Персона

Недосягаемая. Надежда Павлова

Легендарная Надежда Павлова в эксклюзивном интервью специально для нашего издания.

Автор Светлана Потемкина

Фотограф Батыр Аннадурдыев

28.11.2021

Надежда Павлова — без преувеличения, настоящая звезда русского балета. В реальной жизни она необыкновенно утонченная, красивая и недосягаемая. В этом году вышла уникальная книга за авторством Светланы Потемкиной, посвященная Надежде Павловой. Это интервью не вошло в книгу, и для нас большая удача поделиться на страницах нашего издания этой уникальной беседой.

Надежда Васильевна, можно к Вам прийти на репетицию?

Что будем делать? Танцевать? (смеется)

Конечно!

Надежда Васильевна смеется заразительно, как и все, что она делает — танцует, учит, любит. Вспоминается, как это было на сцене — кажется, ей и сейчас ничего не стоит сделать так, чтобы зрительный зал замер от восторга.

После Международного конкурса артистов балета в Москве Вам не хотелось снова принять участие в конкурсах?

Пожалуй, нет. В 1986 году Юрий Григорович предложил мне принять участие в конкурсе, который проходил в Джексоне. Мы должны были с Алексеем Фадеечевым поехать туда после гастролей в Австралии. Но я отказалась и вернулась домой, открыв дорогу Нине Ананиашвили. Григорович тогда спросил меня, может ли она танцевать и большие спектакли, я сказала, что да.

Когда Вы только пришли в Большой театр, Вас поддерживала Майя Плисецкая. Можете ли Вы назвать отношения с ней дружескими?

Когда я пришла в театр, Майя Михайловна сразу пригласила меня в свою гримерку, и это, конечно, была поддержка. Она знала, что я отказала Григоровичу, который предложил мне танцевать в кордебалете, отказала — значит свой человек. Но отношения с ней были только деловыми — ведь у нас очень большая разница в возрасте. В 1990-х мы часто встречались в поездках, во время ее юбилейного тура по разным странам с Имперским балетом Гедиминаса Таранды. Она, конечно, настоящая балерина, это дар, который остался с ней до конца жизни.

А она не приглашала Вас танцевать в своих балетах?

Нет. В труппе Виктора Смирнова-Голованова шла «Кармен», и несколько раз на гастролях за рубежом я ее танцевала. Это была версия, созданная для Алисии Алонсо, что меня и привлекло, потому что важно создать свой образ, а танцевать тот вариант, который исполняла Плисецкая, не нужно было.

Однажды Вы упомянули о Гелси Киркленд, партнерше Михаила Барышникова. Как случилось, что Вы ее увидели?

Это действительно была случайность, потому что во время гастролей за рубежом нам не разрешали ходить на иностранные спектакли. Но все-таки что-то нам удавалось посмотреть. И вот я увидела Гелси в «Драгоценностях». Ей было совсем мало лет, но она восхитила меня своими ясными линиями, сложением, технической точностью и какой-то внутренней чистотой. Киркленд произвела на меня даже большее впечатление, чем Барышников. И вдруг в наш следующий приезд в Америку по невероятной случайности я увидела ее на улице и сразу же узнала. Она шла в странной шляпе, больших ботинках, и я почувствовала, что ей очень плохо и вряд ли в таком состоянии можно долго прожить.

В своей книге «Танец на моей могиле» она как раз пишет, что именно в 1979 году был худший период ее жизни.

Да? Это удивительно, потому что мы никогда не общались, и только недавно я тоже совершенно случайно узнала, что и она видела меня на сцене.

Откуда Вы шли, когда ее встретили?

Помню только, что это был Манхэттен, пасмурно, такое время ближе к вечеру, и мы шли в толпе гуляющих.

А по Москве Вы гуляете, есть места, которые любите?

Всегда любила Театральную площадь у Большого театра, естественно. А гулять доводилось нечасто. Но если это случалось, мне нравился Парк Горького.

Надежда Васильевна, как Вы поддерживаете себя в тонусе? У Вас есть какой-то тренаж?

Минут 15 в день я делаю класс, потому что тело привыкло к нагрузкам, и если их не давать, сердце начинает биться и голова болит.

Есть ли спектакли, в которых Вы мечтали станцевать?

Да, в «Раймонде» и «Лебедином озере», но ни в том ни в другом спектакле Юрий Григорович меня не видел. Может быть, была какая-то другая причина, но станцевать в них он так и не дал. Но вот «Сильфиду», о которой я столько лет мечтала, станцевать удалось. Это случилось уже в 1990-х, а начинала я репетировать этот балет с Олегом Виноградовым в Михайловском (тогда Малом театре) еще в 1970-е годы.

Вы смотрели записи своих спектаклей, когда танцевали?

Нет, очень редко. Доверяешь только своим ощущениям и педагогу. Да и записи в то время не были так распространены, ведь камеры были далеко не у всех.

Вам интересен автобиографический жанр, когда люди рассказывают свои истории?

Часто бывает, что люди как будто задаются целью принизить окружающих, а себя возвысить, показать, какие они гениальные и прекрасные. Для этого биографии писать не стоит.

Ана Туразашвили, солистка Большого театра: «Своей техникой и уникальными данными Надежда Васильевна на несколько десятилетий опередила время, но, несмотря на свои огромные успехи, остается скромным и сдержанным человеком. Мы не так давно работаем вместе, и мне очень помогает ее спокойствие. Даже если что-то не получается в процессе репетиций, она успокаивает своей уверенностью. Мне очень нравится, что Надежда Васильевна может быть и требовательной, и понимающей. Она никогда не навязывает своего видения, но всегда предлагает интересные варианты. Бывает, что целый день идут постановочные репетиции и прогоны, и приходишь на репетицию без сил. Но Надежда Васильевна умеет так сказать, с теплотой и мягко: «Ну, давай еще раз сделаем». И силы откуда-то возвращаются».

10 фактов о Надежде Павловой

  • Единственная балерина, удостоенная Гран-при Московского международного конкурса артистов балета в Москве.
  • Единственная балерина, получившая звание народной артистки СССР в 28 лет.
  • Балерина, с именем которой связано возникновение стиля Большого театра 1970-х годов и большой амплитуды движений.
  • Обладательница шага, вошедшего в историю как six o’clock.
  • Балерина, исполнившая партию Жизели в 17 лет.
  • Балерина, подготовившая Николая Цискаридзе к дебютам в балетах «Жизель» и «Шопениана» и ставшая его первой партнершей.
  • Исполнительница заглавной партии в первом советско-американском фильме Дж. Кьюкора «Синяя птица».
  • Балерина, прославившая пермскую балетную школу во всем мире.
  • Обладательница самой известной балетной фамилии.
  • Балерина, которой не переставала восхищаться Майя Плисецкая, повторяя, что она «слишком хороша».

Благодарим Большой театр за помощь в создании фотосъемки.