Статьи

К юбилею Марины Константиновны Леоновой

18.02.2024

В юбилей народной артистки РФ и ректора Московской государственной академии хореографии Марины Константиновны Леоновой мы подготовили материал с воспоминаниями учениц о времени учебы в академии под ее наставничеством.

Ксения Рыжкова, Ева Сергеенкова, Мария Бек, Эльвина Ибраимова, Арина Денисова, Антонина Чапкина и Елизавета Крутелева рассказали о педагогических методах Марины Константиновны, о переданной ею культуре поведения в театре, о самых ценных уроках и наставлениях, которые они проносят сквозь года, будучи артистками ведущих балетных трупп.

Редакция диджитал-журнала «Балет» присоединяется к поздравлениям и желает Марине Константиновне здоровья и благополучия!

КСЕНИЯ РЫЖКОВА

Прима-балерина Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Какое влияние на вас оказала работа с Мариной Константиновной, главное — чему она вас научила, что вы проносите через карьеру до сих пор?

Марина Константиновна, помимо профессии, в первую очередь научила быть сильной, верить в себя и в то, что делаешь. Это, думаю, одно из самых важных качеств, потому что порой именно сомнения или страх неудачи не дают артисту исполнить партию так, как он может на самом деле. Она никогда не учила той самоуверенности, которая часто перерастает в гордыню, — нет, ни в коем случае! Марина Константиновна, наоборот, всегда говорила, что жизнь артиста балета — это непрерывное воспитание себя как личности и балерины, и учила никогда, ни при каких обстоятельствах не останавливаться на достигнутом. Марина Константиновна сама очень образованна, она всегда следила за тем, чтобы мы были начитанны, способны думать и анализировать. Это все, конечно, осталось со мной навсегда. Никогда не позволяю себе выходить на сцену, если не понимаю, о чем танцую и для чего.

Вы уже состоявшаяся балерина, а помните себя во время учебы? Какая была специфика работы в академии с Мариной Константиновной? Как она вас готовила к театральной жизни?

Конечно, помню! Марина Константиновна нас сразу готовила к жизни в театре. Всегда общалась с нами как со взрослыми артистами, а не ученицами. И когда мы готовились к каким-то конкурсам или выступлениям, требовала, чтобы мы танцевали как артисты.

Она очень требовательна и не любила повторять одно и то же замечание по несколько раз. Она понимала, что сразу все не получится, но ей было важно видеть, что ты работаешь над собой и работаешь с головой. Несмотря на строгость, она не боялась нас хвалить, что было чудесно, — мне кажется, для детей это хороший стимул. Марина Константиновна всегда с особой любовью относится к своим ученикам, не только к тем, кто в данный момент на ее курсе, а вообще ко всем.

Ваши пожелания Марине Константиновне в юбилей?

Мне хочется пожелать счастья, здоровья, сил для реализации всего, что ей хотелось бы сделать в дальнейшем; оставаться всегда чудесным и мудрым наставником!

И, конечно, хочу выразить признательность и благодарность за годы учебы и поддержку в моей профессиональной жизни.

Фото: Алексей Бражников
Ксения Рыжкова и Эльвина Ибраимова в Московской академии хореографии

ЭЛЬВИНА ИБРАИМОВА

Первая солистка Баварского балета (Мюнхен)

Марина Константиновна оказала ключевое влияние на мою карьеру. Школа закладывает очень мощный фундамент для твоего будущего и реализации в театре. Уже с самых первых дней работы с нами Марина Константиновна осознанно и системно закладывала то, что определит нашу последующую балетную судьбу. Самое главное, чему я научилась у Марины Константиновны и несу через мою карьеру до сих пор, — это манера исполнения, уверенная подача себя, когда с первым шагом на сцену ты способен смело заявить о себе и захватить внимание зрителей. Также Марина Константиновна очень внимательно следила за чистотой позиций, точностью и аккуратностью движений, выворотностью, что, по моему мнению, и является одним из основных критериев профессионализма балетного танцовщика.

Особая благодарность Марине Константиновне за то, что она с первых дней целенаправленно готовила нас к театральной жизни. Особенно спустя время понимаешь, насколько важным этот подход был для дальнейшей работы в театре, начиная с культуры поведения с педагогами, взрослыми артистами и любым персоналом театра, заканчивая навыками выдерживания напряжения, быстрой сообразительностью, абсолютной готовностью к репетиционному процессу и умением справиться как с неудачами, когда нужно взять себя в руки и проделать работу над ошибками, так и с успехом, когда очень важно не останавливаться на достигнутом, продолжая работать и развиваться дальше.

Лично для меня очень ценно, что Марина Константиновна учила нас слушать и слышать тело, не запускать, предотвращать любые травмы, уделяя особое внимание восстановлению с помощью терапии, различных процедур, образа жизни и режима дня.

ЕВА СЕРГЕЕНКОВА

Ведущая солистка Большого театра России

Марина Константиновна с детства являлась для нас, учеников, примером балерины, педагога, ректора. Попасть к ней в класс для меня казалось чем-то невероятным. Большая удача учиться у балерины, исполнявшей ведущие партии в Большом театре в период «золотого века» нашего балета, напрямую работавшей с Юрием Николаевичем Григоровичем, Раисой Степановной Стручковой.

Сложно представить, сколько настоящего сценического опыта этот человек имеет и может передать тебе.

Марина Константиновна при подготовке вариаций из различных спектаклей всегда помимо технических задач, над которыми мы неустанно работали, обращала внимание на подачу нашего исполнения. Она требовала от каждой ощущения себя как балерины. Это должно проявляться в уверенности шага, положении корпуса, головы. Балерина не должна выходить из своего сценического образа до тех пор, пока спектакль или выступление не состоится.

Конечно, очень важен характер. Нужно уметь совладать с волнением и неуверенностью. Этому Марина Константиновна учила и меня. Она всегда произносила слова поддержки, важные для меня, и я до сих пор их чувствую.

Марина Константиновна была честна с нами, предупреждала, что театральная жизнь непростая и требует больших усилий, что, выпускаясь из академии, нужно быть готовым настолько, насколько это возможно, и помогала каждой ученице максимально раскрыть свой потенциал. Я считаю, что без моего педагога я не была бы там, где сейчас. Работать в Большом театре, учиться у лучших и находиться на одной сцене с великими для меня счастье. Я благодарна за это Марине Константиновне.

АРИНА ДЕНИСОВА

Ведущая солистка Большого театра России

Марина Константиновна оказала большое влияние на формирование меня как артистки балета. На уроках она всегда уделяла внимание малейшим деталям: повороту головы, положению рук и ног, ракурсу в позе, а также эмоциональной составляющей.

Благодаря Марине Константиновне мы всегда правильно и грамотно распределяли нагрузку на уроке, чтобы сохранить свой балетный аппарат в хорошем состоянии и обойтись без травм.

Марина Константиновна, безусловно, стала для меня «балетной мамой». Она всегда чувствовала нас, понимала, что нам нужно в тот или иной момент, находила подход к каждой своей ученице и развивала в нас лучшие индивидуальные качества.

Мы всегда могли подойти к ней с любым вопросом и получить мудрый совет.

Думаю, Марина Константиновна научила меня быть более собранной и внимательной в каких-то моментах. Всегда уделять внимание даже самым небольшим деталям и нюансам. Идти к своей цели, несмотря на все трудности и преграды. Танцевать душой, а не просто выполнять набор определенных движений. Марина Константиновна каждый раз перед выступлением говорила нужные слова и наставления, которые придавали уверенности перед выходом на сцену. По сей день, работая в театре, я вспоминаю ее замечания и пожелания, которыми она делилась с нами во время учебы в академии.

Я всегда буду благодарна за этот ценнейший опыт — учиться у такого прекрасного педагога, как Марина Константиновна!

Арина Денисова и Ева Сергеенкова в Московской академии хореографии

АНТОНИНА ЧАПКИНА

Солистка Большого театра России

Фото: Дамир Юсупов

Мне посчастливилось поступить в Московскую государственную академию хореографии, где с первого курса моим педагогом была Марина Константиновна. Уже в 15 лет я понимала, что учиться у ректора академии — большая удача и, конечно, колоссальная ответственность.

С первых минут Марина Константиновна начала учить нас пониманию изысканности и красоты каждого движения, тому, как подавать себя на сцене, и, безусловно, неимоверной любви к музыке. До сих пор мне очень важно, кто именно аккомпанирует и, главное, как.

Все, что я получила в академии и непосредственно на уроках Марины Константиновны, я берегу и проношу через годы своей жизни. Это помогло мне и в Михайловском театре, и в Ла Скала, и в Балете Монте-Карло, а сейчас — в Большом театре.

Благодаря Марине Константиновне еще на первом курсе мне подобрали удобную модель пуант, в которой я танцую до сих пор.

Работая с Мариной Константиновной для выпускных концертов на сцене Большого театра, я смогла показать себя во всех главных направлениях танца в балете. Мне посчастливилось прикоснуться к миниатюре «Умирающий лебедь», которая до сих пор вместе со мной модифицируется и исполняется на гала-концертах по всему миру. Еще в школе у меня случались номера, которые нужно было выучить в кратчайший срок, поэтому впоследствии ни в одном театре не было проблем с тем, чтобы быстро выучить репертуар и влиться в коллектив.

Я благодарна Марине Константиновне за то время, которое она подарила мне за годы учебы. Желаю крепкого здоровья на многие лета, чтобы радовать и вдохновлять своим присутствием на наших спектаклях!

МАРИЯ БЕК

Прима-балерина Венгерской национальной оперы

Фото: Карина Житкова

Марина Константиновна — человек высокой культуры: у нее потрясающие вкус и стиль, не только в одежде, а в ней самой, в ее подаче, походке, речи… Когда с такими людьми постоянно находишься — так было в течение трех лет моей учебы в МГАХ — тоже начинаешь впитывать все эти качества.

Она и в нас воспитывала вкус: как нужно ходить и держать себя, как быть женственной и аккуратной, как быть вдумчивым артистом. Мы очень много работали над стилем исполнения движений и над телом, над чувством наполнения движения, как именно нужно использовать корпус и руки, чтобы добиться тех самых линий, которые дают нежность, плавность и, самое главное, танцевальность.

Все полученные знания я стараюсь привносить в свою артистическую и повседневную жизнь.

Я помню, что очень хотела выйти на один уровень с моими однокурсницами. Я пришла в МГАХ сразу на первый курс, а девочки учились там с десяти лет. То, что я попала в класс к Марине Константиновне, конечно, большое везение. Это все меня очень сильно подстегивало, и приходилось постоянно доказывать, что я могу и хочу.

Я безумно благодарна Марине Константиновне и моему классу за то, что довольно быстро почувствовала себя своей, как будто бы училась вместе со всеми в академии с самого начала.

Марина Константиновна готовила нас не только к театральной жизни, но и к жизни вне театра. В любой сфере деятельности невозможно добиться успеха без дисциплины, особенно в нашей профессии.

Умение быть дисциплинированным распространялось не только на ежедневные занятия, но и на уборку комнаты в общежитии. Помню, она приходила к нам и заходила в каждую комнату, смотрела, насколько качественно мы убирались. Такие проверки тоже воспитывают определенную культуру, аккуратность, организованность и собранность, что определенно влияет на подход к работе и жизни в целом.

Я желаю Марине Константиновне безмерного здоровья, замечательного настроения, хочу, чтобы ее всегда окружали теплые, доброжелательные и просто хорошие люди.

ЕЛИЗАВЕТА КРУТЕЛЕВА

Солистка Большого театра России

Марина Константиновна научила меня тому, что балет — это прежде всего танец. Всегда говорила, насколько важна музыкальность в нашей профессии.

Работа с Мариной Константиновной не была похожа на работу с предыдущими педагогами, это уже были не основы классического танца, а следующая ступень моего развития. Она раскрепощала мою зажатость и знакомила со взрослым танцем.

Марина Константиновна научила бороться за себя и за свое место в профессии, воспитав нас бойцами, что так необходимо в нашей профессии.

Хочу пожелать Марине Константиновне крепчайшего здоровья, талантливых и думающих учеников и сил для передачи им своего мастерства.

Елизавета Крутелева в Московской академии хореографии
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.