Персона

Марина Леонова

Народная артистка РФ, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова в специальном материале журнала «Балет».

Автор Алиса Асланова

28.11.2021

Мы поговорили с Мариной Константиновной о том, почему учащимся Академии полезно участвовать в балетных конкурсах, о работе с учениками и влиянии интернета на детей.

Марина Константиновна, мы с Вами встретились в Сочи перед гала-концертом победителей Международного балетного конкурса «Молодой балет мира» Юрия Григоровича, где Вы являетесь председателем жюри. На Ваш взгляд, зачем ребенку нужны конкурсы? Не отвлекают ли они от учебного процесса?

Отвечу как ректор Московской государственной академии хореографии: вся деятельность в нашей Академии нацелена на то, чтобы подготовить детей к выходу на сцену. В конце концов, наши учащиеся — будущие артисты балета, и их творческая жизнь будет проходить на сцене. Поэтому, конечно, я за конкурсы, особенно в школе, ведь это опыт и движение вперед. Безусловно, опыт бывает разный — положительный и отрицательный, но это тем не менее жизненный опыт, необходимый для артиста балета. И, конечно, не стоит забывать о профессиональном росте во время подготовки к конкурсу: дополнительные занятия над собой, большое количество репетиций и новый репертуар. Подготовка к конкурсу — это не только оттачивание технических навыков, это еще и своего рода воспитание бойца.

Прошлый год был сложным для учащихся из-за пандемии и нестабильного учебного года. Я заметила, что в это время Вы делали большой акцент на сценической практике, чтобы дети перед выпускными концертами как можно больше выходили на сцену. Какие еще методы Вы применяли, чтобы держать детей в тонусе?

Прошлый год был особенным. Мы были вынуждены заниматься в домашних условиях и онлайн. Когда ограничения сняли, я старалась использовать любую возможность, чтобы дети выходили на сцену. Мы собирали родителей, делали домашние концерты в учебном театре, не полный зал, но все равно зритель был. Для нас это определенный опыт. Мы начали готовиться к государственным экзаменам и выпускным концертам только в конце января. Хотя и не были точно уверены, что выступления состоятся. Кстати, к этому конкурсу мы подготовились очень быстро — за сентябрь. Например, Ксения Трохова, можно сказать, — студентка первого курса, ведь на втором курсе она отучилась только сентябрь. И за месяц они с педагогом Татьяной Гальцевой подготовили большое количество новых вариаций, номера современной и народной хореографии. Это такой педагогический и исполнительский подвиг. В итоге — вторая премия на этом конкурсе. Я считаю, что это очень хорошая награда, ведь Ксения — еще совсем юная девушка. Наши студенты очень хорошо выступили на этом конкурсе и были оценены по достоинству. Студентка третьего курса Софья Маймула и студент второго курса Макар Михалкин получили первую премию. Вторую премию выиграли Артемий Титаренко и японец Синтаро Абоси, оба студенты третьего курса. Их одноклассница Ангелина Юркевич кроме третьей премии также была отмечена специальным призом журнала «Балет» за лучшее исполнение народно-сценического танца.

Когда Вы берете класс, Вы как педагог сразу видите, есть ли среди них будущая прима?

Каждый ребенок должен себя проявить. Я отвечаю за каждую ученицу и со всеми работаю одинаково, а вот кто из них сколько от меня берет — это уже их личные качества, через призму которых проявляется индивидуальность. Кто-то схватывает раньше, кто-то позже. И, конечно, на этом пути проявляется тот самый ребенок, который идет за тобой быстрее, чем все остальные. Но я все равно должна заниматься со всеми, чтобы каждая моя ученица, выходя на сцену, имела хорошую школу и сценическую практику.

В Вашем классе ученицы всегда имеют особое отношение к профессии, они очень самостоятельные и работоспособные. Находитесь Вы рядом или нет, они все время что-то пробуют и проверяют. При этом Вы никогда не кричите на них, у Вас совсем другое влияние. Как Вам удается выстраивать такие взаимоотношения с детьми?

Дети — такие же люди, как все мы. Нет нужды кричать на них, их нужно просто любить и заниматься с ними. Оскорблять или унижать детей недостойно педагога. Надо просто быть на равных с ними и относиться к ним, как к будущим артистам. Они такое отношение понимают и уважают. Я требовательный педагог, но фундамент у меня выстроен именно на таком подходе.

В прошлом учебном году Ваша ученица Ева Сергеенкова была приглашена художественным руководителем Большого театра Махаром Вазиевым танцевать в спектаклях Большого театра. Это действительно очень редкий случай. Мне кажется, это еще и признание Вашей педагогической деятельности…

В силу различных жизненных обстоятельств многие мои ученицы разлетелись по миру. Да, у меня много известных учениц. Наташа Осипова — мировая звезда, Ксения Рыжкова — прима-балерина Баварского государственного балета, американка Маша Бек — прима-балерина Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, и, конечно, лиричная, нежная и необыкновенно красивая Светлана Лунькина, которая танцует сейчас в Национальном балете Канады. А сколько учениц, которые стали замечательными солистками и танцуют в разных театрах! Что касается приглашения Евы танцевать в спектаклях Большого театра — это было совершенно неожиданно! Когда Махар Вазиев позвонил и предложил станцевать Повелительницу Дриад в балете «Дон Кихот», я сказала: «Мы порядок выучим, покажем». Мы репетировали с Евой, и я поняла, что у нее получится. Притом мы сразу готовили вариацию в трудном варианте — с Grand fouette — как балерины в театре танцуют. Махар Хасанович посмотрел запись, которую мы отправили перед просмотром в театр, и сказал сразу: «Я ставлю на афишу». Это доверие. Значит, художественный руководитель увидел в моей ученице все то же самое, что видела в ней я. И никаких сомнений не было ни у него, ни у меня. Ева проходила в зале всю партию по три раза, и я абсолютно была уверена в ее силах и выносливости. Ее способности говорили сами за себя: линии, вращение, техника, выразительность, музыкальность — все в этой девочке есть для того, чтобы выйти на сцену Большого театра. То, как она справилась с возложенной на нее ответственностью, говорит о железном характере. Такие и могут вырваться вперед, они действительно посвящают себя служению искусству балета. Я очень надеюсь, что Ева займет достойное место в труппе Большого театра.

В следующем году исполнится 20 лет, как Вы стоите у руля Академии. Вам свойственно оглядываться назад?

Нет, не оглядываюсь. Жизнь, конечно, насыщенная, интересно какие-то события вспомнить иногда, но быть ректором — значит постоянно работать и соответствовать этому месту и тому доверию, которое оказал коллектив, избрав меня на эту должность. Через 20 лет, конечно, я стала более опытной. А потом, деятельность Академии зависит не только от меня. Вы знаете, собрался такой коллектив, который понимает, где он служит и для чего. На моем веку прошла уже четвертая аккредитация вуза. Поэтому я очень благодарна людям, которые мне доверили управление Академией, но они сами работают очень хорошо. Я просто служу своей Академии, которую сама окончила.

Министр культуры Ольга Любимова сейчас поддерживает использование современного подхода в области культуры. Даже запуск онлайн-версии журнала «Балет» — тому пример. Сегодня все развивается так быстро, и важно оставаться актуальным, используя технологии в той или иной деятельности. Я знаю, что во время локдауна в Академии было установлено специальное оборудование для онлайн-занятий. Расскажите о Вашей позиции по данному вопросу?

На мой взгляд, учить балету в режиме онлайн невозможно. Это была чрезвычайная ситуация. Но да, во время пандемии мы очень быстро перестроились, мы прекрасно владеем интернет-технологиями и используем их по максимуму. Сразу установили специальное оборудование в балетных классах, начали работать с ребятами в режиме онлайн. Продолжили проект Министерства культуры «Творческие люди» — это курс повышения квалификации для всех балетных школ нашей страны. Иностранные студенты в период пандемии тоже имели возможность заниматься.

К слову о современности, не диктует ли сегодня молодое поколение иной подход в обучении? Не отвлекают детей социальные сети, излишнее наслаивание тщеславия, когда не выложил — не было? Они видят, как артисты становятся популярными в социальных сетях, а ведь не всегда их достижения на сцене соответствуют достижениям в Instagram.

Конечно, дети стали другими. С одной стороны, иногда они бывают рассеянными, из-за того что они в Интернете, а с другой — они, конечно, знают гораздо больше. XXI век — никуда от этого не денешься. Они же не могут отставать от жизни. Но отношение детей к балету, в общем-то, не изменилось. Они такие же трудяги. Тот, кто решил посвятить себя служению балету, работает. Известность приносит не Instagram, а трудолюбие и талант.

Что бы Вы пожелали молодому поколению?

Главное в нашей профессии — состояться. То, чему тебя научили в школе, нужно принести в театр и суметь этим правильно распорядиться. Необязательно быть прима-балериной, в театре всегда найдется правильное место, которое ты заслужил.