпорари и фламенко до балетной растяжки и йоги, то с третьего выпуска у нас появилась возможность подключать открытые лекции и организовывать серьезные мастер-классы, в том числе с Олегом Габышевым, Алессандро Каггеджи, Владимиром Варнавой и Александром Могилевым. Я хочу знакомить зрителей с современным танцем со всех сторон: чтобы они могли не просто быть наблюдателями, но и погружаться в процесс.
Почему пять лет назад, на пике своей карьеры, ты решил затеять такой серьезный проект?
Я тогда только вернулся со съемок «Белого ворона» Рэйфа Файнса. У меня был огромный прилив сил, энергии и вдохновения! Захотелось сделать что-то важное и полезное. Пошел советоваться к заведующей литературным отделом театра Жанне Мельниковой, и она буквально за чаем говорит: «Олег, а давай подумаем над фестивалем современной хореографии». У наших артистов есть много номеров, которые им ставят хореографы для разных конкурсов и концертов, но зрители в репертуаре их не видят, и я решил попробовать собрать первый сезон. Так все и завертелось. Кстати, Жанна и сейчас один из самых важных людей в команде StagePlatforma.
Неужели даже страшно не было браться за продюсирование?
Конечно, было. Но на тот момент я уже три года занимался развитием своей частной школы хореографии, поэтому небольшой менеджерский опыт поддержал: я хотя бы не боялся бухгалтерских отчетов и смет.
Как прошел первый выпуск?
Лихо. Мы собрали программу и показали ее на сцене Дома актера на 80 мест. Выступали артисты из нашей казанской труппы и независимые танцовщики. Была даже живая музыка — от молодежного оркестра. А спустя буквально пару месяцев родилась мысль сделать опен-эйр, и второй сезон фестиваля прошел в том же году, что и первый. Мастер-классы проводили в парке «Черное озеро» и на берегу озера Кабан, а гала-концерт — в казанском Кремле, где для нас построили сцену. И все было бесплатно.
Когда основной площадкой стал твой родной Театр оперы и балета имени Джалиля?
К третьему сезону. После опен-эйра мне написал один депутат, который предложил обратиться за поддержкой к министру культуры Республики Татарстан. На тот момент этот пост заняла Ирада Хафизяновна Аюпова. Ей очень понравился наш проект, и нам выделили небольшое финансирование. Так открылись дополнительные возможности: я мог подумать о том, как расширить программу и пригласить звезд из других театров. Конечно, требовалась уже серьезная площадка, и я очень благодарен директору театра Рауфалю Сабировичу Мухаметзянову, который нас тоже поддержал, как и Президентский фонд культурных инициатив, без которого мы бы не справились с реализацией всего задуманного.
Кто, как правило, участвует в StagePlatforma?
Когда все закрутилось, и я увидел, что проект хорошо работает и у нас появилось субсидирование, то состав артистов пополнился такими именами, как Дину Тамазлакару, Олег Габышев, Анна Тихомирова, Анастасия Матвиенко, Елена Соломянко, Александр Таранов, Руслан Сатдинов, Володя Варнава, Илья Живой и Саша Сергеев — и все с очень хорошими номерами. С третьего сезона мы начали приглашать серьезных лекторов: у нас выступали Тата Боева, Вита Хлопова, Анастасия Глухова, Ирина Сироткина и Анна Гордеева.
Обычно ты показываешь гала-концерты, но к юбилейному сезону вы подготовили новый одноактный балет. Почему ты решил изменить традиционный подход?
Четвертый сезон мы провели с размахом. Первый вечер назывался «Олег Ивенко и друзья»: я пригласил своих коллег по труппе и посвятил его классическим pas de deux, которые мы не танцуем в театре. А второй уже состоял из современных номеров: была хореография Ратманского, Макгрегора, Бигонцетти, Варнавы, Могилева, Живого и Каггеджи. Как только мы провели фестиваль, я понял, что надо брать новую высоту.
Которой и оказался балет «Личности Миллигана» Олега Габышева?
Да. Когда я искал идею для спектакля, Олег предложил оттолкнуться от персонажа Билли Миллигана и тут же прислал мне подробное либретто с расписанными сценами, декорациями и костюмами.
С композитором тоже был вопрос решенный?
Нет. Мне не хотелось составлять саундтрек к спектаклю из известных симфоний классиков или неоклассиков, который часто используют. Чтобы работа была по-настоящему особенной, нужно было найти композитора, который напишет оригинальную партитуру. Я говорил с Хансом Циммером, Олафуром Арнальдсом, Иланом Эшкари, который написал музыку к фильму «Белый ворон». Остановились мы на Эльмире Низамове: он создал необходимую кинематографичную атмосферу саспенса и триллера внутри психологического повествования хореографа.
Постановочный процесс шел мучительно?
Все прошло легко. Олег поставил балет около года назад. Перед фестивалем мы всей командой, включая артистов Ксению Шевцову и Георги Смилевски из МАМТа, Вагнера Карвальо, Антона Полодюка и Александру Елагину из Казанского театра, собрались снова и привнесли в спектакль финальные штрихи. На протяжении всей работы нам помогал педагог-репетитор, экс-премьер нашего театра Артем Белов.
О чем получился ваш спектакль?
О том, что надо бережно относиться друг к другу, любить тех, кто рядом, не обижать родных и близких, сохранять тепло внутри семьи. Иначе все может привести к трагедии Билли Миллигана, страдавшего от диагноза «множественная личность», к которому привело жестокое насилие со стороны отчима.
Говоря об этом балете, ты часто вспоминаешь кино. В 2019 году на экраны вышел фильм «Белый ворон», но после него ты пока не снимался. Почему?
У меня было много предложений. Сразу после премьеры мне предложили попробоваться на одну из главных ролей в сериале от Netflix, потом присылали сценарии европейские кинокомпании, но всегда возникала одна и та же проблема — вопрос языка. То на английском требовалось говорить с американским акцентом, то с французским. У Рэйфа Файнса я все-таки играл русского героя, поэтому мое произношение подходило, а потом это стало камнем преткновения. И я решил сделать паузу, чтобы выучить язык.
И все это время ты совершенствовал английский?
Я до сих пор занимаюсь три раза в неделю — с преподавателем, который учит Рэйфа русскому. В машине играет радио на английском, дома мы смотрим кино на языке оригинала. За эти несколько лет мой уровень вырос до advanced, что и принесло результаты.
Мы увидим тебя на киноэкране?
Обязательно! Не так давно закончились съемки фильма Джеймса Напье Робертсона по мотивам биографии Джой Уомак. У меня одна из ведущих ролей. Возглавляют каст Дайан Крюгер и Талия Райдер, а сама Джой дублировала Талию в балетных сценах. Я был очень рад вернуться на киноплощадку. Подсматривал, как работает Дайан, как готовится и существует в кадре. В бешеном восторге от игры Талии: ей всего 20 лет, а она уже профессионал высочайшего класса — думаю, это будущая звезда.
Что тебя привлекает в кино?
Ощущение постоянной нестабильности: ты как будто один на сцене, и на тебя все смотрят. Многие в таких случаях начинают зажиматься и держаться агрессивно, а я, наоборот, собираюсь. Меня, к слову, научил этому Рэйф. Как-то на съемках «Белого ворона» было очень много людей, я растерялся и не мог с собой совладать. Он отвел меня в сторону и сказал, что я должен расслабиться, смотреть только на режиссера и что других шансов отснять эпизод у меня не будет. Пришлось сконцентрироваться. После такого приходит эйфория, которая надолго запоминается.
При этом ты все равно продолжаешь проекты в Казани, а не уходишь с головой в кино.
Мне нравится делать что-то стоящее дома: я мотивирую хореографов на создание новых балетов, танцовщиков — улучшать свою пластику. StagePlatforma заставляет думать и развиваться, и это здорово!
Когда ты можешь сказать, что фестиваль прошел идеально?
Когда все здоровы, все приехали и все счастливы.